Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:03, реферат
В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации с природным объектом…………………………………….. 4
Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности….. 5
Дидактические экологические игры………………………………………… 7
Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении и сплочении группы…………………………………………………………………………. 8
Занятия-тренинги……………………………………………………………… 10
Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала………………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Литература…………………………………………………………………….. 27
Носок
Необходимо положить в чистый
носок различный природный материал,например
камень,желудь,ракушку,ветки,
Улитки из листьев
Улитки делаются по той же техно-логии, что и червяки. Педагог вместе с детьми с помощью листьев, травы и палочек делает спираль, которая напоминает ракушку улитки
Ковры из листьев
Собираются опавшие листья и палочки. Листья прикалываются друг к другу. Получается желтый (красный, желто-зеленый, пестрый, полосатый, кленовый, каштановый,дубовый) коврик (см.рис.).Он вешается на дереве участка детского сада, на окне групповой комнаты в качестве витража.Когда ковер высохнет и свернется, взрослый вместе с детьми возвращает листья под деревья и напоминает детям, что нужно сказать «спасибо».
Ледовые пирамиды
I Зимой на участке можно сделать ледовые пирамиды. Для этого используется лед,которым покрылся водоем,или наст,)образовавшийся на снегу.Пластины скрепляются водой(см.рис.).Вариант: сделать ледовые пластины самим, заморозив воду в различных емкостях
.
Каменные змеи
Упражнение выполняется на улице.Взрослый предлагает каждому ребенку собрать камни и сделать свою змею Можно сделать одну большую змею на клумбе участка. На камне, изображающем голову,рисуется«лицо»змеи.
Травяные мишки
Для этого упражнения понадобятся
сухая трава,пластилин,нитки естественных
тонов.Взрослый лепит из пластилина медведя
высотой около 10 см.Обматывает его по всей
поверхности травой так,чтобы не было
видно пластилина.Затем обматывает нитками,обращая
при этом внимание,чтобы травинки не торчали.Для
легкости фигурки можно использовать
как основу старые пластмассовые игрушки,
комки газеты.Дети с помощью пластилина
и травы разного цвета(зеленую,желтую,серую)
Палочки инков
Яркие цвета природы привлекают
внимание детей. Выберите палочки длиной
10-15 см, шириной 1-2 см (в дальнейшем можно выбирать
любые,в том числе и коряги).Вымойте их,
ошпарьте кипятком,высушите.Прекрасно,
Мозаика на воде
Для каждого ребенка взрослый готовит по глубокой тарелке,пластиковую бутылку с теплой водой,различный природный материал(ягоды рябины, черники;фасоль,черный перец; подобранные соломинки,травинки,палочки, листики и др.),тряпочки для рук (см.рис.).
Педагог собирает вокруг себя детей.Наливает воду из бутылки в тарелку и,используя любой понравившийся материал,выкладывает на воде узор, мозаику,композицию.Взрослый предлагает ребятам сделать и свои узоры.
кан с водой).Червяки погибают на асфальте и в лужах воды.Помогите червякам,найдите палочки на земле,аккуратно подденьте червяка и отнесите в безопасное место(им служит символическое изображение куста,травы). Если червяки погибли, то все равно положите их там же,они могут стать частью земли,травы,дерева».
Чувства
Педагог договаривается с одним из участников, какое животное он будет изображать и какие чувства демонстрировать.Остальным предлагает понять, какое животное перед ими, какие чувства оно переживает(обращается внимание а выражение глаз,лица,позу,на то,как он сидит,двигается).
Микроландшафтный садик
Можно попробовать создать
в группе уголок ландшафтного сада.Для
этого необходимо приготовить почву (смесь
песка, чернозема, листовой земли),дренаж,камни
разных форм и размеров,ракушки, сухие
коряги, растения с разным характером
роста - прямостоячие,со свисающими побегами,
почвопокровные(хлорофитум,
Стая гусей
Взрослый обращается к детям с вопросами:
Знаете ли вы, почему гуси летят клином?
Почему во главе стаи по очереди, сменяя друг друга, становятся сильные, опытные гуси или гусыни?
Знаете ли вы,что с заболевшим или выбившимся из сил членом стаи всегда остаются два гуся для поддержки и восстановления здоровья?
Педагог предлагает детям поиграть в стаю гусей (используются эмблемы с изображением гусей). Необходимо создать имитацию сопротивления воздуха в полете.Задание по написанию пятистиший выполняется индивидуально,по подгруппам и всеми вместе.Его можно использовать в работе с родителями.Пятистишия детей и взрослых объединяются в один сборник и оформляются в виде книги.
Детей обучают сочинению пятистиший по этапам:
1-й этап - «Придумай слово о природе».
2-й этап - «Скажи, какой он (она, оно)».
3-й этап - «Что он делает?»
4-й этап - «Что ты чувствуешь, когда видишь его, находясь рядом?»
5-й этап - «Как по-другому можно назвать его?»
Схема пятистишия:
1-й этап - одно слово - заглавие;
2-й этап - два слова - описание заглавия;
3-й этап - три слова - выражение действия;
4-й этап — четыре слова - выражение чувства;
5-й этап — одно слово — синоним заглавия.
Пример. Ветер.
Веселый и теплый.
Развевает мои волосы.
Радостно запускать бумажного змея.
Движение
Педагог записывает стихи детей и зачитывает.
В работе со взрослыми можно использовать следующий вариант: все пятистишия,написанные на открытках,складываются в корзину и перемешиваются.Каждый зачитывает пятистишие,которое досталось ему.В конце упражнения можно поделиться своими ощущениями.
Нежное прозвище
Все«превращаются»в какое-либо
животное или растение.Дети садятся
в круг и для каждого«растения»или«животного
Пример:
Наташа - Фиалка, Фиалочка, Цветочек, Малютка-Георгий - Лягушонок, Глазастик, Малыш, Зелененький...
Мне нравится
В центре круга лежит стопка карточек(их должно быть больше,чем участников).Все по очереди берут карточки и,в зависимости от рисунка, составляют предложение.На карточках могут быть изображены растения, животные,играющие детеныши животных,другие фрагменты жизни животных,растений,неживой природы.
Педагог первым составляет предложение со своей карточкой.Он задает фразу для всех участников.Например,«Мне нравится смотреть...(как играют котята;.как растут полевые цветы;как кружатся крылатки клена;...как мама кормит птенца)».Далее следует начало другой фразы,например:Мне иногда хочется...(превратиться в дельфина;...чтобы люди убирали мусор в лесу; ...обнять дерево).
Варианты начала предложения:
Мне очень приятно...Самое важное...
Мне бывает жалко(обидно, стыдно)...
Мне нравится, когда мои друзья(папа, мама)...
Что нарисовано у меня на спине?
Необходимо приготовить
небольшие листы бумаги с простыми рисунками(слон,
черепаха,дерево,гусь,кузнечик,
Заключение
Дошкольноет детство - основа
для формирования целостной личности.Это
период,когда важно чтобы
Основной целью любых
экологических мероприятий
Литература
6. Дженис, Ван Клав. 200 экспериментов. - М.: Уайли, 1995. - 256 с.