Государственная политика по охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моего курсового проекта ставится изучение основных принципов реализации управления окружающей среды в Республике Беларусь, анализ данных о состоянии природы нашей страны и рассмотрение выходов из сложных ситуаций по сохранению водного, растительного, животного и др. миров.
Объектом курсового проекта является государство и его взаимосвязь с окружающей средой. В качестве же предмета рассматриваются основные направления государства в политике по окружающей среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность и направления охраны окружающей природной
среды …………………………………………………………………………. 4
1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления.
ее охраны
1.2. Право природопользования
1.3.Органы общей компетенции, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей среды
2. Анализ охраны окружающей среды в РБ и современное состояние
окружающей среды.………………………………………………………… 13
2.1. Водные ресурсы
2.2. Качество атмосферного воздуха и состояние озонового слоя
2.3. Животный мир
3. Задачи охраны окружающей среды в РБ на долгосрочный
период……….................................................................................................... 24
3.1. Цель и принципы стратегии решении задач
3.2. Задачи стратегий и пути их решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 33

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 173.80 Кб (Скачать файл)

 

По-прежнему остается высокой численность  лисицы (см. табл. 2.3.1).

Значительно сократилась численность  ондатры – с 70,9 тыс. особей в 2005 г. до 42,0 тыс. особей в 2009 г. и продолжает снижаться до настоящего времени. На 2010 г. популяция ондатры насчитывает 36860 особей.

С 2005 г. численность норки изменялась незначительно. Однако анализируя данные представленные в таблице 8.1 наблюдается выраженная тенденция к сокращению популяции.

Среди всех видов боровой дичи глухарь  и тетерев имеет особое значение. Интерес к охоте на эти виды птиц ежегодно возрастает и не только из-за трофеев, привлекает именно сам процесс добычи. За период с 2005 по 2010 г. исходя из отчетных данных, несмотря на большой объем технологических мероприятий по увеличению численности глухаря и тетерева популяция их сокращается. Если в 2005 г. по отчетным данным в Республике Беларусь насчитывалось 9,1 тыс. особей глухаря и 47 тыс. тетерева, то к 2010 г. осталось 8,6  и 37,4 тыс. глухаря и тетерева соответственно.

Число добычи охотничьих животных за период с 2005 по 2010 г. приведена в таблице 2.3.1

  1. Задачи охраны окружающей среды в РБ на долгосрочный период

 

    1. Цель и принципы стратегии решении задач

 

Стратегической  целью охраны окружающей среды на долгосрочный период до 2025 года является достижение нового, более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни  населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.

 Достижение  поставленной цели должно быть  обеспечено путем снижения вредных  воздействий на окружающую среду  и восстановление природных комплексов, кардинального улучшения в области  обращения с отходами; обеспечение  устойчивого территориального развития, сохранения биологического и  ландшафтного разнообразия, минимизации  воздействия на климат и адаптации  к его изменениям.

 

  Принципы реализации Стратегии:

 

  1. Учет баланса экологических, экономических и социальных интересов общества в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений;
  2. Приоритетность мер по предотвращению возникновения проблемных экологических ситуаций над их устранением;
  3. Минимизация приемлемого экологического риска по мере экономического развития для обеспечения экологической безопасности;
  4. Повсеместность мер по охране окружающей среды в сочетании с концентрацией усилий и средств на решении наиболее значимых экологических проблем;
  5. Интеграция экологических требований во все сферы государственного управления для обеспечения полноты учета экологических факторов в социально-экономическом развитии;
  6. Предосторожность и превентивность мер по охране окружающей среды в случае недостаточности информации о вредных последствиях ее изменений;
  7. Возложение затрат на охрану окружающей среды на субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду;
  8. Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, активное вовлечение населения в деятельность по реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
    1. Задачи стратегий и пути их решений

 

1) Снижение вредных воздействий  на окружающую среду и восстановление  природных комплексов 

  Задача – обеспечить снижение вредных воздействий на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

  Пути решения:

1. использование наилучших доступных технических методов при строительстве новых, реконструкции действующих производств, а также выводе из эксплуатации объектов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и иных видах экономической деятельности;

2. активизация и широкое внедрение энерго - и ресурсосберегающих технологий, снижение материалоемкости и энергоемкости производимой продукции;

3. экологическая сертификация объектов в соответствии с международными стандартами;

4. совершенствование системы нормирования воздействия на окружающую среду и ее качество, основанных на оценке рисков.

 

Задача – обеспечить улучшение качества атмосферного воздуха путем сокращения выбросов от стационарных и мобильных источников

  Пути решения:

1. последовательный переход на низкоуглеродный путь развития энергетики посредством максимально возможного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, биотоплива и атомной энергии;

2. внедрение экономического стимулирования при производстве и использовании экологически чистых, в том числе неуглеродных видов топлива;

3. оснащение системами пылегазозолоулавливания топливосжигающего оборудования при переводе его на твердое топливо или строительстве новых энергетических объектов (снижение выбросов пыли до концентрации твердых частиц не более 30, 50 или 100 мг/м3 в зависимости от мощности топливосжигающего оборудования);

4. оснащение основных и вспомогательных производств пылегазоочистным оборудованием при концентрации пыли в выбросах более 50 мг/м3;

5. прекращение производства и потребления лакокрасочных материалов с содержанием летучих органических соединений 50% и более к 2025г.;

6. поэтапное внедрение для мобильных источников стандартов Европейского Союза по выбросам загрязняющих веществ;

 

7. организация выпуска и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками; увеличение использования биодизельного топлива и биоэтанола;

8. увеличение доли общественного транспорта с улучшенными экологическими характеристиками и электротранспорта, в крупных городах ¬- не менее 70%;

9. снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду городов за счет выбора оптимальных параметров дорожного движения и улично-дорожной сети, типов пересечений, в том числе развязок на разных уровнях, строительства под (над)земных переходов, организации безопасного велосипедного движения;

10. внедрение наилучшей сельскохозяйственной практики (в том числе в целях сокращения выбросов аммиака) при содержании животных и птицы, хранении и внесении в почву органических удобрений;

11. строительство 290 биогазовых установок к 2025 г.;

12. обеспечение к 2020 г. объемов выбросов соединений серы не более 112 тыс. т в год; оксидов азота не более 186 тыс. т в год, неметановых летучих органических соединений не более 203 тыс. т в год, аммиака не более 143 тыс. т в год;

13. внедрение в территориальное планирование моделирования выбросов загрязняющих веществ.

14. обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь по ограничению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сокращение потребления озоноразрушающих веществ на 96 %.

 

  Задача – обеспечить улучшение качества подземных и поверхностных вод путем снижение водопотребления и сокращения поступления загрязняющих веществ в водные объекты.

  Пути решения:

1. снижение бытового водопотребления до 150 литров на человека в сутки;

2. сокращение потерь воды при ее добыче и транспортировке до потребителя на 20%;

3. увеличение количества оборотной и повторно используемой воды, в промышленности до 95%;

4. вовлечение дождевых и талых вод в хозяйственный оборот;

5. обеспечение централизованного водоотведения в населенных пунктах с населением более 5 тыс. чел.;

6. прекращение отведения неочищенных сточных вод в водные объекты;

7. обеспечение очистки дождевых и талых вод в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. чел., курортных и промышленных зонах;

8. поэтапное вывод из эксплуатации с последующей рекультивацией не менее 50% полей фильтрации к 2025 году;

9. обеспечение локальной очистки всех сточных вод, отводимых в централизованные системы канализации, от производственных объектов;

10. оснащение всех очистных сооружений системами биологической очистки при отведении сточных вод с использованием наилучших доступных технологий;

11. сокращение сброса в водные объекты тяжелых металлов на 95%, стойких загрязнителей на 95%; азота и фосфора на 50%.

 

  Задача – обеспечить реабилитацию загрязненных и иных экологически дестабилизированных территорий, восстановить их биосферные и хозяйственные функции.

  Пути решения:

1. разработка и внедрение экологически безопасных способов использования загрязненных территорий и их поэтапной реабилитации;

2. восстановление природных систем выработанных торфяников, карьеров, иных деградированных земель на площади не менее 45 тыс. га ежегодно;

3. снижение темпов эрозии почв, поэтапное внедрение способов обработки земель и севооборотов, адаптированным к конкретным почвенно-эрозионным условиям; обеспечение полного охвата почвозащитными технологиями сильно- и среднеэродированных земель, а также земель с высокой дефляционной опасностью.

 

  Задача – обеспечить модернизацию основных фондов природоохранного назначения.

  Пути решения:

1. обеспечение темпов обновления основных фондов природоохранного назначения не ниже темпов обновления основных фондов в экономике в целом;

2. внедрение современных инновационных технологий наблюдений и прогнозирования состояния и загрязнения окружающей среды, сбора, передачи, хранения информации.

 

  2) Уменьшение объемов образования отходов, их максимальное вовлечение в гражданский оборот в качестве вторичного сырья, предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье граждан.

 

  Задача – обеспечить уменьшение объемов образования отходов производства.

  Пути решения:

1. экономическое стимулирование внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве путем предоставления льготного кредитования и использования принципа расширенной ответственности производителей и импортеров на все виды упаковки;

2. внедрение маркировки всех видов производимой и импортируемой тары и упаковки;

3. снижение удельного образования галитовых отходов ПО «Беларускалий» к 2025 г. в три раза;

4. использование стимулирующей роли экологического налога для снижения объемов захоронения отходов производства.

 

  Задача – обеспечить максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

  Пути решения:

1. внедрение технологий по переработке крупнотонажных отходов производства (галитовых, глинисто-солевых шламов фосфогипса);

2. снижения объемов накопления галитовых отходов и глинисто-солевых шламов до 600 - 700 млн. т;

3. обеспечение полной переработки образующихся и накопленных отходов фосфогипса;

4. достижение уровня использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) не мене 85% от объема их образования;

5. обеспечение полного охвата населения раздельным сбором отходов по основным видам вторичного сырья;

6. организация системы сбора от населения сложнобытовой техники, вышедших из эксплуатации автомобилей и иных товаров, утративших потребительские свойства до 2015 г.;

7. обеспечение планово-регулярного вывоза коммунальных отходов от городского и сельского населения;

8. достижение объемов переработки коммунальных отходов в количестве не менее 70% от их образования к 2015 г. и не менее 80% - к 2025 г. за счет:

 8.1 строительства мусороперерабатывающих заводов в г. Минске, областных центрах и городах с населением свыше 100 тыс. чел. к 2015 г.; городах с населением свыше 70 тыс. чел. к 2020 г.;

 8.2 строительства объектов по использованию горючей фракции отходов в качестве топлива для получения электрической и тепловой энергии, а также объектов компостирования органической составляющей коммунальных отходов в г. Минске и областных центрах до 2015 г.; в городах с населением свыше 70 тыс. чел. - до 2020 г.;

9. извлечение свалочного газа на объектах захоронения коммунальных отходов с учетом экономической целесообразности.

 

  Задача – обеспечить предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду.

  Пути решения:

1. создание благоприятных экономических условий для развития производств и объектов по переработке и обезвреживанию образующихся и накопленных опасных отходов со снижением объема накопления отходов 1 - 3 классов опасности на 50% к 2025 г.;

2. поэтапная ликвидация захоронений непригодных пестицидов; недопущение образования их дополнительных объемов, обезвреживание отходов, содержащих полихлорированные бифенилы;

3. организация экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;

4. введение в эксплуатацию комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов, образующихся на территории страны;

5. организация системы сбора опасных отходов потребления (ртутные термометры, батарейки, ртутьсодержащие лампы и др.);

6. оптимизация сети объектов захоронения коммунальных отходов с обеспечением их необходимыми защитными сооружениями и оборудованием;

7. предотвращение загрязняющего воздействия объектов захоронения отходов, а также иных мест их накопления;

8. экономическое стимулирование развития индустрии по переработке и обезвреживанию образующихся и накопленных опасных отходов.

 

  3) Экологическое обеспечение территориального развития.

 

  Задача – обеспечить повышение экологической безопасности за счет оптимизации размещения населения, производства, природных комплексов.

  Пути решения:

1. обеспечение экологически оптимального размещения населения, производства, природных комплексов на различных иерархических уровнях: страны, областей, городов, районов, иных пространственных выделов, посредством территориального планирования;

2. обеспечение согласованности и взаимоувязки при разработке и реализации различных схем территориального планирования: комплексных схем организации территории, схем землеустройства, территориальных комплексных схем охраны окружающей среды;

3. формирование внутрихозяйственной природной инфраструктуры (лесополос и др. природных объектов) в районах с пониженным экологическим потенциалом - с низкой лесистостью и высоким уровнем мелиоративного освоения;

4. переход на адаптивно-ландшафтную систему ведения сельского хозяйства с внедрением современных технологий, сохраняющих объекты животного и растительного мира в их естественной среде обитания и произрастания.

 

  Задача – обеспечить улучшение окружающей среды городов за счет оптимизации их пространственной организации.

Информация о работе Государственная политика по охране окружающей среды