Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа
Целью моего курсового проекта ставится изучение основных принципов реализации управления окружающей среды в Республике Беларусь, анализ данных о состоянии природы нашей страны и рассмотрение выходов из сложных ситуаций по сохранению водного, растительного, животного и др. миров.
Объектом курсового проекта является государство и его взаимосвязь с окружающей средой. В качестве же предмета рассматриваются основные направления государства в политике по окружающей среде.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность и направления охраны окружающей природной
среды …………………………………………………………………………. 4
1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления.
ее охраны
1.2. Право природопользования
1.3.Органы общей компетенции, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей среды
2. Анализ охраны окружающей среды в РБ и современное состояние
окружающей среды.………………………………………………………… 13
2.1. Водные ресурсы
2.2. Качество атмосферного воздуха и состояние озонового слоя
2.3. Животный мир
3. Задачи охраны окружающей среды в РБ на долгосрочный
период……….................................................................................................... 24
3.1. Цель и принципы стратегии решении задач
3.2. Задачи стратегий и пути их решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 33
Частное учреждение образования
«Институт
предпринимательской
Факультет
внешнеэкономической
(Факультет экономики и бизнеса)
Кафедра экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственная политика по охране окружающей среды
по дисциплине «Макроэкономика»
Студент заочной
формы обучения
Факультет экономики и бизнеса
2 курс, группа з01по
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность и направления охраны окружающей природной
среды …………………………………………………………………………. 4
ее охраны
1.2. Право природопользования
1.3.Органы общей компетенции, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей среды
окружающей среды.………………………………………………………… 13
2.1. Водные ресурсы
2.2. Качество атмосферного воздуха и состояние озонового слоя
2.3. Животный мир
период……….....................
3.1. Цель и принципы стратегии решении задач
3.2. Задачи стратегий и пути их решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 33
Введение
Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды в соответствии с Конституцией Республики Беларусь направлена на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду как основного условия устойчивого социального и экономического развития страны.
Основные принципы и направления реализации экологической политики в стране определены Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., №188, 2/1157), Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/875), Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 69, 1/2852), Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, другими нормативными правовыми актами, а также регулируются международными договорами Республики Беларусь.
Новые
экологические угрозы, глобальные
и региональные изменения
Основные
направления являются
Экологически благоприятная среда обитания обеспечивается системой мер по сохранению целостности природных комплексов, поддержанию биологического и ландшафтного разнообразия, охране и восстановлению природных ресурсов, повышению экологической устойчивости территорий.
Целью моего курсового проекта ставится изучение основных принципов реализации управления окружающей среды в Республике Беларусь, анализ данных о состоянии природы нашей страны и рассмотрение выходов из сложных ситуаций по сохранению водного, растительного, животного и др. миров.
Объектом курсового проекта является государство и его взаимосвязь с окружающей средой. В качестве же предмета рассматриваются основные направления государства в политике по окружающей среде.
1. Сущность и направлении охраны окружающей природной среды
Загрязнение окружающей среды — это физико-химическое изменение состава природного вещества (почвы, воздуха, воды), которое угрожает нормальному функционированию жизни, живых организмов, сообществ, в том числе и человека. Загрязнение бывает космическое -естественное, получаемое из космоса и в вулканической деятельности и антропогенное – совершаемое в результате хозяйственной деятельности человека.
Антропогенное загрязнение – любое загрязнение природной среды, вызванное деятельностью человека — это прямое или опосредованное влияние человека на природу, приводящее к точечным, локальным, региональным или генерализованным ее изменениям. Антропогенное загрязнение природы подразделяется на несколько видов – пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое (изменение температуры воды).
В городах наибольший удельный вес в загрязнении дает транспорт, примерно 70-80%. В промышленности наиболее «агрессивной» считается металлургия и машиностроение, затем идет энергетика, химическая, нефтяная и газовая отрасли.
С загрязнением атмосферы связано состояние Озонового слоя земли, основная функция которого состоит в охране жизни человека и других живых существ земли от губительного воздействия космического ультрафиолетового излучения.
Не менее важным объектом загрязнения являются воды республики, водоемы, реки, озера, подземные воды. За последние 20 лет минирализация воды в крупных реках республики Припять, Днепр, Западная Двина, Неман, Сож возросли более чем на 20%. Неблагоприятная обстановка складывается с подземными водами, большая их часть загрязняется в районах промышленных предприятий, крупных животноводческих комплексов, активного применения минеральных удобрений и ядохимикатов.
В процессе
хозяйственной деятельности происходит
постепенное истощение
Охрана
природы как форма
Консервативная
заповедная охрана природы — защита
памятников природы, ее реликтовых достопримечательных
объектов от воздействия человека.
Вторая форма охраны природы - рациональное
использование природных
Рациональное
- это экономическое, бережное использование
источников природного сырья, природных
ресурсов с учетом требований охраны
окружающей среды. Примерно в 1960г. проблема
рационального использования
Современный этап охраны окружающей среды характеризуется следующими направлениями:
1. гуманизация охраны окружающей среды, в центре внимания находится человек, его жизнь, здоровье, благосостояние, генетическая программа;
2. экологизация хозяйственной деятельности, внедрение требований охраны окружающей среды (экологических требований) во все виды и на все этапы хозяйственной деятельности;
3. экономизация охраны окружающей среды, материальная заинтересованность хозяйствующих субъектов в охране окружающей среды;
4. антивоенное направление природозащитных мероприятий, милитаризация экономики не только ведет к возникновению в конечном итоге войны, но и отвлекает значительные средства из бюджета государства, которые могли бы использовать на охрану окружающей человека среды, испытание и совершенствование вооружения наносят значительный ущерб окружающей среде.
1.2 Право природопользования
Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Исходя из этого произошло разделение на формы природопользования, экономическое (главенствующие на данном этапе), экологические, культурно-оздоровительные. В последнее время наконец-то человечество осознало истину, особенно после катастрофы на ЧАЭС, что оно лишь часть природы и притом очень зависимая. Это существенно изменило восприятие мира. Человечество поняло, что изменение природы человеком на данном этапе развития резко негативно воздействует на социально-экономические процессы, что без воспроизводства природных систем не будет идти экономическое развитие, улучшение благосостояния людей.
В связи с этим в Республике Беларусь уделяется много внимания правовому регулированию природопользования.
Природопользование в Республике осуществляется в трех видах: естественного, общего и специального.
Естественное
природопользование не требует какого-либо
специального разделения. Осуществляется
оно людьми в силу принадлежащих
ему естественных условий существования
как живой материи, пользование
атмосферным воздухом, водой для
питья, других нужд. Общее природопользование
осуществляется гражданами без специального
разрешения, пользование водой, лесом
в культурно-оздоровительных
Специальное природопользование - предусматривается пользование природными объектами на основе специального разрешения компетентных органов государства. Специальное природопользование носит целевой характер и в зависимости от вида природного объекта подразделяется на землепользование, пользование недрами, водопользование, лесопользование, пользование животным и растительным миром, атмосферным воздухом.
Специальное
природопользование связано с потреблением
природных ресурсов, в силу этого
оно взаимосвязано через
Специальное природопользование гражданами и субъектами хозяйствования республики осуществляется на основе разрешения компетентного органа, лицензии.
В переходный
период к рыночным отношениям лицензионная
деятельность приобретает особое значение,
как рычаг защиты экономических
и экологических интересов
Общий порядок предоставления лицензий регулируется Постановлением Кабинета Министров от 16.10.91г. № 386 «Временное положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений, лицензий на осуществление отдельных видов деятельности» с последующими изменениями и дополнениями, в котором перечислены субъекты управления и хозяйствования, в компетенцию которых входит выдача лицензий по использованию природных ресурсов и Положением о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (приказ Минприроды от 1.08.1996г. № 173). Лицензия выдается на каждый вид деятельности, сроком до 5 лет, в том числе может быть и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицензией - передача другим субъектам, нарушение природоохранных норм, влечет за собой лишении лицензии по решению органа, который ее выдал.
Природоресурсовая лицензия - это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса, в котором содержатся две функции: контроля за законностью использования природного ресурса и соблюдение санитарных норм нормирование потребления, решает две задачи - охранительную и регулятивную.
Лицензионная деятельность в области природопользования - это административно-правовой метод регулирования, экологических отношений путем запрета, разрешения и уполномочия. Лицензия на использование природных ресурсов - акт собственника природного ресурса (фондодержателя), форма государственного контроля за использованием природных ресурсов, средство регулирования рационального природопользования.
Предмет лицензии в области природопользования - природный ресурс, предназначенный для использования. На основании, этого лицензироваться могут экономические ресурсы (древесина, полезные ископаемые) и экологические защищающие природу и человека (разрешение на выброс и сброс, захоронение отходов) оздоровительные ресурсы (разрешение на пользование лечебными свойствами природы или культурные (разрешение на археологические разработки)
Информация о работе Государственная политика по охране окружающей среды