Государственная политика по охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моего курсового проекта ставится изучение основных принципов реализации управления окружающей среды в Республике Беларусь, анализ данных о состоянии природы нашей страны и рассмотрение выходов из сложных ситуаций по сохранению водного, растительного, животного и др. миров.
Объектом курсового проекта является государство и его взаимосвязь с окружающей средой. В качестве же предмета рассматриваются основные направления государства в политике по окружающей среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность и направления охраны окружающей природной
среды …………………………………………………………………………. 4
1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления.
ее охраны
1.2. Право природопользования
1.3.Органы общей компетенции, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей среды
2. Анализ охраны окружающей среды в РБ и современное состояние
окружающей среды.………………………………………………………… 13
2.1. Водные ресурсы
2.2. Качество атмосферного воздуха и состояние озонового слоя
2.3. Животный мир
3. Задачи охраны окружающей среды в РБ на долгосрочный
период……….................................................................................................... 24
3.1. Цель и принципы стратегии решении задач
3.2. Задачи стратегий и пути их решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 33

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 173.80 Кб (Скачать файл)

 

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

 

 

Факультет внешнеэкономической деятельности и предпринимательства

(Факультет  экономики и бизнеса)

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:  Государственная политика по охране окружающей среды

по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

Студент заочной  формы обучения                                        

Факультет экономики  и бизнеса       

2 курс, группа  з01по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

     СОДЕРЖАНИЕ                                                                                           стр.

 

     ВВЕДЕНИЕ 3

 

1.Сущность и направления охраны окружающей природной

среды ………………………………………………………………………….  4

    1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления.

 ее охраны

    1.2. Право природопользования

  1.3.Органы общей компетенции, осуществляющие государственное

управление в области охраны окружающей среды

  1. Анализ охраны окружающей среды в РБ и современное состояние

окружающей  среды.………………………………………………………… 13

   2.1. Водные ресурсы

   2.2. Качество  атмосферного воздуха и состояние озонового слоя

   2.3. Животный  мир

  1. Задачи охраны окружающей среды в РБ на долгосрочный

период………....................................................................................................   24

3.1. Цель и принципы стратегии решении задач

3.2. Задачи стратегий и пути их решений

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….  32 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………  33 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды в соответствии с Конституцией Республики Беларусь направлена на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду как основного условия устойчивого социального и экономического развития страны.

  Основные принципы и направления реализации экологической политики в стране определены Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., №188, 2/1157), Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/875), Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 69, 1/2852), Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, другими нормативными правовыми актами, а также регулируются международными договорами Республики Беларусь.

 Новые  экологические угрозы, глобальные  и региональные изменения климата,  а также анализ состояния окружающей среды приводят наше государство к необходимости разработки направлений политики в области охраны окружающей среды.

 Основные  направления являются неотъемлемой  частью общего социально-экономического  процесса улучшения качества  жизни населения, в том числе  за счет сохранения экологически  благоприятной среды обитания.

  Экологически благоприятная среда обитания обеспечивается системой мер по сохранению целостности природных комплексов, поддержанию биологического и ландшафтного разнообразия, охране и восстановлению природных ресурсов, повышению экологической устойчивости территорий.

Целью моего курсового проекта ставится изучение основных принципов реализации управления окружающей среды в Республике Беларусь, анализ данных о состоянии природы нашей страны и рассмотрение выходов из сложных ситуаций по сохранению водного, растительного, животного и др. миров.

Объектом  курсового проекта является государство и его взаимосвязь с окружающей средой. В качестве же предмета рассматриваются основные направления государства в политике по окружающей среде.

1. Сущность и  направлении охраны окружающей природной среды

 

    1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

 

Загрязнение окружающей среды — это физико-химическое изменение состава природного вещества (почвы, воздуха, воды), которое угрожает нормальному функционированию жизни, живых организмов, сообществ, в том числе и человека. Загрязнение бывает космическое -естественное, получаемое из космоса и в вулканической деятельности и антропогенное – совершаемое в результате хозяйственной деятельности человека.

Антропогенное загрязнение – любое загрязнение природной среды, вызванное деятельностью человека — это прямое или опосредованное влияние человека на природу, приводящее к точечным, локальным, региональным или генерализованным ее изменениям. Антропогенное загрязнение природы подразделяется на несколько видов – пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое (изменение температуры воды).

В городах  наибольший удельный вес в загрязнении  дает транспорт, примерно 70-80%. В промышленности наиболее «агрессивной» считается  металлургия и машиностроение, затем  идет энергетика, химическая, нефтяная и газовая отрасли.

С загрязнением атмосферы связано состояние Озонового слоя земли, основная функция которого состоит в охране жизни человека и других живых существ земли от губительного воздействия космического ультрафиолетового излучения.

Не менее  важным объектом загрязнения являются воды республики, водоемы, реки, озера, подземные воды. За последние 20 лет минирализация воды в крупных реках республики Припять, Днепр, Западная Двина, Неман, Сож возросли более чем на 20%. Неблагоприятная обстановка складывается с подземными водами, большая их часть загрязняется в районах промышленных предприятий, крупных животноводческих комплексов, активного применения минеральных удобрений и ядохимикатов.

В процессе хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной  среды, расход тех природных ресурсов, которые являются для человека источником его экономической деятельности. Истощение водных, лесных ресурсов, полезных ископаемых и т.д., их загрязнение  ведет к разрушению экологических  связей, к образованию районов  и регионов с полной или частичной  деградированной природной средой, не способной осуществлять обмен  веществ и энергии. Наиболее ярким  примером такой деградации природы  является район г. Солигорска Республики Беларусь, из-за хозяйственной деятельности происходит медленное умирание природы. В некоторых районах Республики Беларусь, из-за неправильной технологии сельскохозяйственных   работ   (по   причине   отсутствия   уборочных средств) происходит деградация почв, уменьшение плодородного слоя. Число населения при нынешнем состоянии производства, и его уровне экологического сознания также существенно влияние на рост загрязнения природной среды и истощение природных ресурсов. Использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности, вызвали другую форму взаимодействия человека и природной среды — охрану природы. Эта форма взаимодействия направлена на сохранение и воспроизводство природных ресурсов, предупреждение загрязнений окружающей среды.

Охрана  природы как форма природоохранительной деятельности государства развивалась  и совершенствовалась по мере развития общества, роста производительных сил, увеличение объемов производства вызывает усиление разрушения природной среды.

Консервативная  заповедная охрана природы — защита памятников природы, ее реликтовых достопримечательных  объектов от воздействия человека. Вторая форма охраны природы - рациональное использование природных ресурсов.

Рациональное - это экономическое, бережное использование  источников природного сырья, природных  ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды. Примерно в 1960г. проблема рационального использования ресурсов природы как форма охраны природы  переходит в программу оздоровления окружающей среды, на первый план выдвигается  человек, его жизнь, его здоровье, его генетическое будущее.

Современный этап охраны окружающей среды характеризуется  следующими направлениями:

1. гуманизация охраны окружающей среды, в центре внимания находится человек, его жизнь, здоровье, благосостояние, генетическая программа;

2. экологизация хозяйственной деятельности, внедрение требований охраны окружающей среды (экологических требований) во все виды и на все этапы хозяйственной деятельности;

3. экономизация    охраны    окружающей    среды,    материальная заинтересованность хозяйствующих субъектов в охране окружающей среды;

4.  антивоенное    направление    природозащитных    мероприятий, милитаризация экономики не только ведет к возникновению в конечном итоге   войны,   но   и   отвлекает   значительные   средства  из   бюджета государства, которые могли бы использовать на охрану окружающей человека среды, испытание и совершенствование вооружения наносят значительный ущерб окружающей среде.

1.2 Право природопользования

 

      Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Исходя из этого произошло разделение на формы природопользования, экономическое (главенствующие на данном этапе), экологические, культурно-оздоровительные. В последнее время наконец-то человечество осознало истину, особенно после катастрофы на ЧАЭС, что оно лишь часть природы и притом очень зависимая. Это существенно изменило восприятие мира. Человечество поняло, что изменение природы человеком на данном этапе развития резко негативно воздействует на социально-экономические процессы, что без воспроизводства природных систем не будет идти экономическое развитие, улучшение благосостояния людей.

В связи  с этим в Республике Беларусь уделяется  много внимания правовому регулированию  природопользования.

Природопользование  в Республике осуществляется в трех видах: естественного, общего и специального.

Естественное  природопользование не требует какого-либо специального разделения. Осуществляется оно людьми в силу принадлежащих  ему естественных условий существования  как живой материи, пользование  атмосферным воздухом, водой для  питья, других нужд. Общее природопользование осуществляется гражданами без специального разрешения, пользование водой, лесом  в культурно-оздоровительных целях, сбор грибов, ягод, меда, орехов и т.д.

Специальное природопользование - предусматривается  пользование природными объектами  на основе специального разрешения компетентных органов государства. Специальное  природопользование носит целевой  характер и в зависимости от вида природного объекта подразделяется на землепользование, пользование недрами, водопользование, лесопользование, пользование  животным и растительным миром, атмосферным  воздухом.

Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов, в силу этого  оно взаимосвязано через систему  правовых норм, которые регулируют использование ресурсов отраслевым законодательством, Земельный Кодекс, Лесной Кодекс, Кодекс о недрах, Водный Кодекс, Закон об охране и использовании  животного мира.

Специальное природопользование гражданами и субъектами хозяйствования республики осуществляется на основе разрешения компетентного  органа, лицензии.

В переходный период к рыночным отношениям лицензионная деятельность приобретает особое значение, как рычаг защиты экономических  и экологических интересов республики.

Общий порядок  предоставления лицензий регулируется Постановлением Кабинета Министров  от 16.10.91г. № 386 «Временное положение  о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений, лицензий на осуществление отдельных видов  деятельности» с последующими изменениями  и дополнениями, в котором перечислены  субъекты управления и хозяйствования, в компетенцию которых входит выдача лицензий по использованию природных  ресурсов и Положением о порядке  выдачи субъектам хозяйствования специальных  разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (приказ Минприроды от 1.08.1996г. № 173). Лицензия выдается на каждый вид деятельности, сроком до 5 лет, в том числе может быть и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицензией - передача другим субъектам, нарушение природоохранных норм, влечет за собой лишении лицензии по решению органа, который ее выдал.

Природоресурсовая лицензия - это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса, в котором содержатся две функции: контроля за законностью использования природного ресурса и соблюдение санитарных норм нормирование потребления, решает две задачи - охранительную и регулятивную.

Лицензионная  деятельность в области природопользования - это административно-правовой метод  регулирования, экологических отношений  путем запрета, разрешения и уполномочия. Лицензия на использование природных  ресурсов - акт собственника природного ресурса (фондодержателя), форма государственного контроля за использованием природных ресурсов, средство регулирования рационального природопользования.

Предмет лицензии в области природопользования - природный ресурс, предназначенный  для использования. На основании, этого лицензироваться могут экономические ресурсы (древесина, полезные ископаемые) и экологические защищающие природу и человека (разрешение на выброс и сброс, захоронение отходов) оздоровительные ресурсы (разрешение на пользование лечебными свойствами природы или культурные (разрешение на археологические разработки)

Информация о работе Государственная политика по охране окружающей среды