Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:03, реферат
В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации с природным объектом…………………………………….. 4
Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности….. 5
Дидактические экологические игры………………………………………… 7
Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении и сплочении группы…………………………………………………………………………. 8
Занятия-тренинги……………………………………………………………… 10
Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала………………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Литература…………………………………………………………………….. 27
Поддержка
Дети становятся в круг и поворачиваются в затылок друг к другу,плотно прижимаясь.Все вместе потихоньку начинают приседать так,чтобы усесться на колени друг к другу.Упражнение повторяется до тех пор,пока не получится поддержка.Когда успех будет достигнут,педагог хвалит детей и обращает внимание на то,как важно помогать и поддерживать друг друга.
Привет
Эту игру хорошо использовать,когда дети уже выбрали себе тотем(имя из мира природы).Все бродят по группе,площадке и,встречаясь,называют друг друга новым именем,крепко обнимаются.Каждый должен повстречаться со всеми.
Необычное знакомство
Педагог предлагает детям придумать новые приветствия.Для этого нужно вспомнить как здороваются животные,когда встречаются друг с другом.Все ребята свободно двигаются по группе.По сигналу ведущего останавливаются и«знакомятся»как различные животные.»
Варианты приветствия:
-прикоснуться тыльной стороной ладоней;
-прикоснуться стопами ног(очень легко,чтобы не было больно);
-прикоснуться коленями;
-прикоснуться плечами(правым к левому плечу и наоборот);
-легонько прикоснуться лбами, носами, ушами...
Можно придумать другие варианты приветствий наблюдений за животными.
Клубок
Все берутся за руки.Можно положить руки на плечи или на пояс впереди стоящему.«Голова»цепочки стоит на месте,а.«хвост»начинает хождение вокруг«головы»,постепенно закручивая плотный клубок.Когда клубок готов, педагог,стараясь обнять всю компанию,хвалит«дружную семейку».
Карусель
Участники делятся на две равные компании и организуют два круга- внешний и внутренний.Карусели кружатся(в одну или разные стороны; медленно или быстро;дети держатся за руки,за плечи,за талию,двигаются сидя на корточках на четвереньках,спиной вперед).По сигналу все останавливаются,оказываясь лицом к новому партнеру.Все рады случайной встрече.В новых парах выполняются задания по выбору педагога:
-поздороваться,
-назвать свой тотем;
-обняться;
-рассказать о своем тотеме;
-посмотреть в глаза друг другу;
-на ушко хрюкнуть, мяукнуть, квакнуть...
Педагог придумывает разнообразные задания.Игру лучше проводить после выбора тотема.
Раскрываются почки
Для выполнения этого упражнения
нужно потренироваться в воспроизведении
щелчка раскрывающейся почки.Попробуйте
сомкнуть губы,слегка прижав их зубами,резко
разомкните рот,чтобы получился звук,
похожий на лопанье мыльного пузыря:«Шпок!».Участники
образуют круг (сидя или стоя) Педагог
предлагает вообразить себя деревьями:«Руки
- это сучья,пальцы,собранные в пучок,-
это почки дерева.Ребята,какие вы деревья?(Клен,
дуб...)А теперь почки по очереди открываются:
шпок! Шпок!..»Ребята по кругу«открывают»почки:
Рассказы на спине
Это один из вариантов упражнения«Рисунок на спине».Педагог придумывает небольшие рассказы о животных,растениях,неживой природе. Хорошо,если эти рассказы можно «нарисовать»,например,на спине партнера. Дети собираются в круг и становятся лицом к спине соседа.Взрослый начинает свой рассказ,сопровождая его рисовальными движениями: «Жила - была Божья коровка(пальцем рисует крылья и точки на них).Она очень любила ползать по веткам растений(изображает ветки и путь движения жука), греться на солнце(рисует солнце).Вот Божья коровка раскрыла крылышки…
Занятия-тренинги
Алгоритм эколого-
Вариант1Подготовительная часть.Игра,направленная на сплочение группы,снятие коммуникативных барьеров.Цель: создание благоприятного микроклимата в детской группе,преодоление коммуникативных барьеров, сплочение, согласование действий.
Основная часть.Игра,
Заключительная
часть.Работа с природным материалом,направленная
на развитие сенсорной активности.Цель:пробуждение сенсорной активности,
развитие органов чувств,непосредственное
участие ребенка во взаимодействии с природным
материалом.Снятие возникшего во время
занятия напряжения (физического,эмоционального,
Вариант2.Подготовительная часть.Игра,направленная на сплочение,снятие коммуникативных барьеров.Цель:создание благоприятного микроклимата в детской группе,преодоление коммуникативных барьеров, сплочение, согласование действий.
Основная часть.Дидактическая,
Работа с природным материалом,направленная на развитие сенсорной активности.Цель:пробуждение сенсорной активности,развитие органов чувств,непосредственное участие ребенка во взаимодействии с природным материалом.
Игра,направленная на развитие идентификации и эмпатии к объектам природного мира.Цель: формирование, экологических установок личности; коррекция целей взаимодействия ребенка с природой;формирование умений и навыков взаимодействия с природой;расширение индивидуального экологического пространства ребенка.
Заключительная
часть Художественно-продуктивная
деятельность с использованием природного
материала.Цель:снятие возникшего во время
занятия напряжения(физического,
Занятие «Мы-гусеницы»
Цели: формировать представление о гусенице, как живом существе; преодолевать представление детей о гусенице,как о негативном природном объекте;развивать умение идентифицировать себя с объектом природы «Гусеницей».
Материал: гольфы разных цветов,краски,тонкие кисти,небольшие камни разного цвета,куклы для инсценировки.
Ход занятия
I.Подготовительная часть
1.Ритуал приветствия.
2.Большая гусеница.Педагог предлагает детям построиться «паровозиком»,положить руки впереди стоящему на талию,закрыть глаза. Первый ребенок в этой цепочке является «головой»,он передвигается по всей группе,задавая направление гусенице.Через некоторое время его сменяет участник,стоящий в хвосте гусеницы.
П. Основная часть
Дети предлагают свои варианты, выбирается наиболее интересный, который инсценируется.
3 Каменные гусеницы.Каждый ребенок выбирает себе небольшие камни и выкладывает в укромном уголке свою гусеницу.Педагог предлагает детям изменить положение каменной гусеницы так,чтобы было понятно,что она ползет,замерла,свернулась в кольцо,заползла в укромное место групповой комнаты.Гусеницы могут остаться там до конца дня.
III. Заключительная часть
Что бы сказала гусеница человеку,если бы могла говорить?Что почувствует гусеница,если услышит,что люди ее не любят?
Кто хотел бы,чтобы все дети понимали,что гусеница-удивительный жилец нашего природного дома?
3. Ритуал прощания.
Занятие «Жизнь камней»
Цели:вызвать интерес к камню как уникальному объекту природы; развивать сенсорную активность при взаимодействии с природным материалом;формировать умение обследовать природный материал.
Материал: камни различной величины и цвета;черная краска,тонкие кисти,использованная оберточная бумага.
Ход занятия
I. Подготовительная часть
П. Основная часть
1. Обследование камней.Педагог предлагает выбратькаждому ребенку понравившийся камень и выполнить задания:
-рассмотрите свой камень, какого он цвета;
-понюхайте, чем он пахнет;
-взвесьте, он легкий или тяжелый;
-приложите к щеке, к веку, он холодный или теплый;
-он твердый или мягкий.
Занятие « Жизнь деревьев»
Цели:расширять индивидуальное экологическое
пространство ребенка, учить понимать,что
деревья живут рядом с нами,так же ценны,как
и мы; развивать чувства идентификации
и субъектного отношения к деревьям; тренировать
восприятие при непосредственном контакте
с деревом;учить детей взаимодействовать,
Материал:карточки-тотемы деревьев;палочки для рисования на песке, камешки.
Ход занятия
Подготовительная часть
Ритуал приветствия.
Почки раскрываются
И. Основная часть
1.Мы - одно дерево.Дети распределяются на пары.Пары образуются из детей,имеющих одинаковые тотемы.Изображая сиамских близнецов (встав плечом к плечу, взяв другого за талию,прижавшись друг к другу бедрами и внешними сторонами стоп),дети превращаются в«дерево» и все движения выполняют вместе.
Задания:
-дерево медленно качается от ветра;
-ветви дерева поворачиваются к солнышку и тянутся к небу;
-ветви сгибаются по тяжестью плодов;-дерево рассматривает птицу, которая присела отдохнутьи др
2.Обнимание деревьев.Взрослый предлагает каждомуребенку выбрать для себя какое-либо дерево.Подойти к нему:рассмотреть цвет коры шлистьев, понюхать их;погладитьрукой ствол, прикоснуться щекой; описать словами ощущения от прикосновений к дереву(холодный или теплый ствол,шершавая кора,гладкие листья,дерево пахнет смолой...).
Педагог дает детям задание найти на стволе ранки или царапины, погладить их; прошептать на ушко дереву свой тотем,имя мамы,папы, друга;обнять дерево так, чтобы ему было не больно, а, наоборот, приятно;
поблагодарить дерево,сказать ему,например:«Спасибо,Клен!»
3. Дети деревьев.Педагог просит детей побродить под деревьями и попробовать отыскать«детей деревьев»-семена.Все находки собираются в одном месте и рассматриваются.Детинюхают их, щупают, пробуют определить,где свежие семена,где прошлогодние,старые.Они объясняют, как они об этом догадались.Некоторые из семян дети берут с собой,а остальное возвращают на место и говорят семенам:«Спасибо!».
III. Заключительная часть
Заключительная рефлексия.Понравилось ли вам общаться с деревом?
Что вам больше всего вспоминается о вашем дереве?Можно ли считать дерево живым?Что нужно живому дереву для жизни?Расскажете ли вы близким(папе, маме)о своем превращении в дерево?Что вы об этом расскажете?
3.Ритуал прощания
Занятие «Мы – жуки»
Целм: формировать представление о том,что жуки живут рядом с нами; развивать чувство идентификации с жуками;преодолевать негативное отношение к жукам;вызвать сопереживание и сочувствие жуку в проблемной ситуации.