Экологические тренинги как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях,существующих в природе,и способов взаимодействия с природой.Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Игры и упражнения на развитие способности к эмпатии и идентификации с природным объектом…………………………………….. 4
Игры и упражнения,направленные на развитие сенсорной активности….. 5
Дидактические экологические игры………………………………………… 7
Игры на снятие коммуникативных барьеров в общении и сплочении группы…………………………………………………………………………. 8
Занятия-тренинги……………………………………………………………… 10
Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала………………………………………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Литература…………………………………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Белорусь экологич.тренинг.docx

— 131.39 Кб (Скачать файл)

Материал:карточки-тотемы с изображением жуков,камни,краски, тонкие кисти,маркеры,лист ватмана,фигурки жуков,вырезанные из картона (размер 2-3 см).

 

Ход занятия

I. Подготовительная часть

1.Ритуал приветствия.

2.Жуки летают.Дети превращаются в жуков.Ведущий дает разнообразные задания,например:жуки летают,здороваются усиками, ползают по траве,прячутся в укромныхместах, находят себе пару и летают рядом,собираются все вместе.

П. Основная часть

1.Выбери тотем.Каждый ребенок выбирает карточку с изображением жука и присваивает себе тотем:Я-Божья коровка-Люда,Я - Жужелица Зина,Я-Навозный жук Лариса, Я - Бомбардир Владик,Я - Притворяшка Надя,Я-Дубовик Толя,Я - Майский жук Света,Я - Долгоносик Валик.

2. Жук вверх ногами.

3.Пятистишие о Жуке.Правила составления пятистишия.Темой этих пятистиший будет «Жук».

Жук

Большой,майский

Летает,громко жужжит

Весело,потому что пришла весна

Радость.

На другой поверхности ребята по желанию выкладывают изображения различных птиц.Затем рассматривают их.

2.Заключительная рефлексия.Что бы вы сказали людям,если бы превратились в птицу?

3.Ритуал прощания.Птицы прощаются друг с другом,издавай звуки, взмахивая крыльями.

 

  Занятие «Воробьи»

I Цели: расширять индивидуальное экологическое пространство каждого ребенка,учить понимать,что рядом с нами живут птицы;формировать у детей отношение к птицам как к субъектам;развивать чувство идентификаций и эмпатии к воробьям;развивать навыки группового взаимодействия;учить детей заботливо и внимательно относиться друг к другу.

Материал:демонстрационные карточки с изображением воробьев разного вида;«медальоны»(картинки,закрепленные на шнурках)с изображением домовых и полевых воробьев(самцов и самок)по количеству участников занятия,обручи;два листа ватмана(обоев),цветная бумага(черная,серая, коричневая,бежевая,желтая,белая),клей для групповой аппликации «Домовой воробей»и«Полевой воробей».

Предварительная работа:накануне занятия педагог проводит с детьми наблюдение и в форме свободной беседы рассказывает им о воробьях,о том,что есть несколько видов воробьев-домовые и полевые.Они различаются по внешнему виду,месту обитания.Домовых воробьев стало намного меньше - они исчезают.Ученые наблюдают за ними и пытаются найти причины.В 2003 г.Международная организация защиты птиц объявила домового воробья птицей года.

 

Ход занятия

I.Подготовительная часть:Ритуал приветствия

Стайки воробьев.На сигнал ведущего «Воробьи,кто-куда!»игроки свободно передвигаются по группе, изображая повадки воробьев.На сигнал«Воробьи,в стайки!»дети собираются небольшими подгруппами в обручи,расположенные на полу всей групповой комнаты.«Воробей»летит в ту«стайку»,которая оказалась ближе всего к нему.Задача игроков расположиться в обруче так,чтобы никого не вытолкнуть.Педагог напоминает детям,что«воробьи»должны проявлять внимание и заботу,поддерживать друг друга.

II. Основная часть

1. Выбери тотем.Педагог рассказывает ребятам о воробьях:«Помните ли вы,что воробьи не все одинаковые.Есть воробьи«домовые»,есть«полевые» (показывает картинки с изображением птиц).Для воробьев очень важно, чтобы люди их различали,знали их«имя»,«фамилию».Давайте превратимся в домовых и полевых воробьев по желанию».Педагог предлагает выбрать себе по«медальону»,на котором изображены воробьи.

Далее педагог дает задания:

_- почирикать;

-почисть перышки;

-поприветствовать друг друга клювами;

-прижаться друг к другу так, словно нам холодно, и т. п.

Птицы, гнезда, ураган.Педагог спрашивает у детей:«Знаете ли вы,что является домом для воробьев?(Гнезда.) Поиграем в игру«Птицы,гнезда, ураган».Разобьемся на группы по три человека.Один будет воробьем, остальные,взявшись за руки,образуют гнездо.Воробей сидит в гнезде.Кто остался лишним,тот будет ведущим.По команде ведущего«Птицы!» - все «воробьи» меняют свои гнезда.По команде«Гнезда!»ищут себе нового жильца(«гнезда» перемещаются,не разрывая рук),по команде:Ураган!»- все меняются местами:«птицы»становятся гнездами,а некоторые«гнезда» -«птицами».Игра повторяется несколько раз.

Имитатор. Дети слушают голоса воробьи.

III. Заключительная часть

Аппликация «Домовой воробей», «Полевой воробей».Для выполнения задания дети делятся на две компании - «Домовые воробьи»и«Полевые воробьи».Каждая компания выполняет групповую аппликацию:с помощью приема«обрывания»создает изображение воробья,отражая особенности внешнего вида своей птицы.

Заключительная  рефлексия.Что вам больше всего понравилось на занятии?

С какими словами вы обратились)бы к людям,если были воробьями?

Какой помощи ждут от нас  эти маленькие птицы?

3.Ритуал прощания«Последняя встреча».«Представьте себе,что воробьи расстаются надолго,-говорит педагог.-Обнимитесь покрепче, выскажите друг другу доброе пожелание».

 

 Занятие «Птицы»

Цели: вызвать у детей интерес к жизни птиц ближайшего природного окружения;учить идентифицировать себя с конкретными птицами;развивать эмпатию по отношению к ним,желание наблюдать за их жизнью и помогать.

Материал: карточки с изображением птиц средней полосы(на обратной стороне карточки необходимо написать точное название птицы,например: воробей домовой,деревенская ласточка,малый дятел,вертлявая камышовка и др.);различный природный материал(коробки с фасолью,семенами арбуза, вишневыми косточками,маленькими камешками); удио-и видиозаписи с пением птиц.

Предварительная работа:накануне занятия-тренинга педагог(в процессе дидактической игры или специального занятия)знакомит детей с птицами и особенностями их жизни:птицы бывают перелетные и зимующие;они живут в лесу,на болоте,в поле,у водоема,в городе;питаются насекомыми плодами,растениями,моллюсками,рыбой,мясом других животных;вьют или но вьют гнезда.Дети учатся распознавать все эти признаки в символах.

Ход занятия

Подготовительная часть

IРитуал приветствия «Встреча журавлей».Педагог предлагает детям превратиться в журавлей и,прохаживаясь по группе,приветствовать друг друга взмахом крыльев,«цокать»языком,улыбаться друг другу,заглядывать в глаза.

2. Правила общения. Педагог напоминает детям основные правила эффективного общения.

П. Основная часть

1.Выбери тотем.Педагог предлагает детям карточки с изображением птиц.На каждой карточке кроме изображения птицы и ее названия есть условные обозначения,отражающие особенности ее жизни.

Дети рассматривают картинки,выбирают наиболее понравившуюся и прикалывают их к одежде.

Педагог говорит:«Будем называть себя новыми именами.Ты кто?» - «Я - Синица». - «Я - Домовой воробей». - «Я -Серая ворона»...

2.Ветер дует на птиц.Дети и педагог садятся на стулья,расставленные по кругу.В качестве ведущего выступает взрослый.Он обращается к игрокам со словами:«Ветер дует на птиц,у которых длинные носы».Те«птицы»,у которых есть этот общий признак,меняются местами.Если эти слова относятся к педагогу,который также находится в роли птицы,он пытается занять свободный стул.

Педагог продолжает:«Ветер дует на тех,кому нравится быть птицей»,«..., кто живет у реки, озера»,«..., кто живет на болоте»,«...,кто живет в городе», «...,кто не знает,где живет»,«...,кто выводит птенцов из яиц»,«...,кто не летает»,«...,кто знает,что дикие птицы не любят жить в неволе»,«...,кто питается насекомыми,рыбой,плодами»и т.п.

Имитатор.Сначала ведущий предлагает детям послушать голос одной из птиц в записи(по выбору педагога).Затем дети имитируют голос услышанной птицы,показывая разное настроение,например веселая и испуганная чайка, радостная и сердитая ворона,взволнованный и грустный филин.

III. Заключительная часть

1.Птицы из природного материала.Педагог предлагает детям различный природный материал.На столе,а на полу или игнорирование правила участия взрослого во всех процедурах,играх и упражнениях тренинга.Иногда педагог занимает позицию пассивного наблюдателя или, напротив,руководителя,стоящего«над ребенком»;

дисциплинарные методы ведения  занятий;

использование оценок в адрес  детей при выполнении ими упражнений и заданий;

подавление физической,эмоциональной  и интеллектуальной активности детей;

неспособность принять индивидуально-личностные особенности детей;

формальное проведение тренинга без погружения вместе с ребенком в сложные переживания;

недостаточное знание литературы по проблеме развития экологического сознания личности.

 

Заняти «Первоцветы»

Цели:развивать у детей способность к идентификации с первыми весенними цветами;формировать эмпатию по отношению к растениям (первоцветам);обучать детей экологически грамотному поведению при встрече с первоцветами;учить детей вступать в контакт; формировать доброжелательные отношения друг к другу.

Материал:картинки с изображением Сон-травы,Мать-и-мачихи, Медуницы,Ветреницы,Печеночница и др.(общее количество картинок соответствует числу участников занятия - детей и взрослых.Карточка крепится к одежде с помощью безопасной булавки, скрепки или скотча); куклы небольшого размера для инсценировки сказки;бумага для рисования со схематичным изображением«цветов-человечков»,цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

I. Подготовительная часть

Ритуал приветствия.Взрослый-ведущий предлагает поприветствовать друг друга:«Встаньте в круг, возьмитесь за руки.Будем по кругу передавать камень и,глядя в глаза партнеру,здороваться:«Привет, Света!»,«Здравствуй, Владик!»,«Добрый день, Нина!».

Правила общения.педагог напоминает детям правила эффективного общения и взаимодействия на занятиях

П. Основная часть

1.Выбери тотем.Педагог предлагает детям карточки с иезображением первоцветов.Дети рассматривают их,выбирают наиболее понравившуюся Взрослый помогает приколоть карточку к одежде с помощью булавки.

Педагог говорит:«Мы выбрали себе понравившиеся растения.И с этой минуты у каждого из нас появилось новое имя - тотем.Леночка будет Ветреницей,Сережа - Сон-тра-вой...,а я, - говорит педагог, - Медуницей».

2.Растения приветствуют друг друга.Дети сидят в кругу не ковре. Взрослый-ведущий предлагает, поприветствовать друг друга,глядя партнеру в глаза.В руках у него эстафета(это может быть камешек,шишка,каштан,но ни в коем случае не засушенный цветок).Он начинает:«Привет!Меня зовут Медуница,а тебя как?»С этими словами педагог передает эстафету участнику,который сидит рядом:«Меня зовут Печеночница,а тебя как зовут?»и т.п.По окончании представления взрослый обращает внимание на проникновенность,доброжелательность,нежность интонаций,с которой «цветки»обращались друг к другу.

Ведущий предлагает детям продолжить знакомство, разбившись на пары:

прошептать на ушко друг другу свое природное имя или нарисовать пальчиком на тыльной стороне ладони партнера свой цветочек и др.

3.Палец вверх - палец вниз.Педагог говорит детям: «Я буду задавать вопросы,если вы хотите ответить«да,это я»,поднимите большой палец руки вверх,если«это не я»,опустите палец вниз».

Вопросы к детям:

Кто из вас превратился  в весенний цветок?

Кто знает, что первоцветы очень любят солнце?

Кто рад тому,что в лесу самыми первыми появляются Печеночницы и Ветреницы?(«Печеночницы! Помашите нам рукой,поприветствуйте нас»).

Кто видел,что в городе на открытых пространствах первыми расцветает Мать-и-мачехи?(«Поприветствуй нас,Мать-и-мачеха»).

Кто знает,что первоцветы очень боятся,когда в лесу появляется человек и хочет их сорвать?

Кто понимает,что весенним цветам лучше оставаться в их родном доме - в лесу,на поляне?

Кто может глазами показать,кто из наших детей превратился в Подснежника? Медуницу?Сон-траву? и т.д.Кто понимает,что нам,цветам,хочется жить на свободе,расти в земле,а не в банке с водой.Кто хочет обняться с другими цветами?Давайте обнимемся друг с другом!

Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала

 

 

Что можно сделать  из ракушки?

Украшение(повесить на шнурок),погремушку(положить несколько штук в банку из-под кетчупа или киндер-сюрприза),;можно сделать узор.Сделайте это:

-Обрисуйте ракушки на  бумаге,разукрасьте их.Спрячьте ракушку в укромное место.Через некоторое время попросите детей найти свою ракушку.Придумайте новые задания.В занятии необязательно использовать все перечисленные задания.Их можно менять,развивать.Отнеситесь творчески к подготовке каждого нового задания.

Прогулки босиком

На участке детского сада создается место для прогулок босиком.Для этого необходимо выкопать 5—6 квадратных ям,размером 50x50 см,глубиной 10 см.Ямки располагаются рядом друг с другом в виде дорожки.Одну ямку заполняют сухими листьями,другую-старыми палочками,третью -гравием,остальные собранной сосновой корой,песком (сухим и мокрым),глиной и т.д.Дети босиком с завязанными глазами проходят по дорожке,пытаются сосредоточиться на ощущениях стоп и угадать,что находится у них под ногами.В дальнейшем можно увеличить количество ямок и материалов в них.

 

Садик камней

Педагог наполняет деревянную коробку(старую чертежную доску,коробку для пастельных мелков)или керамическую миску чистым песком.Делает его влажным.Используя обыкновенную вилку в качестве граблей,наносит узоры на песок.Украшает его 7-9 различными по форме, размеру и цвету камнями.Получается своеобразный садик камней.Его созерцание пробуждает сенсорную активность и усиливает восприимчивость детьми природного окружения.

 

 Сокровища в бутылке

Взрослый находит безопасное место для этого занятия.Используется различный природный материал:маленькие морские камешки,маленькие ракушки;песок различного цвета;семена и плоды растений,высушенные лепестки роз и других цветов;обтесанные морем кусочки стекла;перья и т.д. Понадобятся также маленькие бутылочки - флаконы от духов,лекарств и пробки из пробкового дерева.Педагог показывает детям,как можно наполнить природным материалом бутылочку:одна треть речного песка,одна треть маленьких ольховых шишек и сверху высушенные соцветия тысячелистника.Композиции могут самые разнообразные:камешки,семена хурмы и лепестки розы;ракушки,свернутые клубком травинки и кедровые орехи;соцветия тысячелистника,палочки темного цвета,фасоль;прислоненное к стенке бутылочки перо,засыпанное песком.Бутылочки закрываются пробками,подогнанными под отверстие флаконов.Ими украшается дом.Можно создать коллекцию бутылочек в коробке под стеклом.Рассматривание созданных композиций доставляет эстетическое удовольствие и формирует субъектное отношение к объектам природы.

Информация о работе Экологические тренинги как инновационный метод по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста