Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:03, реферат
В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации с природным объектом…………………………………….. 4
Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности….. 5
Дидактические экологические игры………………………………………… 7
Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении и сплочении группы…………………………………………………………………………. 8
Занятия-тренинги……………………………………………………………… 10
Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала………………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Литература…………………………………………………………………….. 27
Министерство образования Республики Беларусь
Полоцкий колледж
УО «ВГУ им.П.М.Машерова»
Экологические тренинги как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Реферат по учебной дисциплине Методика экологического воспитания
Сидор Елены Игоревны.
Руководитель:Зимницкая Г.Ю.
Полоцк 2010
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Игры и упражнения на развитие
способности к эмпатии и |
4 |
Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности….. |
5 |
Дидактические экологические игры………………………………………… |
7 |
Игры на снятие коммуникативных
барьеров в общении и сплочении
группы……………………………………………………………… |
8 |
Занятия-тренинги…………………………………… |
10 |
Художественно-продуктивная
деятельность с использованием природного
материала……………………………………………………… |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Литература…………………………………………………… |
27 |
Введение
В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.
.Существующее у воспитателя чувство личностной идентификации с ребенком позволяет ему взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, понять и почувствовать его.Это побуждает детей поделиться своими переживаниями, изменяет их отношение к природному миру.
Предлагаемые упражнения
можно использовать на любых занятиях,
а также в повседневной жизни детей.Подобные
игры могут создаваться воспитателями
самостоятельно при условии изменения
контекста на экологический.Эти игры в
комплексе с дидактическими, опытами,
экспериментами,художественно-
• Формирование, развитие экологических установок личности (например,нет вредных и полезных насекомых),преодоление антропоцентрического, прагматического отношения к природным объектам.
• Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой(например,дерево ценно не потому,что из него можно что-то сделать,а само по себе).
• Обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой(например,не кричу в лесу, потому что это - чужой дом).
• Развитие восприятия ребенка
при контакте с природой (например,
обследуя ракушки,воздействуем на все
сенсорные анализаторы: нюхаем,смотрим,слушаем,
• Расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только Я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока...).
Занятия с элементами эколого-психологического тренинга имеют особенности:
• В группе должно быть не более 12 человек.
• Проведение занятия не требует у детей специальных знаний.
• В группе могут быть дети разного возраста (раннего в том числе).
• Занятия можно использовать в работе с семьями.
• Лучше проводить в
экологической комнате или
• Все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми.
• Проводить занятия 1-2 раза в неделю.
Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации с природным объектом
Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у детей субъектного отношения к объектам природы.Возможность возникновения субъект ификации определяется тем,насколько деятельность природным объектом(растением, животным,неживой природой),в которую включен ребенок,способствует возникновению эмпатии (от гр. empatheia - сопереживание) и идентификации (от лат. identificatio -отождествление)по отношению к природному объекту.Возникновению явлений эмпатии и идентификации по отношению к природному объекту способствуют специальные упражнения.
Выбери тотем
Эта игра использовалась нами
в тренинговых занятиях.Она является одним
из эффективных методов формирования
у личности механизма идентификации с
конкретным природным объектом.Игра имеет
различные варианты.Педагог предлагает
детям превратиться в любые растения(в
зависимости от цели,предметы неживой
природы).Младшим детям педагог предлагает
выбрать приготовленные картинки с изображением
необходимых для занятия природных объектов.Картинки
крепятся безопасными булавками к одежде,и
с этого момента дети называют себя и взрослого«новыми»
именами.Педагог предлагает сесть на ковер
в кружок,обращает внимание на то,как хорошо
и удобно смотреть в глаза друг другу.Затем,интонируя
голосом,как принято в откровенной,доверительной
беседе,просит все «растения»представиться:«Я-
Затем даются задания:
Произнесите свое имя тихо-тихо.
Произнеси свое имя на ушко соседу.
Произнесите имя вопросительно,
Произносят только мальчики(девочки).
Нарисуйте на бумаге(размером с открытку)свое имя.
Выложите из фасоли(другого природного материала)свое имя. Расскажи,какой ты.Поиграем в игру«Привет!».Придумайте маленькую историю о своем имени... и т.п.Педагог сам придумывает задания и определяет их количество,при этом учитывает возраст детей и их подготовку.
Пойми меня
Игра проводится после того,как дети выберут себе тотем.Один из ребят при помощи жестов передает остальным сообщение.При необходимости педагог на ушко подсказывает сообщение.
Примерные сообщения:
Я хочу пить!
Я хочу спать!
Дайте мне поесть!
Пойдемте со мной!
Мне холодно!
Мне мало солнца!
Где чья мама(папа)?Где чьи дети?
Педагог готовит много парных картинок,где изображены дети и родители».Это могут быть:бабочка и гусеница,божья коровка и ее личинка,корова и теленок,бык и теленок,петух и цыпленок,человек и ребенок,дуб и желудь,одуванчик и парашютик,вишневое дерево и косточка и др.Варьируя количество карточек и их содержание в зависимости от возраста детей,взрослый предлагает детям подобрать пары.
Этажи леса
Для игры необходим большой плакат с изображением леса
Набор животных и растений,которые можно крепить на галакате.Каждый ребенок выбирает себе изображение«жильца леса»и крепит его там,где он,по его мнению,лучше всего будет жить.Аналогично создаются и другие игры,например «Кто живет в пруду»,«Кто живет на лугу».
\
Игры и упражнения с природным материалом, направленные на развитие сенсорной активности
Камень
Все сидят в кругу и передают друг другу камень.Владелец камня говорит,что узнал о камне при помощи своих органов чувств.Нельзя повторяться.Можно использовать другой природный материал.
Общение с ракушками
В упражнении используются любые предметы неживой или мертвой природы(камни,палочки,кусочки коры,семена,плоды).Материал должен быть чистым.Все усаживаются в круг.Дети выбирают себе предмет из общей коробки,корзины,мешка.Это можно делать с закрытыми глазами.Дети исследуют свои ракушки.
Посмотрите,говорит педагог,на цвет ракушки:
Разговор больших и маленьких медведей
Дети делятся на пары так,чтобы
они были случайные. Партнеры,изображая
большими пальцами медведей,протягивают
их навстречу друг другу и начинают«разговаривать».Во
время разговора они могут обниматься,поглаживать,
Могут быть истории о медвежатах(спектакли разыгрывается при помощи мизинцев),рассказы,где участвуют большой и маленький медведь (большой палец и мизинец).
Мы—одно дерево
Все участники распределяются
по парам,каждая пара выбирает себе имя(ясень,акация,дуб,липа,
-дерево медленно качается от ветра;
-сильно наклоняется с разные стороны от урагана;
-качает ветвями и сучьями; раскрывает почки;
-смотрит на муху, которая кружит вокруг цветков; спит; дает приют птицам, слушает их песни
(педагог вешает на «ветки» на картинки на веревочках);
-пьет корнями воду; дышит воздухом;
-поворачивается к солнцу;
-обнимает себя ветвями;
-сбрасывает листву, укрывая свои ноги (корни) на зиму (можно использовать платки, шарфы);
- разбрасывает семена;
-засыпает на зиму;
-пробуждается...
Дидактические экологические игры
В педагогической литературе,особенно в периодике,экологические дидактические игры представлены достаточно широко.В тренинге желательно использовать игры,которые знакомы детям,но некоторые из них следует усложнять.Игры проводятся как фронтально,так и по подгруппам.
Дети бывают разные
Педагог заранее готовит плакат
с четырьмя«домиками»и много карточек
с изображением растений(лук,чеснок,лилия,
Л |
S |
|
> |
||
.
Заключительная часть
Вопросы: Что вы чувствовали,когда прижимали к груди свою планету?Помните ли вы о том,что камню всегда можно рассказать свой секрет,свои грустные или веселые чувства? Что вы расскажете своим родителям о своем камней.
Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении и сплочение группы
Упражнения и игры для социально-психологического тренинга направлены в основном на сплочение группы,снятие коммуникативных барьеров,самораскрытие детей.Вместе с тем они могут использоваться в экологическом контексте и рассматриваются как возможный способ развития экоцентрического сознания у детей и педагогов.Некоторые известные игры изменены или модифицированы,представлены и авторские разработки.
i
Сороконожка
Дети выстраиваются в
цепочку,держась друг за друга,и
закрывают глаза.Первый ребенок-«голова».Открыв
глаза,он ведет за собой всех. «Голова»время
от времени становится«Хвостом».
Повадки пингвинов
Это один из вариантов игры«Пингвины».
Тюлени на островах
Для выполнения этого упражнения необходимо приготовить 5-6 старых газет большого размера.Газеты раскладываются на полу по всей комнате в развернутом виде.Педагог предлагает детям превратиться в тюленей и поплавать в море между«островами»(газетами).По сигналу педагога все тюлени должны выбраться на любые острова.Каждый раз,пока тюлени плавают, педагог убирает один«остров».Так происходит до тех пор,пока не останется один остров,где все собираются в одну тесную компанию.Взрослый старается обнять всех детей и хвалит дружную семью тюленей.