Экологические тренинги как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации с природным объектом…………………………………….. 4
Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности….. 5
Дидактические экологические игры………………………………………… 7
Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении и сплочении группы…………………………………………………………………………. 8
Занятия-тренинги……………………………………………………………… 10
Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала………………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Литература…………………………………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Белорусь экологич.тренинг.docx

— 131.39 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Полоцкий колледж

УО «ВГУ им.П.М.Машерова»

 

 

 

 

Экологические тренинги  как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Реферат по учебной дисциплине Методика экологического воспитания

Сидор Елены Игоревны.

 

 

 

Руководитель:Зимницкая  Г.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полоцк 2010

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

3

Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации  с природным объектом……………………………………..

4

Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности…..

5

Дидактические экологические  игры…………………………………………

7

Игры на снятие коммуникативных  барьеров в общении и сплочении  группы………………………………………………………………………….

8

Занятия-тренинги………………………………………………………………

10

Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала………………………………………………………...

20

Заключение……………………………………………………………………..

26

Литература……………………………………………………………………..

27


 

Введение

В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический  кризис — кризис мировоззренческий  и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.

.Существующее у воспитателя чувство личностной идентификации с ребенком позволяет ему взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, понять и почувствовать его.Это побуждает детей поделиться своими переживаниями, изменяет их отношение к природному миру.

Предлагаемые упражнения можно использовать на любых занятиях, а также в повседневной жизни детей.Подобные игры могут создаваться воспитателями самостоятельно при условии изменения контекста на экологический.Эти игры в комплексе с дидактическими, опытами, экспериментами,художественно-продуктивной деятельностью могут составлять занятие.Такие занятия будут напоминать эколого-психодогический тренинг,который решает следующие задачи:

• Формирование, развитие экологических установок личности (например,нет вредных и полезных насекомых),преодоление антропоцентрического, прагматического отношения к природным объектам.

• Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой(например,дерево ценно не потому,что из него можно что-то сделать,а само по себе).

• Обучение умениям и  навыкам взаимодействия с природой(например,не кричу в лесу, потому что это - чужой дом).

• Развитие восприятия ребенка  при контакте с природой (например, обследуя ракушки,воздействуем на все сенсорные анализаторы: нюхаем,смотрим,слушаем,пробуем,взвешиваем,щупаем...).

• Расширение индивидуального  экологического пространства ребенка (например, живые не только Я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока...).

Занятия с элементами эколого-психологического тренинга имеют особенности:

• В группе должно быть не более 12 человек.

• Проведение занятия не требует у детей специальных  знаний.

• В группе могут быть дети разного возраста (раннего в  том числе).

• Занятия можно использовать в работе с семьями.

• Лучше проводить в  экологической комнате или экологическом  уголке.

• Все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми.

• Проводить занятия 1-2 раза в неделю.

 

 

 

 

Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии  и идентификации с природным  объектом

Одной из важнейших задач  экологического образования является формирование у детей субъектного отношения к объектам природы.Возможность возникновения субъект ификации определяется тем,насколько деятельность природным объектом(растением, животным,неживой природой),в которую включен ребенок,способствует возникновению эмпатии (от гр. empatheia - сопереживание) и идентификации (от лат. identificatio -отождествление)по отношению к природному объекту.Возникновению явлений эмпатии и идентификации по отношению к природному объекту способствуют специальные упражнения.

 

Выбери тотем

Эта игра использовалась нами в тренинговых занятиях.Она является одним из эффективных методов формирования у личности механизма идентификации с конкретным природным объектом.Игра имеет различные варианты.Педагог предлагает детям превратиться в любые растения(в зависимости от цели,предметы неживой природы).Младшим детям педагог предлагает выбрать приготовленные картинки с изображением необходимых для занятия природных объектов.Картинки крепятся безопасными булавками к одежде,и с этого момента дети называют себя и взрослого«новыми» именами.Педагог предлагает сесть на ковер в кружок,обращает внимание на то,как хорошо и удобно смотреть в глаза друг другу.Затем,интонируя голосом,как принято в откровенной,доверительной беседе,просит все «растения»представиться:«Я-одуванчик»,«Я-ящерица»...

Затем даются задания:

Произнесите свое имя тихо-тихо.

Произнеси свое имя на ушко соседу.

Произнесите имя вопросительно,утвердительно.

Произносят только мальчики(девочки).

Нарисуйте на бумаге(размером с открытку)свое имя.

Выложите из фасоли(другого природного материала)свое имя. Расскажи,какой ты.Поиграем в игру«Привет!».Придумайте маленькую историю о своем имени... и т.п.Педагог сам придумывает задания и определяет их количество,при этом учитывает возраст детей и их подготовку.

Пойми меня

Игра проводится после  того,как дети выберут себе тотем.Один из ребят при помощи жестов передает остальным сообщение.При необходимости педагог на ушко подсказывает сообщение.

Примерные сообщения:

Я хочу пить!

Я хочу спать!

Дайте мне поесть!

Пойдемте со мной!

Мне холодно!

Мне мало солнца!

 

Где чья мама(папа)?Где чьи дети?

Педагог готовит много парных картинок,где изображены дети и родители».Это могут быть:бабочка и гусеница,божья коровка и ее личинка,корова и теленок,бык и теленок,петух и цыпленок,человек и ребенок,дуб и желудь,одуванчик и парашютик,вишневое дерево и косточка и др.Варьируя количество карточек и их содержание в зависимости от возраста детей,взрослый предлагает детям подобрать пары.

 

Этажи леса

Для игры необходим большой  плакат с изображением леса

Набор животных и растений,которые можно крепить на галакате.Каждый ребенок выбирает себе изображение«жильца леса»и крепит его там,где он,по его мнению,лучше всего будет жить.Аналогично создаются и другие игры,например «Кто живет в пруду»,«Кто живет на лугу».

\

 Игры и упражнения с природным материалом, направленные на развитие сенсорной активности

Камень

Все сидят в кругу и  передают друг другу камень.Владелец камня говорит,что узнал о камне при помощи своих органов чувств.Нельзя повторяться.Можно использовать другой природный материал.

Общение с ракушками

В упражнении используются любые предметы неживой или мертвой природы(камни,палочки,кусочки коры,семена,плоды).Материал должен быть чистым.Все усаживаются в круг.Дети выбирают себе предмет из общей коробки,корзины,мешка.Это можно делать с закрытыми глазами.Дети исследуют свои ракушки.

Посмотрите,говорит педагог,на цвет ракушки:

  1. Какой она формы?
  2. Пощупайте,она гладкая или шероховатая?
  3. Приложите к щеке,веку.Теплая или холодная?
  4. Взвесьте в руке.Легкая или тяжелая?Сравните с ракушкой соседа.
  5. Понюхайте.Чем она пахнет?
  6. Представьте,что вы попробовали ракушку.Что вы почувствовали,если бы съели?
  7. Произнесите слово«ракушка»:тихо,громко,протяжно,быстро,вопросительно,утвердительно,грустно,весело.Пусть это слово скажут девочки,мальчики друг другу на ушко.
  8. Поскребите ногтем по ракушке,что вы услышали?
  9. Найдите у ракушки ушко(дырочка,трещинка).Расскажите ей,как зовут вас,вашу маму,друга,что вы ели на завтрак,какая сейчас погода,ваш самый большой секрет.Закройте пальцем ухо ракушке,она сохранит ваш секрет в тайне.
  10. Представьте себе,что вы стали маленькими и теперь живете в ракушке.Где вы сделаете себе домик(покажите пальцем),сад,огород,компостную яму,где будет пастись корова,где будет собираться дождевая вода?..
  11. Бросьте ракушки в таз с водой,что с ними произошло?Какие они стали?

Разговор больших  и маленьких медведей

Дети делятся на пары так,чтобы  они были случайные. Партнеры,изображая большими пальцами медведей,протягивают их навстречу друг другу и начинают«разговаривать».Во время разговора они могут обниматься,поглаживать,толкаться,танцевать,драться,договариваться,мириться,попрощаться и др.Педагог рассказывает историю о больших медведях,а дети одновременно разыгрывают маленькие спектакли при помощи пальцев рук:«Встретились два больших медведя,поздоровались,обнялись,погладили друг друга.Рассказали о своей жизни.Пустились в пляс,взялись за руки,покачались.Стали толкаться,драться,обиделись.Заплакали от обиды. Решили помириться,стали вытирать друг другу слезы,ласкво ворчать,жалеть. Попрощались и разошлись».

Могут быть истории о медвежатах(спектакли разыгрывается при помощи мизинцев),рассказы,где участвуют большой и маленький медведь (большой палец и мизинец).

 

Мы—одно дерево

Все участники распределяются по парам,каждая пара выбирает себе имя(ясень,акация,дуб,липа,береза,клен).Изображая сиамских близнецов (становятся плечом к плечу,берут друг друга за талию,прижимаются бедрами и внешними сторонами стоп),дети воображают себя одним деревом,и все движения выполняют вместе:

-дерево медленно качается от ветра;

-сильно наклоняется с разные стороны от урагана;

-качает ветвями и сучьями; раскрывает почки;

-смотрит на муху, которая кружит вокруг цветков; спит; дает приют птицам, слушает их песни

(педагог вешает на «ветки» на картинки на веревочках);

-пьет корнями воду; дышит воздухом;

-поворачивается к солнцу;

-обнимает себя ветвями;

-сбрасывает листву, укрывая свои ноги (корни) на зиму (можно использовать платки, шарфы);

- разбрасывает семена;

-засыпает на зиму;

-пробуждается...

 

 

 

Дидактические экологические  игры

 

В педагогической литературе,особенно в периодике,экологические дидактические игры представлены достаточно широко.В тренинге желательно использовать игры,которые знакомы детям,но некоторые из них следует усложнять.Игры проводятся как фронтально,так и по подгруппам.

 

Дети бывают разные

Педагог заранее готовит плакат с четырьмя«домиками»и много карточек с изображением растений(лук,чеснок,лилия,георгин,картофель,фасоль, горох, календула,смородина,традесканция)и сообщает,что дети растений бывают разными:клубни,луковицы,семена,черенки.Он просит ребят поселить растения в их домики.(См.рис.)

 

     

Л

S

 
     



 

     
 

>

 
     




.

 

 

 

 Заключительная часть

  1. Клинопись. Используя черную краску и тонкие кисти,ребята рисуют на камнях различные рисунки.Можно изобразить узоры,  зверей,животных. Камнями можно украсить группу.
  2. Заключительная рефлексия.Хотели бы вы пожить на маленькой каменной планете?

Вопросы: Что вы чувствовали,когда прижимали к груди свою планету?Помните ли вы о том,что камню всегда можно рассказать свой секрет,свои грустные или веселые чувства? Что вы расскажете своим родителям о своем камней.

 

 

 

 

 

Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении  и сплочение группы

 

Упражнения и игры для социально-психологического тренинга направлены в основном на сплочение группы,снятие коммуникативных барьеров,самораскрытие детей.Вместе с тем они могут использоваться в экологическом контексте и рассматриваются как возможный способ развития экоцентрического сознания у детей и педагогов.Некоторые известные игры изменены или модифицированы,представлены и авторские разработки.

i

Сороконожка

Дети выстраиваются в  цепочку,держась друг за друга,и  закрывают глаза.Первый ребенок-«голова».Открыв глаза,он ведет за собой всех. «Голова»время  от времени становится«Хвостом».Желательно,чтобы все дети в течение дня побывали «головой».

Повадки пингвинов

Это один из вариантов игры«Пингвины».Имитируя движения пингвинов,все игроки сбиваются  в кучку.Каждый пингвин хочет погреться и пытается пробраться в серединку.Педагог,участвуя в игре,наблюдает,кто из детей так и в «домик». «не«погрелся».Затем предлагает сделать круг,взявшись за руки,а пингвином-Ане,Наташе...Тем,кто не был в середине пробраться.«Домик» не пускает новых жильцов(дети оказывают небольшое сопротивление тому,кто пытается в него попасть).Ребенок сам решает задачу(протиснуться, пролезть,попросить впустить)или ему помогает взрослый.Попавший в домик должен немного постоять в центре.Педагог спрашивает,как он себя там чувствует.Затем игрок становится в круг.Если ребенок,побывавший в середине толпы,не становится в круг,не препятствуйте ему.Пусть переживет то состояние,которое испытывает«здесь и сейчас».

 

Тюлени на островах

Для выполнения этого упражнения необходимо приготовить 5-6 старых газет большого размера.Газеты раскладываются на полу по всей комнате в развернутом виде.Педагог предлагает детям превратиться в тюленей и поплавать в море между«островами»(газетами).По сигналу педагога все тюлени должны выбраться на любые острова.Каждый раз,пока тюлени плавают, педагог убирает один«остров».Так происходит до тех пор,пока не останется один остров,где все собираются в одну тесную компанию.Взрослый старается обнять всех детей и хвалит дружную семью тюленей.

Информация о работе Экологические тренинги как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста