Государственная политика по охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моего курсового проекта ставится изучение основных принципов реализации управления окружающей среды в Республике Беларусь, анализ данных о состоянии природы нашей страны и рассмотрение выходов из сложных ситуаций по сохранению водного, растительного, животного и др. миров.
Объектом курсового проекта является государство и его взаимосвязь с окружающей средой. В качестве же предмета рассматриваются основные направления государства в политике по окружающей среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность и направления охраны окружающей природной
среды …………………………………………………………………………. 4
1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления.
ее охраны
1.2. Право природопользования
1.3.Органы общей компетенции, осуществляющие государственное
управление в области охраны окружающей среды
2. Анализ охраны окружающей среды в РБ и современное состояние
окружающей среды.………………………………………………………… 13
2.1. Водные ресурсы
2.2. Качество атмосферного воздуха и состояние озонового слоя
2.3. Животный мир
3. Задачи охраны окружающей среды в РБ на долгосрочный
период……….................................................................................................... 24
3.1. Цель и принципы стратегии решении задач
3.2. Задачи стратегий и пути их решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 33

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 173.80 Кб (Скачать файл)

С передвижными источниками связаны  также выбросы высокотоксичного бензо(а)пирена – около 0,77 т. Выбросы свинца автотранспортом практически отсутствуют, поскольку этилированный бензин в Беларуси не производится и не импортируется.

 

Таблица 2.2.2

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу  от стационарных источников в городах  Беларуси в 2010 г., тыс.т*

 

Область,

город

Твердые

вещества

Оксид

углерода

Диоксид серы

Оксиды азота

Углеводороды (без ЛОС)

НМЛОС

Прочие

Всего

Брестская обл.

5,4

6,7

2,5

4,6

6,6

1,7

1,2

28,6

в т.ч. Белоозерск

0,04

0,3

0,8

1,4

0,08

0,02

0,0

2,6

Брест

0,4

0,7

0,09

0,6

0,7

0,3

0,1

2,9

Пинск

0,4

0,6

0,4

0,4

0,2

0,3

0,03

2,3

Барановичи

0,5

0,4

0,06

0,4

0,3

0,4

0,02

1,9

Витебская обл.

7,0

12,8

19,7

16,9

3,4

31,3

3,3

94,5

в т.ч. Новополоцк

0,3

2,8

14,5

3,6

0,03

28,8

0,4

50,3

Новолукомль

0,2

2,0

3,8

10,2

0,09

0,03

0,04

16,3

Витебск

1,0

1,0

0,06

0,8

0,2

0,6

0,02

3,7

Орша

0,2

2,0

0,2

0,6

0,5

0,1

0,01

3,6

Полоцк

0,4

0,5

0,04

0,4

0,02

0,6

0,01

2,0

Гомельская обл.

6,6

13,6

18,9

11,2

9,9

16,4

6,3

82,9

в т.ч. Гомель

1,5

1,9

2,6

3,0

0,5

1,3

0,6

11,3

Жлобин

0,7

4,1

0,4

0,9

0,0

0,3

0,03

6,4

Светлогорск

0,2

0,7

0,5

0,6

0,3

0,5

0,4

3,3

Речица

0,2

0,3

0,02

0,5

0,08

1,2

0,01

2,3

Мозырь

0,05

0,1

0,2

0,08

0,0

0,0

0,0

0,5

Гродненская обл.

7,1

9,5

1,5

8,9

8,5

3,6

5,6

44,7

в т.ч. Гродно

1,7

2,6

0,9

2,8

0,08

1,9

1,5

11,5

Минская обл.

11,7

24,7

7,3

12,4

13,3

7,2

5,4

82,0

в т.ч. Минск

2,7

11,2

1,9

5,7

4,5

4,3

0,7

30,9

Солигорск

1,5

1,0

1,5

0,6

0,6

0,1

0,1

5,3

Борисов

0,4

0,5

0,07

0,3

0,6

0,4

0,1

2,3

Слуцк

0,3

1,9

0,2

0,3

0,8

0,08

0,2

3,7

Могилевская обл.

6,5

7,8

1,8

9,6

11,9

2,8

4,1

44,5

в т.ч. Бобруйск

0,9

1,4

0,8

2,1

1,9

0,6

0,03

7,6

Могилев

0,8

1,3

0,4

1,9

1,5

0,03

0,5

6,5

Костюковичи

1,0

1,1

0,03

0,3

0,09

0,0

0,0

2,5

Кричев

0,7

0,4

0,1

3,6

0,2

0,08

0,02

5,0


* Данные Национального статистического  комитета Республики Беларусь.

 

Максимальный  объем выбросов от мобильных источников – в Минске и Минской области (соответственно 156,9 и 178,9 тыс.т), минимальный – в Могилевской области (86,5 тыс.т).

 

Таблица 2.2.3

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от мобильных  источников на территории Беларуси в  2010 г., тыс.т*

 

Область,

город

Твердые вещества

Оксид

углерода

Диоксид

серы

Оксиды 

азота

Углеводороды

Бензо(а)-пирен**

Всего

Брестская

4,9

91,3

0,4

15,9

29,4

0,1

141,9

Витебская

4,0

76,1

0,3

13,0

24,3

0,1

117,9

Гомельская

4,4

83,3

0,4

14,3

26,6

0,1

128,9

Гродненская

4,3

85,6

0,4

14,2

26,8

0,1

131,2

Минская

5,7

117,3

0,5

19,0

36,4

0,1

180,0

г.Минск

3,7

109,0

0,4

14,2

29,6

0,1

156,8

Могилевская

2,8

56,5

0,2

9,3

17,7

0,1

86,5

Республика Беларусь

29,9

619,1

2,6

99,9

190,8

0,8

942,3


* Данные Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей  среды Республики Беларусь. ** В  тоннах.

 

 

По сравнению  с 2009 г. выбросы загрязняющих веществ мобильными источниками сократились на 195,2 тыс.т. Выбросы оксида углерода сократились на 158,7 тыс.т, оксидов азота – на 9,9 тыс.т, углеводородов – на 23,6 тыс.т, сажи – на 4,1 тыс.т, бензо(а)пирена – на 183 кг. В то же время выбросы диоксида серы увеличились на 2 тыс.т. Столь значительное сокращение выбросов обусловлено в основном изменением методики расчета.

Максимальное  сокращение выбросов от мобильных источников по сравнению с предыдущим годом  наблюдалось в Минске и Минской  области – соответственно на 39,3 и 45,3 тыс.т, минимальное отмечено в Гродненской области – на 14,4 тыс.т.

 

 

 

2.3. Животный мир

 

Животный  мир Беларуси является неотъемлемой частью биологического разнообразия Земли  и как возобновляемый природный  ресурс, требует к себе бережного  отношения и рационального использования, т.е. использования объектов животного  мира способами, не приводящими в  долгосрочной перспективе к истощению  их биологического разнообразия и сохраняющими способность диких животных к  воспроизводству.

Ресурсы охотничьей фауны

 

В настоящее время Беларусь преодолела период депрессии численности большинства  видов охотничьих животных, наступившей  в середине 1990-х гг.: популяции  ряда видов восстановились, а отдельных  значительно увеличились. Вместе с  тем численность таких видов  охотничьих животных как заяц, белка, ондатра, норка продолжает снижаться. С постоянно возрастающей численностью всех видов копытных животных (зубр, лось, олень, косуля, кабан) возрастает угроза возникновения эпизоотий  – вспышки инфекционных болезней среди популяций охотничьих животных и массовой их гибели. Кроме того, воздействие на окружающую среду как человеческого фактора, так и техногенных катастроф во многом могут повлиять на эпизоотическую ситуацию среди диких животных. В этой связи ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» при финансовой поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды приступило к выполнению проекта «Разработать комплексные рекомендации по минимизации негативного влияния возбудителей инфекционных заболеваний в охотничьих хозяйствах республики на основе оценки масштабов их распространения»

В настоящее  время в Беларуси все большее  значение уделяется ведению охотничьего  хозяйства, как ввиду экономической  деятельности, связанному с охраной, воспроизводством и рациональным использованием охотничьих ресурсов. Ведение охотничьего  хозяйства осуществляется пользователями охотничьих угодий в соответствии с  Правилами ведения охотничьего  хозяйства и охоты (2010 г.), иными актами законодательства. При этом в обязательном порядке проводится охотоустройство и разрабатывается охотоустроительная документация, согласно которой эксплуатация популяций ресурсных видов охотничьих животных должна проводиться с учетом их оптимизации. Оптимальная численность – количество охотничьих животных, которые на протяжении длительного времени могут обитать в охотничьих угодьях, естественно воспроизводиться, эффективно использовать кормовые ресурсы, при котором обеспечивается наибольший выход качественной продукции охоты без существенного вреда компонентам природной среды, а также жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Ресурсами охотничьей фауны в Беларуси являются достаточно богатое разнообразие охотничьих животных и птиц. Наибольшее ресурсное значение имеют лось, кабан, косуля, заяц, бобр, белка, волк и лисица. Несколько ниже охотничье

 

 

 

 

значение  оленя, ондатры, американской норки и куницы.

Для контроля за состоянием популяций и планирования изъятия в системе охотничьего хозяйства в 2010 г. в Республике Беларусь в рамках реализации задания №34 мероприятий Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 гг. разработаны «Методические указания по учету охотничьих животных различными методами» и создана программа компьютерной обработки материалов ЗМУ.

Применение  системы анализа и обобщения  результатов проведенных учетных  работ численности охотничьих животных по разработанным методикам позволит увеличить степень точности учетов ресурсных видов животных на территории охотничьих хозяйств Беларуси.

Всего в  Республике Беларусь на 2010 г. насчитывалось 257 охотничьих хозяйств. По сравнению с прошлым годом это число увеличилось на два охотничьих хозяйства. Территория охотничьих хозяйств в Беларуси составляет около 16,8 млн га.

Согласно  данным Министерства лесного хозяйства  в 2010 г. в охотничьих хозяйствах Беларуси продолжает сохраняться динамика роста численности и добычи основных ресурсных видов охотничьих животных (табл. 2.3.1).

За 2010 г. отмечено некоторое увеличение популяции лося. За последний год этот показатель увеличился на 7% и составил 22,7 тыс. особей.

Отмечается также прирост численности  и других копытных животных. С 2005 по 2010 гг. численность оленя возросла с 4,9 тыс. особей до 9,4. Только за последний год это увеличение составило 7,4% или 0,7 тыс. особей. Численность популяции косули за 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 5,4 тыс. или 7,7%.

Численность кабана в 2010 г. составила 69,1 тыс. особей. По сравнению с 2005 г. популяция кабана на территории Беларуси возросла на 30,5 тыс. За 2010 г. прирост численности кабана составил 7,5% или 5,1 тыс. особей.

Анализируя приведенные выше данные можно сделать вывод: если животным создать по возможности оптимальные  условия для их обитания, установить рациональный режим использования  популяций, организовать защиту охотничьих животных от браконьерства, во всех его  проявлениях, то можно достигнуть ежегодного увеличения численности популяций  ресурсных видов охотничьих животных. При условии отсутствия резко  выраженных антропогенных или эпизоотических (возникновения инфекционных заболеваний) факторов на приведенном ранее примере  анализа численности копытной дичи мы можем наблюдать постоянный прирост  особей в популяциях с 7 до 9% и выше.

Анализируя отчетные данные можно  констатировать снижение численности  зайцев. За пять лет численность  их снизилась по сравнению с 2005 г. на 45,3 тыс. Этот процесс раньше в основном связывали с агротехническими работами в сельском хозяйстве и применении огромного количества ядохимикатов. Но если проанализировать места обитания зайцев беляка и русака, то становиться понятно, что агротехническая деятельность в сельском хозяйстве зайца-беляка касается несколько меньше. Тем не менее, численность популяции беляка уменьшается почти одинаково с таковой у зайца-русака.

 

 

 

Таблица 2.3.1 Численность (тыс. особей) и динамика добычи (особей) основных видов

охотничьих  животных в охотничьих угодьях в 2005–2010 гг.

(по  данным Министерства лесного хозяйства и Министерства статистики и анализа)

 

Вид животного

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

численность

добыча

численность

добыча

численность

добыча

численность

добыча

численность

добыча

численность

добыча

Лось

15,6

659

16,2

744

17,7

990

19,6

1159

21,1

1318

22,7

1595

Олень

4,9

186

5,7

412

6,8

329

8,1

441

8,7

613

9,4

706

Кабан

38,6

5826

43,2

7861

47,9

13371

56,0

18914

63,9

24105

69,1

25949

Косуля

50,4

3105

50,9

2912

53,0

3562

59,1

4402

64,3

5073

69,7

5787

Белка

105,9

2220

101,5

1859

113,4

2220

127,3

2555

127,8

2896

118,3

2315

Заяц

206,5

53130

198,7

43432

181,3

55804

179,0

53710

170,7

50612

161,2

47463

Лисица

39,3

22790

47,1

28040

40,0

31999

41,0

25838

46,0

25258

40,3

22550

Ондатра

70,9

2903

59,9

2506

54,4

3409

50,3

2860

42,0

1932

36,9

2962

Норка

20,5

1682

19,7

1765

19,3

2267

20,3

2309

21,6

2435

20,1

2531

Бобр

48,0

243

52,5

413

58,8

2129

59,6

2220

62,3

3494

63,3

2324

Глухарь

9,1

123

9,3

81

9,2

140

8,9

151

8,6

154

8,9

170

Тетерев

47,0

1179

45,7

314

41,6

247

41,2

332

37,9

364

37,4

317

Информация о работе Государственная политика по охране окружающей среды