Государственная политика по охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моего курсового проекта ставится изучение основных принципов реализации управления окружающей среды в Республике Беларусь, анализ данных о состоянии природы нашей страны и рассмотрение выходов из сложных ситуаций по сохранению водного, растительного, животного и др. миров.
Объектом курсового проекта является государство и его взаимосвязь с окружающей средой. В качестве же предмета рассматриваются основные направления государства в политике по окружающей среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность и направления охраны окружающей природной
среды …………………………………………………………………………. 4
1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления.
ее охраны
1.2. Право природопользования
1.3.Органы общей компетенции, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей среды
2. Анализ охраны окружающей среды в РБ и современное состояние
окружающей среды.………………………………………………………… 13
2.1. Водные ресурсы
2.2. Качество атмосферного воздуха и состояние озонового слоя
2.3. Животный мир
3. Задачи охраны окружающей среды в РБ на долгосрочный
период……….................................................................................................... 24
3.1. Цель и принципы стратегии решении задач
3.2. Задачи стратегий и пути их решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 33

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 173.80 Кб (Скачать файл)

Природноресурсовая лицензия выдается уполномоченными органами экологического управления, которыми являются - Министерство природы и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Комитет по охране рыб.

Компетенция их в области лицензирования определяется видом природного ресурса.

Лицензия  на использование земель выдается исполнительным комитетом административно-территориального деления. Земельный акт об отводе земельного участка в натуре выдается строго по целевому назначению - сельскохозяйственного  производства, личное подсобное хозяйство, крестьянское хозяйство, лесное хозяйство, водное и т.д.

Лицензия  на использование недр в соответствии с существующим законодательством  выдается местными исполнительными  комитетами и комитетом по геологии и Государственным комитетом  по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной  энергетике при МЧС.

Лицензии  на использование вод, в соответствии с водным Кодексом Республики Беларусь выдаются исполкомами местных Советов водопользование бывает общее и специальное, и Минприродой - пользование   водными    объектами,   бурение   скважин   на   воду   и строительство водозаборных сооружений - исполкомы.

Лицензии  на использование лесов выдаются Министерством лесного хозяйства, в соответствии с лесным Кодексом Республики Беларусь. Лесопользование  бывает основное и побочное. Основное - заготовка древесины и живицы, побочное — сбор ягод, грибов, орехов, других плодов, пастьба скота, сбор лекарственного сырья, раскорчевка пней, охота.

Разрешением на использование лесных ресурсов является лесорубочный билет - разновидность  лицензии, применяемый в лесном хозяйстве Республики. Содержит в себе следующую информацию: объем древесины, подлежащий заготовке, вид рубки, порода дерева, место, сроки работ.

Лесной  билет — другая разновидность  лицензии в Минлесхозе, выдается на заготовку живицы, сбор лекарственного сырья, сенокошение, пастьбу скота, промысловые заготовки грибов, ягод, плодов.    Лицензия  на  использование животного мира.  Это такие виды пользования   как   охота,   рыбная   ловля,   использование   продуктов жизнедеятельности животных, использование животных в научных и культурных целях. Лицензирование по использованию животного мира осуществляется Министерством природы и охраны окружающей среды - в научных и культурных целях, Министерством лесного хозяйства — охота и Комитетом по охране рыб - рыболовство. Лицензирование использования животного   мира  исходит из  задач   сохранения  его видового разнообразия от уничтожения и урегулирования численности животных. Лицензирование на использование атмосферного воздуха осуществляется Минприродой при регулировании и складировании в атмосфере газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей.

Лицензируется следующая деятельность хозяйствующих  субъектов граждан:

1.  учет выбросов вредных веществ производственными объектами;

2.  определение   на   основе   ПДК,   предельно-допустимых   норм выбросов вредных веществ для субъекта;

3.   установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного субъекта;

4. разрешение на выброс, в котором указывается лимит выбросов вредных веществ (концентрация), норма выбросов вредных веществ, срок действия. В настоящее время основным лимитирующим ресурсом становится несущая способность планеты и ее отдельных частей экосистем.

Отсюда  возникла новая область практики — экологическое планирование. Оно  пока в нашей республике осуществляется в виде территориальных комплексных  схем охраны окружающей среды - документа  рекомендательного характера, составленного, как правило на низком профессиональном уровне в силу новизны направления и отсутствия высококвалифицированных специалистов. Можно констатировать, что мало профессионально выполняются «экологические» разделы проектов и экологические экспертизы по оценке этих проектов, в целом это характерно для всего мира.

Для Беларуси наступило время отрезвления, особенно после Чернобыльской катастрофы, протрезвели не все. Вместе с тем, одновременно возникла «экологическая»  истерия, зеленый экстремизм. Примером неполного протрезвления служит упорное стремление реанимировать  мелиорацию в республике, предъявить иск России по возмещению ущерба, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Законодательные инициативы в таких условиях не могут  быть успешными. Закон юридически оптимизирует уже реально сложившиеся процессы. Он должен быть выполним технолого-технически, социально и экономически. В нашем природоохранном законодательстве не учтены научно-технические, технические, социальные и экономические предпосылки выполнения юридического предписания. Отсутствует обратная связь «закон - его реализация». В результате в Белоруссии законов много, а порядка мало. Природоохранительные законы вырабатывают люди, мало знакомые с механизмом их реального действия.                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Органы общей компетенции, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

 

Президент Республики Беларусь является главой государства, организует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствам и международными организациями. Президент обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Что касается сферы управления окружающей средой, то в соответствии со ст. 84 Президент Республики Беларусь:

 

  1. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента 
    Республики Беларусь и иные органы при Президенте;
  2. определяет структуру Правительства Республики Беларусь,
  3. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  4. ведет переговоры и подписывает международные договоры; в случае стихийного бедствия, катастрофы, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь! или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
  5. подписывает законы;
  6. издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов.
  7. объявляет территории зонами экологического бедствия.

 

Парламент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

 

  1. определяет государственную и межгосударственную экологическую 
    политику; осуществляет межгосударственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
  2. разрабатывает и принимает законодательные акты об охране окружающей среды в Республике Беларусь;
  3. определяет порядок организации и деятельности органов государственной власти и управления в области использования и охраны при 
    родных ресурсов, охраны окружающей среды;
  4. рассматривает и утверждает государственную экологическую программу Республики Беларусь;
  5. утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменения.

 

Совет Министров Республики Беларусь в  области охраны окружающей среды:

 

  1. определяет единую государственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
  2. принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды;
  3. обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  4. устанавливает порядок использования природных ресурсов;
  5. определяет виды вредного воздействия на окружающую среду;
  6. определяет в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год направления использования средств республиканского и местных целевых бюджетных фондов охраны природы;
  7. устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;
  8. утверждает Положение о Красной книге Республики Беларусь;
  9. принимает решения об объявлении территорий особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, их преобразовании или о прекращении их функционирования;
  10. объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;
  11. устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

 

Местные Советы депутатов в области охраны окружающей среды:

 

  1. утверждают территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. распоряжаются на подведомственной им территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, недрами, водами, охотничьими и рыболовными угодьями, иными природными ресурсами, находящимися в их ведении, а также осуществляют контроль за их использованием;
  3. отменяют решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству Республики Беларусь о земле;
  4. устанавливают в соответствии с законодательством Республики Беларусь льготы по налогообложению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности.

 

Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны окружающей среды:

 

  1. разрабатывают и представляют в местные Советы депутатов территориальные программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и принимают меры по их выполнению;
  2. принимают меры по защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
  3. осуществляют на подведомственной им территории государственный контроль за охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  4. определяют места размещения отходов;
  5. организуют сбор, перевозку, хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуются на их территории;
  6. принимают решения об ограничении или приостановлении работы отдельных производств, цехов и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
  7. организуют развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ охраны окружающей среды в РБ и современное состояние окружающей среды

 

2.1. Водные ресурсы

 

Ресурсы поверхностных и  подземных вод.

 

Ресурсы пресных вод на территории Беларуси представлены речным стоком и подземными водами, объем  которых формируется за счет выпадения  осадков в пределах страны (местный  сток), а также притока речных и подземных вод из сопредельных стран (России и Украины).

Основными источниками поверхностных  водных ресурсов страны являются средние  и крупные реки, объем водного  стока которых в 2010 г. составил 71,1 км3 и оказался на 21% больше средней многолетней величины (рис. 2.1.1).

В общем объеме стока рек  страны на Западную Двину при-шлось 18,3 км3 (26%), Неман – 7,52 (11%), Вилию – 2,67 (4%), Днепр – 15,2 (21%), Сож – 7,81 (11%), Припять – 17,5 км3 (24%).

Повышенная водность 2010 г. была обеспечена главным образом высоким весенним половодьем: среднемесячные расходы воды рек в весенние месяцы были в основном выше средних многолетних величин. Водность большинства рек в весенний сезон оказалась выше среднемноголетних значений и составила 117–161% .

 

Рис. 2.1.1 Распределение водных ресурсов по бассейнам основных рек Беларуси в 2010 г. и за многолетний период

 

Вместе с тем в 2010 г. в водоемах страны отмечалось уменьшение запасов воды – в озерах на 29,84 млн м3, в водохранилищах – на 64,42 млн м3.

Естественные  ресурсы пресных подземных вод представляют собой суммарный расход потока воды, который обеспечен инфильтрацией атмосферных осадков. Величина инфильтрационного питания водоносных горизонтов зоны активного водообмена составляет 10–20% от средней многолетней величины атмосферных осадков. В общем стоке рек Беларуси на долю подземных вод приходится 47%.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод  страны в целом оцениваются в 49596 тыс.м3/сут. В настоящее время разведано 13% прогнозных ресурсов. Потенциальные возможности использования подземных вод характеризуются их естественными ресурсами, которые составляют 43560 тыс.м3/сут.

Государственным водным кадастром  учтены эксплуатационные запасы пресных  подземных вод в количестве 7104,8 тыс.м3/сут., в том числе 405,5 тыс.м3/сут. – апробированные эксплуатационные запасы категории С2 для водоснабжения г.Минска по 9 перспективным участкам. Эксплуатационные запасы пресных подземных вод питьевого и хозяйственного назначения разведаны на 289 участках месторождений, из них на 4 участках – для технических целей.

Распределение эксплуатационных запасов  подземных вод по административным областям Беларуси приведено в таблице 2.1.1

Информация о работе Государственная политика по охране окружающей среды