Представление времени у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Содержание работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
1.1. Сущность познавательной активности при формировании ориентировки во времени
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.3. Приемы развития познавательной активности при обучении ориентировке во времени
Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.1. Педагогическое исследование уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.2. Комплекс игр и упражнений для развития познавательной активности
2.3. Содержание контрольного исследования уровня сформированности временных представлений у детей среднего дошкольного возраста и развития их познавательной активности
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

РАБОТА УЗУН ЛЮДЫ Развитие познавательной активности при формировании ориентировки во времени.docx

— 922.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени 

1.1. Сущность  познавательной активности при  формировании ориентировки во  времени 

1.2. Психолого-педагогическая  характеристика детей среднего  дошкольного возраста 

1.3. Приемы развития познавательной активности при обучении ориентировке во времени 

 

Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени 

2.1. Педагогическое исследование уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени 

2.2. Комплекс игр и упражнений для развития познавательной активности 

2.3. Содержание  контрольного исследования уровня  сформированности временных представлений  у детей среднего дошкольного  возраста и развития их познавательной  активности

 

Заключение 

 

Библиография 

 

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема  развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в  детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Вопросам  развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется  особое внимание. В частности, была разработана Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено), в  основе которой лежат: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей. Гуманизация образования предполагает его ориентацию на развитие личности ребенка, направленность на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Для этого требуется создание образовательных технологий, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном звене на содержательном материале, что является чрезвычайно актуальным для практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наименее разработанными эти вопросы являются в теории и практике непрерывного математического  развития ребенка в системе дошкольного  и начального школьного образования. И поэтому в последнее время  стали больше уделять внимания вопросам развития познавательной активности при  формировании у детей математических представлений. Современное состояние  теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80—90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования.

Анализ  содержания обучения дошкольников с  точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости  учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и  логических операций (классификации и сериации). Для этого предлагались и своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании […..]. В начале 90-х гг. XX в. наметилось несколько основных научных направлений в теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Математическое  развитие детей в конкретном дошкольном образовательном учреждении направлено, как правило, на включение того логико-математического содержания, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей. Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т.е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением […….].

В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено  развитие у детей ориентировки во времени. Это обусловлено тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Ориентировка  во времени жизненно необходима ребенку  как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и психологической диагностики. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например: целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.

В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков [17, с.3]. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. Причины этого: своеобразие времени как формы проявления реальности; несформированность у ребенка механизмов познания времени; особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте; небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени. Поэтому в дошкольном возрасте целесообразно осуществлять развитие «чувства времени» у ребенка в единстве с ознакомлением его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий, явлений, процессов […..].

Развитие у детей ориентировки во времени включает представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки; умение последовательно называть дни недели (какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра); умение определять времена года; развитие чувства времени (длительности временных интервалов). Вместе с тем, как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, не имеет наглядной формы, с ним нельзя совершать действия. И поэтому дети иногда сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть».

Исследования  представлений ребенка о времени  проводились, как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Альбуханова-Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Т.А. Мусейнова, К.В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман,  Л.С. Метлина и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формирование единого понимания процессов развития данных представлений у ребенка.

Данная работа обусловлена  необходимостью изучения процесса формирования ориентировки во времени у детей  среднего дошкольного возраста. Это работа не является самоцелью, а может быть использована для развития полноценных качеств личности, одним из которых является познавательная активность.

Актуальность работы заключается  в том, что вопросы развития познавательной активности при формировании у детей математических представлений, в особенности формирования ориентировки во времени, являются наименее разработанными. В психолого-педагогической литературе в основном приводится изучение познавательной активности при формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование познавательной активности дошкольников.

Предмет исследования: познавательная активность детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени.

Цель работы: исследовать возможность развития познавательной активности при формировании ориентировки во времени.

Задачи исследования:

1. Изучить  возможность развития познавательной  активности в среднем дошкольном  возрасте при формировании ориентировки  во времени в психолого-педагогической  литературе.

2. Исследовать  уровень сформированности ориентировки  во времени и познавательной  активности у детей среднего  дошкольного возраста.

3. Разработать  и апробировать комплекс игр  и игровых упражнений по формированию  ориентировки во времени у  детей среднего дошкольного возраста  для развития познавательной  активности.

Методы исследования:

1. Теоретический  анализ литературы.

2. Педагогическое   исследование    уровня временных представлений.

3. Количественный и качественный анализ данных.

4. Наблюдение  за поведением детей в процессе  воспитательно-образовательной работы.

Методологической основой исследования являются: психологическая теория о ведущей роли деятельности в развитии психики человека (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); учение о роли обучения в развитии личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); теория познавательного интереса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н.Г.Морозова, Г. И. Щукина); теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); концепция интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения математике (Г.А.Корнеева); теоретические положения об общении и взаимодействии детей в совместной деятельности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, Г. А. Цукерман и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что даются рекомендации к организации обучения математике детей среднего дошкольного возраста с учетом современных требований (развивающий характер содержания обучения; внедрение методов обучения, обеспечивающих активную познавательную деятельность детей; создание методических пособий для педагогов дошкольных учреждений). Разработана система занятий по математике (формирование ориентировки во времени), методика их организации и проведения с опорой на взаимодействие детей в процессе обучения, обеспечивающая развитие познавательного интереса у дошкольников, на основе которой возможно создание методических пособий для дошкольных учреждений. Экспериментально проверенная система развития познавательного интереса при формировании временных представлений в рамках методической работы может быть использована в профессиональном педагогическом образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности у детей  среднего дошкольного возраста при  формировании ориентировки во времени

 

1.1. Сущность познавательной активности  при формировании ориентировки  во времени

 

Среди видов  самостоятельной деятельности детей (художественная, речевая, игровая) можно выделить самостоятельную математическую деятельность или (при более точном определении ее) – самостоятельную познавательно-игровую деятельность.

Организованная  на должном уровне самостоятельная  математическая деятельность в большей  мере, чем обучение на занятиях, способствует развитию у детей активности, самостоятельности, что обеспечивает в дальнейшем наличие  элементов творчества в деятельности дошкольника.

Исследования  в детской психологии, посвященные  поиску приемов и средств формирования активности и самостоятельности  мыслительной деятельности, изучению закономерностей проявления активности у детей дошкольного возраста проводились В.В. Давыдовым, Н.Н. Поддъяковым, Л.А. Венгер, М.И. Лисиной, А.М. Матюшкиным и др.) [……].

В психологии активность понимается как деятельность, личностное образование, готовность к деятельности, инициативность, потребность во впечатлениях, творческая активность и т.д. В педагогике активность составляет самое общее основание в разработке и реализации активных методов обучения и воспитания.

Активность  в психологии и педагогике рассматривается  и как личностное образование, выражающее определенное состояние субъекта, его  отношение к деятельности. Активность в деятельности проявляется через  внимание, расположенность к ней, живость участия в общем (поисковом) процессе, быстроту реагирования на изменение  обстоятельств деятельности. В таком  понимании активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер, являясь принадлежностью деятеля [……..].

Информация о работе Представление времени у детей дошкольного возраста