Экологические тренинги как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации с природным объектом…………………………………….. 4
Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности….. 5
Дидактические экологические игры………………………………………… 7
Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении и сплочении группы…………………………………………………………………………. 8
Занятия-тренинги……………………………………………………………… 10
Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала………………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Литература…………………………………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Белорусь экологич.тренинг.docx

— 131.39 Кб (Скачать файл)

 

          Носок

Необходимо положить в чистый носок различный природный материал,например камень,желудь,ракушку,ветки,яблоко(не более пяти предметов).Зашейте носок.Передавайте носок по кругу.Каждый участник в течение занятия должен ощупать носок и назвать предмет,которой он нащупал.Можно посмотреть,что там находилось

Улитки из листьев

Улитки делаются по той  же техно-логии, что и червяки. Педагог  вместе с детьми с помощью листьев, травы и палочек делает спираль, которая напоминает ракушку улитки

 

Ковры из листьев



Собираются опавшие листья и палочки. Листья прикалываются друг к другу. Получается желтый (красный, желто-зеленый, пестрый, полосатый, кленовый, каштановый,дубовый) коврик (см.рис.).Он вешается на дереве участка детского сада, на окне групповой комнаты в качестве витража.Когда ковер высохнет и свернется, взрослый вместе с детьми возвращает листья под деревья и напоминает детям, что нужно сказать «спасибо».

 

 

 

 

Ледовые пирамиды

I Зимой на участке можно  сделать ледовые пирамиды. Для этого используется лед,которым покрылся водоем,или наст,)образовавшийся на снегу.Пластины скрепляются водой(см.рис.).Вариант: сделать ледовые пластины самим, заморозив воду в различных емкостях

.    

Каменные змеи

Упражнение выполняется на улице.Взрослый предлагает каждому ребенку собрать камни и сделать свою змею Можно сделать одну большую змею на клумбе участка. На камне, изображающем голову,рисуется«лицо»змеи.

 

 

Травяные мишки

Для этого упражнения понадобятся сухая трава,пластилин,нитки естественных тонов.Взрослый лепит из пластилина медведя высотой около 10 см.Обматывает его по всей поверхности травой так,чтобы не было видно пластилина.Затем обматывает нитками,обращая при этом внимание,чтобы травинки не торчали.Для легкости фигурки можно использовать как основу старые пластмассовые игрушки, комки газеты.Дети с помощью пластилина и травы разного цвета(зеленую,желтую,серую)делают различные по размерам змею,оленя,жирафа,черепаху,человечка.Этими шедеврами природного интерьера украшается дом,групповая комната.

 

Палочки инков

Яркие цвета природы привлекают внимание детей. Выберите палочки длиной 10-15 см, шириной 1-2 см (в дальнейшем можно выбирать любые,в том числе и коряги).Вымойте их, ошпарьте кипятком,высушите.Прекрасно,если это будут палочки, обтесанные морем.Используйте живописные традиции инков,которые выбирали определенные цвета:кирпичный,желтый,белый,черный, голубой,оранжевый.Для деятельности лучше выбрать гуашь.Краска наносится кольцами (широкими и узкими).После ее высыхания границы колец подчеркиваются черной краской при помощи тонкой кисти.На самых широких цветных кольцах рисуются черные силуэты животных и растений(рыбы,птицы,змеи,ламы,лианы и т.п.).Палочки можно поставить в вазы, подвесить к потолку (см.рис.).

 

 


 

Мозаика на воде

Для каждого ребенка взрослый готовит по глубокой тарелке,пластиковую бутылку с теплой водой,различный природный материал(ягоды рябины, черники;фасоль,черный перец; подобранные соломинки,травинки,палочки, листики и др.),тряпочки для рук (см.рис.).

 

Педагог собирает вокруг себя детей.Наливает воду из бутылки в тарелку и,используя любой понравившийся материал,выкладывает на воде узор, мозаику,композицию.Взрослый предлагает ребятам сделать и свои узоры.

кан с водой).Червяки погибают на асфальте и в лужах воды.Помогите червякам,найдите палочки на земле,аккуратно подденьте червяка и отнесите в безопасное место(им служит символическое изображение куста,травы). Если червяки погибли, то все равно положите их там же,они могут стать частью земли,травы,дерева».

 

Чувства

Педагог договаривается с  одним из участников, какое животное он будет изображать и какие чувства демонстрировать.Остальным предлагает понять, какое животное перед ими, какие чувства оно переживает(обращается внимание а выражение глаз,лица,позу,на то,как он сидит,двигается).

 

Микроландшафтный садик

Можно попробовать создать в группе уголок ландшафтного сада.Для этого необходимо приготовить почву (смесь песка, чернозема, листовой земли),дренаж,камни разных форм и размеров,ракушки, сухие коряги, растения с разным характером роста - прямостоячие,со свисающими побегами, почвопокровные(хлорофитум,камнеломка,толстянка,молодило,кактус). Садик размещается в широком неглубоком цветочном горшке,можно использовать подносы или старые керамические тарелки (см.рис.).Проявите фантазию при распределении объектов садика.Пусть это будет красивая композиция из живой и неживой природы,на которую будет приятно смотреть,мысленно представлять себя в уголках этого оазиса.

 

Стая гусей

Взрослый обращается к  детям с вопросами:

Знаете ли вы, почему гуси летят клином?

Почему во главе стаи по очереди, сменяя друг друга, становятся сильные, опытные гуси или гусыни?

Знаете ли вы,что с заболевшим или выбившимся из сил членом стаи всегда остаются два гуся для поддержки и восстановления здоровья?

Педагог предлагает детям  поиграть в стаю гусей (используются эмблемы с изображением гусей). Необходимо создать имитацию сопротивления воздуха в полете.Задание по написанию пятистиший выполняется индивидуально,по подгруппам и всеми вместе.Его можно использовать в работе с родителями.Пятистишия детей и взрослых объединяются в один сборник и оформляются в виде книги.

Детей обучают сочинению  пятистиший по этапам:

1-й этап - «Придумай слово  о природе».

2-й этап - «Скажи, какой  он (она, оно)».

3-й этап - «Что он делает?»

4-й этап - «Что ты чувствуешь, когда видишь его, находясь рядом?»

5-й этап - «Как по-другому  можно назвать его?»

Схема пятистишия:

1-й этап - одно слово  - заглавие;

2-й этап - два слова  - описание заглавия;

3-й этап - три слова  - выражение действия;

4-й этап — четыре  слова - выражение чувства;

5-й этап — одно слово  — синоним заглавия.

Пример. Ветер.

Веселый и теплый.

Развевает мои волосы.

Радостно запускать бумажного  змея.

Движение

Педагог записывает стихи  детей и зачитывает.

В работе со взрослыми можно  использовать следующий вариант: все пятистишия,написанные на открытках,складываются в корзину и перемешиваются.Каждый зачитывает пятистишие,которое досталось ему.В конце упражнения можно поделиться своими ощущениями.

 

Нежное прозвище

Все«превращаются»в какое-либо животное или растение.Дети садятся в круг и для каждого«растения»или«животного»придумывают ласковые имена.Педагог записывает высказывания детей на листе ватмана рядом со схематичным изображением выбранного имени.Лист вывешивается,и все приходящие в группу могут совместно с детьми прочитать еще раз.

Пример:

Наташа - Фиалка, Фиалочка, Цветочек, Малютка-Георгий - Лягушонок, Глазастик, Малыш, Зелененький...

 

Мне нравится

В центре круга лежит стопка карточек(их должно быть больше,чем участников).Все по очереди берут карточки и,в зависимости от рисунка, составляют предложение.На карточках могут быть изображены растения, животные,играющие детеныши животных,другие фрагменты жизни животных,растений,неживой природы.

Педагог первым составляет предложение со своей карточкой.Он задает фразу для всех участников.Например,«Мне нравится смотреть...(как играют котята;.как растут полевые цветы;как кружатся крылатки клена;...как мама кормит птенца)».Далее следует начало другой фразы,например:Мне иногда хочется...(превратиться в дельфина;...чтобы люди убирали мусор в лесу; ...обнять дерево).

Варианты начала предложения:

Мне очень приятно...Самое важное...

Мне бывает жалко(обидно, стыдно)...

Мне нравится, когда мои  друзья(папа, мама)...

Что нарисовано у меня на спине?

Необходимо приготовить небольшие листы бумаги с простыми рисунками(слон, черепаха,дерево,гусь,кузнечик,яблоко,обезьяна,гусеница, кактус и др.).Рисунок крепится на спине ведущего так, чтобы он не видел, что на нем изображено.Ведущий обращается к любому участнику с просьбой показать(мимикой,жестами,позой)то,что нарисовано у него на спине.Если ведущий не может отгадать,то следующий участник делает попытку «объяснить»,что изображено на ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дошкольноет детство - основа для формирования целостной личности.Это  период,когда важно чтобы ребенок  осознал,что есть мир природы,мир  людей-эти два мира взаимосвязаны,а  не противопоставление.Мы должны осознавать,что  мы часть природы.Интерес детей  к природе необходимо использовать для его всестороннего развития:умственное,духовно-нравственое,эстетическое,трудование,физическое.Отсюда важно формировать нравственно-положительные  чувства:сочувствие,сопереживание,сострадание.Ребенок  входит в мир пртроды путем  чувственного восприятия.С раннего  детства ребенка привлекает природа, т.к. она ярка,разнообразна и постоянно  меняется.

Основной целью любых  экологических мероприятий является формирование экологической культуры людей.Базисом экологической культуры является система экологических знаний,умений и навыков.Однако знания только тогда превращаются в действие,когда воспитано экологическое сознание,результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению.В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование.В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания,и чувства.Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения,знания должны осознаваться.Это осознание приходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания».Для детей живущих в сельской местности,знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни.В отличие от них, городские дети получают абстрактные знания,которые не имеют применения в их каждодневной жизни.Эти знания,конечно, им необходимы,так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека.Но как быть,если дети ежедневно видят урбанизированную среду обитания?Для городских детей знания,полученные на занятиях,экскурсиях,в походах,в результате проектной деятельности,необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических занятий,иными словами-психолого-экологических тренингах,что обеспечивает личную значимость знаний,их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Башлакова, Л. М., Харин, С. С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. - Мн.: ООО «Скарына», 1995. - 39 с.
  2. Бурак, Л. Игры и упражнения для развития общения детей среднего дошкольного возраста. Метод, рекомендации. - Мн.: Минское пед.училище им.М. Танка, 1997. - 23 с.
  3. Гиппиус, С. В. Тренинг развития креативности.Гимнастика чувств. - СПб.: Речь, 2001. - 346 с.
  4. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.- 477 с.
  5. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Методика проведения эколого-пси-хологического тренинга // Школа здоровья. - 1995. - N° 2. -С. 114-121.

6. Дженис, Ван Клав. 200 экспериментов. - М.: Уайли, 1995. - 256 с.

  1. Дуброва, В. П., Милашевич, Е. П., Петрикевич, А. А. «А каков детский сад летом?» - Мн., 1995. - 160 с.
  2. Иоргенсен, Э., Блек, Т., Хэлиси, М. Навоз для Поля и Коктейля: учеб. пособие.- СПб.: АО «Санси»; МП «Дет. эколог, центр», 1992. - 96 с.
  3. Ершова, А. П. Сборник упражнений для театральных занятий в начальной школе. - М.: АПН СССР, НИИХВ, 1986. - 39 с.
  4. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
  5. Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь.... — Ярославль: Академия развития, 2000. - 176 с.

Информация о работе Экологические тренинги как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста