Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении проблем благоустройства и озеленения территорий образовательных учреждений России, зарубежных стран и разработке концепции экологического благоустройства пришкольной территории МАОУ «СОШ №123». Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить современную зарубежную и отечественную практику благоустройства и озеленения школ;
– проанализировать состояние благоустройства и озеленения МАОУ «СОШ №123»
– изучить основные направления по озеленению и благоустройству школы;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические и методологические основы организации экологического благоустройства пришкольной территории 5
1.1. Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений в России 6
2. Зарубежный опыт в озеленении и благоустройстве территорий учебных заведений 10
2.1. Состояние образовательных учреждений Европы и Америки 10
2.2. Благоустройство территории в США на примере экспериментальной школы Nueva 12
3. Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123» 15
3.1. Концепция проекта благоустройства пришкольной территории 17
3.2. Пред проектное обследование пришкольной территории МАОУ «СОШ №123» 19
3.3. Проектирование садово-паркового ландшафта МАОУ «СОШ №123» 21
3.4. Предлагаемые изменения на территории МАОУ «СОШ №123» 23
Заключение 26
Приложения 28
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 263.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зарубежный  опыт в озеленении и благоустройстве  территорий учебных заведений

2.1. Состояние образовательных учреждений Европы и Америки

Для многих стран Европы и Америки, принадлежавших как к «социалистическому», так  и к «капиталистическому» лагерям, в 50-е – 60-е гг. был характерен процесс индустриализации массового  строительства образовательных  учреждений. Опыт этого строительства многократно и подробно освещался в архитектурной периодике. Прошли десятилетия, и к началу ХХI в. здания постройки того времени устарели морально и физически. Многие школьные здания, построенные в Западной и Восточной Германии и Швейцарии в 1960-е – 70-е гг. и ранее, в настоящее время характеризуются ветхостью, значительной изношенностью, плохой теплоизоляцией зданий и неудобством классных помещений. Однако во многих случаях необходимое финансирование для коренной модернизации отсутствует, либо направляется для инвестирования в более престижные проекты [4].

В Германии, как и во многих других странах, осуществляются многомиллиардные вложения в модернизацию образовательных учреждений. Модернизация, санация, реконструкция существующих школ представляются многим архитекторам на Западе менее «эффектными», чем новое строительство. Представленные в различных публикациях примеры проектов и их реализаций можно подразделить на три основных направления: внедрение энергоэффективных фасадных систем; модернизация функциональной структуры зданий путём как реконструкции существующих объёмов, так и дополнительного строительства; преобразование внешнего облика и интерьеров пришкольных территорий с применением оригинальных композиционных приёмов и нестандартных колористических решений.

Начальная школа на Роландштрассе в Дюссельдорфе является примером «скрытой» реконструкции объекта, в своё время (построен в 1961 г.) представлявшего собой новый тип образовательных учреждений в духе Современного движения и демонстрировавшего следование традициям Баухауза. В ходе реконструкции было проведено усовершенствование облика и основных членений с помощью современных материалов, усовершенствование функциональной структуры с сохранением общей структуры внутреннего пространства и модернизация пришкольной территории. В результате сохранились черты изначальной стилистики 60-х гг. ХХ в. и, в то же время, пространства, раскрытые вовне через остекление фасадов, вертикального озеленения территории приобрели новый характер, свидетельствующий уже о принадлежности к архитектуре ХХI века [4]. Достигается это минималистскими приёмами введения в интерьер ярких цветовых пятен и хай-тековских деталей, вполне согласующихся с общим характером здания, изначально устремлённым в будущее.

Основная тема – активное благоустройство и озеленение школьных участков. В качестве характерного примера рассматривается средняя школа Сидуэлл Фрэндс в Вашингтоне. Здание расположено на относительно небольшом и затеснённом участке с расчлененным рельефом. На этом рельефе разбит террасированный сад с природным биотопом для естественного круговорота и очистки воды, который к тому же служит источником тепла для уменьшения расходов на отопление здания. В существующем здании и новой пристройке к нему также использованы наиболее современные методы «экологической» архитектуры с её системами энергосбережения, свето- и теплоуловительных и –отражающих приёмов, которые служат одновременно как бы «учебным пособием». Наблюдая за работой и регулировкой всех этих экологических систем в зависимости от погоды и времени года и активно участвуя в этом процессе, учащиеся на собственном опыте постигают важность бережного и разумного «сотрудничества» с природой [5].

Мировой опыт ландшафтного проектирования имеет огромную историю. В таких  странах как Америка, Япония и  особенно Англия, озеленение территории – одна из первоочередных задач  в обустройстве жилища, различных государственных и образовательных учреждений. Согласно английским традициям качество и ухоженность газона перед домом или другим архитектурным объектом, красота и аккуратность сада, расположение и материал дорожек, ведущих к зданию, напрямую говорят о характерах людей, работающих или учащихся в образовательных английских учреждениях. Примером экологически чистого благоустройства и ландшафтного дизайна является известный Оксфордский университет [10].

В Японии озеленение – это не только искусство и признак хорошего вкуса, характера и положения  в обществе, это целая философия, имеющая очень древние корни. Именно из Японии пришли знания о том, что озеленение благотворно влияет на здоровье человека, из страны, где  одна из самых больших продолжительностей жизни на планете!

2.2.  Благоустройство  территории в США на примере  экспериментальной школы Nueva

Школа Nueva - экспериментальная образовательная школа, развивающая умственные способности и прививающая желание учиться. Элементы ландшафтного дизайна увязываются со школьной учебной программой, создавая открытые эко-пространства для детей [19].   

 

Существующая парковка была заменена школьными постройками. Здесь выросла  центральная площадь. Объект разместился  на вершине склона, с которого открывается  красивый вид на бухту. Вытянутые  в линию элементы преобразовывают  пространство, объединяют объекты и  общее целое. Зрелые лесистые зоны переплетены  пешеходными тропинками. Дизайнеры  использовали преимущества этой зеленой  прилегающей территории для демонстрации местной флоры в посадках. Был  сохранен вековой дуб в качестве отправной точки образовательного центра ландшафта [21].   

Перепады высот, посадки, мощение  позволяют разбить площадь на небольшие комнаты под открытым небом в соответствии с нуждами  образовательных программ. Поверхность  пешеходной зоны вдоль здания украшена листьями кипариса, которые также  визуально делят пространство. Бетонные полосы в мощении раскрашены листьями дуба, платана, клена, конского каштана, лавра и другими видами. Водосточная  канава и ряд деревьев гинкго играют роль границ образовательных зон. Перед  библиотекой высажены дубы. Уровнем  ниже амфитеатр и столовая композиционно  объединены с площадью.

Топография, микроклимат и окружающая среда места были тщательно проанализированы, чтобы правильно разместить здания в рамках данного ландшафта. Они расположены достаточно концентрировано исходя из топографических особенностей с минимальным воздействием на объект. Постройки ориентированы в соответствии с солнцем и направлением северо-западных бризов в теплый период. Уровнем ниже одноэтажная лаборатория и студенческий центр, чтобы максимально обеспечить доступ солнцу на центральную площадь и сократить негативное воздействие внешний условий (солнце с юго-востока и зимние ветра).

Архитектор и ландшафтный дизайнер создали уступы, засаженные травами, которые укрывают фасад библиотеки и защищают поверхность от чрезмерного  нагревания. Зеленые крыши библиотеки и школы, в которой прекрасно себя чувствуют разнообразные виды растительности. Это место жительства пчел и птиц, находящихся под угрозой исчезновения. Зеленая крыша школы - точная копия природного калифорнийского луга, постепенно исчезающего в естественных условиях [19].

Практически вся растительность, использованная в дизайне, характерна для данной территории. Кустарники, дубы, травы и почвопокровные связывают территорию университета с местной экосистемой. Способные переносить засуху виды в сочетании с системами хранения воды сокращают использование воды на 53% в сравнении с традиционным объектом. Инновационные системы полива используют регулирующее управляющее устройство, которое сопоставляет температурные показатели со спутника с характеристиками почвы, наклона, освещения и типом растительного покрова для оптимизации расхода воды.

Вода – источник жизни новой  плазы. Водосток пересекает площадь  и во время ливневых дождей разыгрывается  яркое зрелище. Струящаяся по камням вода отражает сезонные климатические  изменения, как бы демонстрируя студентам  ход времени. Вода с крыши попадает на нижний уровень, где фильтруется  и медленно разбегается по каналам. Зеленые крыши значительно сокращают  дождевые потоки с других зданий. Вода с крыши библиотеки стекает в  болотистую топкую низину, засаженную ситником,который отгораживает восточный край здания. 

Для увязки прошлого и настоящего были использованы материалы, вызывающие ассоциации. Было оправдано удаление зараженных кипарисов. Из древесины  были созданы солнцезащитные экраны, настилы и мебель. Древесина кипарисов  противостоит гниению, заражению паразитами, разложению. Экраны защищают здание и  снижают расходы энергии на его  охлаждение.

Данный пример показывает, что при  профессиональном  подходе и вложении средств из обычной пришкольной  территории можно многофункциональную  площадку, содержащую зоны для учебно-практической деятельности и отдыха. Получить экологически благоустроенную территорию [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экологическое благоустройство  пришкольной территории на примере  МАОУ «СОШ №123»

 

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных  учреждениях в России в 2012 году и соответствие им МАОУ «СОШ №123»

По СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" должны соблюдаться следующие требования [22]:

Требования  к зданиям общеобразовательных  учреждений:

 Здания  общеобразовательных учреждений  должны размещаться в зоне  жилой застройки, за пределами  санитарно-защитных зон предприятий,  сооружений и иных объектов, санитарных  разрывов, гаражей, автостоянок,  автомагистралей, объектов железнодорожного  транспорта, метрополитена, маршрутов  взлета и посадки воздушного  транспорта.

Для обеспечения  нормативных уровней инсоляции  и естественного освещения помещений  и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы  от жилых и общественных зданий.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные  инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

Требования  к территории общеобразовательных  учреждений

Территория  общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают  из расчета не менее 50 % площади его  территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе  с лесными и садовыми массивами  допускается сокращать площадь  озеленения на 10%.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях  предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение  учебно-опытной зоны.

При организации  учебно-опытной зоны не допускается  сокращение физкультурно- спортивной зоны и зоны отдыха.

Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При  размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений  уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические  нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой  застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование  физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые  площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические  и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками  и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать  росту и возрасту обучающихся.

Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и  оборудованные в соответствии с  санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий  по физической культуре и спорту.

 При  проектировании и строительстве  общеобразовательных учреждений  на территории необходимо предусмотреть  зону отдыха для организации  подвижных игр и отдыха обучающихся,  посещающих группы продленного  дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа  в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд  с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения  на территории хозяйственной зоны размещают  котельную и насосную с водонапорным баком.

 Для  сбора отходов на территории  хозяйственной зоны оборудуется  площадка, на которую устанавливаются  мусоросборники (контейнеры). Площадка  размещается на расстоянии не  менее 25,0 м от входа на пищеблок  и окон учебных классов и  кабинетов и оборудуется водонепроницаемым  твердым покрытием, размеры которого  превышают площадь основания  контейнеров на 1,0 м во все стороны.  Мусоросборники должны иметь  плотно закрывающиеся крышки.

Информация о работе Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»