Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении проблем благоустройства и озеленения территорий образовательных учреждений России, зарубежных стран и разработке концепции экологического благоустройства пришкольной территории МАОУ «СОШ №123». Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить современную зарубежную и отечественную практику благоустройства и озеленения школ;
– проанализировать состояние благоустройства и озеленения МАОУ «СОШ №123»
– изучить основные направления по озеленению и благоустройству школы;
Введение 3
1. Теоритические и методологические основы организации экологического благоустройства пришкольной территории 5
1.1. Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений в России 6
2. Зарубежный опыт в озеленении и благоустройстве территорий учебных заведений 10
2.1. Состояние образовательных учреждений Европы и Америки 10
2.2. Благоустройство территории в США на примере экспериментальной школы Nueva 12
3. Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123» 15
3.1. Концепция проекта благоустройства пришкольной территории 17
3.2. Пред проектное обследование пришкольной территории МАОУ «СОШ №123» 19
3.3. Проектирование садово-паркового ландшафта МАОУ «СОШ №123» 21
3.4. Предлагаемые изменения на территории МАОУ «СОШ №123» 23
Заключение 26
Приложения 28
Список литературы 40
2. Зарубежный
опыт в озеленении и
2.1. Состояние образовательных учреждений Европы и Америки
Для многих стран Европы и Америки, принадлежавших как к «социалистическому», так и к «капиталистическому» лагерям, в 50-е – 60-е гг. был характерен процесс индустриализации массового строительства образовательных учреждений. Опыт этого строительства многократно и подробно освещался в архитектурной периодике. Прошли десятилетия, и к началу ХХI в. здания постройки того времени устарели морально и физически. Многие школьные здания, построенные в Западной и Восточной Германии и Швейцарии в 1960-е – 70-е гг. и ранее, в настоящее время характеризуются ветхостью, значительной изношенностью, плохой теплоизоляцией зданий и неудобством классных помещений. Однако во многих случаях необходимое финансирование для коренной модернизации отсутствует, либо направляется для инвестирования в более престижные проекты [4].
В Германии, как и во многих других странах, осуществляются многомиллиардные вложения в модернизацию образовательных учреждений. Модернизация, санация, реконструкция существующих школ представляются многим архитекторам на Западе менее «эффектными», чем новое строительство. Представленные в различных публикациях примеры проектов и их реализаций можно подразделить на три основных направления: внедрение энергоэффективных фасадных систем; модернизация функциональной структуры зданий путём как реконструкции существующих объёмов, так и дополнительного строительства; преобразование внешнего облика и интерьеров пришкольных территорий с применением оригинальных композиционных приёмов и нестандартных колористических решений.
Начальная школа на Роландштрассе в Дюссельдорфе является примером «скрытой» реконструкции объекта, в своё время (построен в 1961 г.) представлявшего собой новый тип образовательных учреждений в духе Современного движения и демонстрировавшего следование традициям Баухауза. В ходе реконструкции было проведено усовершенствование облика и основных членений с помощью современных материалов, усовершенствование функциональной структуры с сохранением общей структуры внутреннего пространства и модернизация пришкольной территории. В результате сохранились черты изначальной стилистики 60-х гг. ХХ в. и, в то же время, пространства, раскрытые вовне через остекление фасадов, вертикального озеленения территории приобрели новый характер, свидетельствующий уже о принадлежности к архитектуре ХХI века [4]. Достигается это минималистскими приёмами введения в интерьер ярких цветовых пятен и хай-тековских деталей, вполне согласующихся с общим характером здания, изначально устремлённым в будущее.
Основная тема – активное благоустройство и озеленение школьных участков. В качестве характерного примера рассматривается средняя школа Сидуэлл Фрэндс в Вашингтоне. Здание расположено на относительно небольшом и затеснённом участке с расчлененным рельефом. На этом рельефе разбит террасированный сад с природным биотопом для естественного круговорота и очистки воды, который к тому же служит источником тепла для уменьшения расходов на отопление здания. В существующем здании и новой пристройке к нему также использованы наиболее современные методы «экологической» архитектуры с её системами энергосбережения, свето- и теплоуловительных и –отражающих приёмов, которые служат одновременно как бы «учебным пособием». Наблюдая за работой и регулировкой всех этих экологических систем в зависимости от погоды и времени года и активно участвуя в этом процессе, учащиеся на собственном опыте постигают важность бережного и разумного «сотрудничества» с природой [5].
Мировой опыт ландшафтного проектирования имеет огромную историю. В таких странах как Америка, Япония и особенно Англия, озеленение территории – одна из первоочередных задач в обустройстве жилища, различных государственных и образовательных учреждений. Согласно английским традициям качество и ухоженность газона перед домом или другим архитектурным объектом, красота и аккуратность сада, расположение и материал дорожек, ведущих к зданию, напрямую говорят о характерах людей, работающих или учащихся в образовательных английских учреждениях. Примером экологически чистого благоустройства и ландшафтного дизайна является известный Оксфордский университет [10].
В Японии озеленение – это не только
искусство и признак хорошего
вкуса, характера и положения
в обществе, это целая философия,
имеющая очень древние корни.
Именно из Японии пришли знания о том,
что озеленение благотворно влияет
на здоровье человека, из страны, где
одна из самых больших
2.2. Благоустройство территории в США на примере экспериментальной школы Nueva
Школа Nueva - экспериментальная образовательная школа, развивающая умственные способности и прививающая желание учиться. Элементы ландшафтного дизайна увязываются со школьной учебной программой, создавая открытые эко-пространства для детей [19].
Существующая парковка была заменена
школьными постройками. Здесь выросла
центральная площадь. Объект разместился
на вершине склона, с которого открывается
красивый вид на бухту. Вытянутые
в линию элементы преобразовывают
пространство, объединяют объекты и
общее целое. Зрелые лесистые зоны переплетены
пешеходными тропинками. Дизайнеры
использовали преимущества этой зеленой
прилегающей территории для демонстрации
местной флоры в посадках. Был
сохранен вековой дуб в качестве
отправной точки
Перепады высот, посадки, мощение позволяют разбить площадь на небольшие комнаты под открытым небом в соответствии с нуждами образовательных программ. Поверхность пешеходной зоны вдоль здания украшена листьями кипариса, которые также визуально делят пространство. Бетонные полосы в мощении раскрашены листьями дуба, платана, клена, конского каштана, лавра и другими видами. Водосточная канава и ряд деревьев гинкго играют роль границ образовательных зон. Перед библиотекой высажены дубы. Уровнем ниже амфитеатр и столовая композиционно объединены с площадью.
Топография, микроклимат и окружающая среда места были тщательно проанализированы, чтобы правильно разместить здания в рамках данного ландшафта. Они расположены достаточно концентрировано исходя из топографических особенностей с минимальным воздействием на объект. Постройки ориентированы в соответствии с солнцем и направлением северо-западных бризов в теплый период. Уровнем ниже одноэтажная лаборатория и студенческий центр, чтобы максимально обеспечить доступ солнцу на центральную площадь и сократить негативное воздействие внешний условий (солнце с юго-востока и зимние ветра).
Архитектор и ландшафтный
Практически вся растительность, использованная в дизайне, характерна для данной территории. Кустарники, дубы, травы и почвопокровные связывают территорию университета с местной экосистемой. Способные переносить засуху виды в сочетании с системами хранения воды сокращают использование воды на 53% в сравнении с традиционным объектом. Инновационные системы полива используют регулирующее управляющее устройство, которое сопоставляет температурные показатели со спутника с характеристиками почвы, наклона, освещения и типом растительного покрова для оптимизации расхода воды.
Вода – источник жизни новой
плазы. Водосток пересекает площадь
и во время ливневых дождей разыгрывается
яркое зрелище. Струящаяся по камням
вода отражает сезонные климатические
изменения, как бы демонстрируя студентам
ход времени. Вода с крыши попадает
на нижний уровень, где фильтруется
и медленно разбегается по каналам.
Зеленые крыши значительно
Для увязки прошлого и настоящего были использованы материалы, вызывающие ассоциации. Было оправдано удаление зараженных кипарисов. Из древесины были созданы солнцезащитные экраны, настилы и мебель. Древесина кипарисов противостоит гниению, заражению паразитами, разложению. Экраны защищают здание и снижают расходы энергии на его охлаждение.
Данный пример показывает, что при профессиональном подходе и вложении средств из обычной пришкольной территории можно многофункциональную площадку, содержащую зоны для учебно-практической деятельности и отдыха. Получить экологически благоустроенную территорию [19].
3. Экологическое благоустройство
пришкольной территории на
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях в России в 2012 году и соответствие им МАОУ «СОШ №123»
По СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" должны соблюдаться следующие требования [22]:
Требования к зданиям общеобразовательных учреждений:
Здания
общеобразовательных
Для обеспечения
нормативных уровней инсоляции
и естественного освещения
Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
Требования к территории общеобразовательных учреждений
Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.
На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно- спортивной зоны и зоны отдыха.
Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.
Оборудование
физкультурно-спортивной зоны должно
обеспечивать выполнение программ учебного
предмета "Физическая культура",
а также проведение секционных спортивных
занятий и оздоровительных
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.
Для выполнения
программ учебного предмета "Физическая
культура" допускается использовать
спортивные сооружения (площадки, стадионы),
расположенные вблизи учреждения и
оборудованные в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими
При
проектировании и
Хозяйственная
зона располагается со стороны входа
в производственные помещения столовой
и имеет самостоятельный въезд
с улицы. При отсутствии теплофикации
и централизованного
Для
сбора отходов на территории
хозяйственной зоны
Информация о работе Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»