Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении проблем благоустройства и озеленения территорий образовательных учреждений России, зарубежных стран и разработке концепции экологического благоустройства пришкольной территории МАОУ «СОШ №123». Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить современную зарубежную и отечественную практику благоустройства и озеленения школ;
– проанализировать состояние благоустройства и озеленения МАОУ «СОШ №123»
– изучить основные направления по озеленению и благоустройству школы;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические и методологические основы организации экологического благоустройства пришкольной территории 5
1.1. Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений в России 6
2. Зарубежный опыт в озеленении и благоустройстве территорий учебных заведений 10
2.1. Состояние образовательных учреждений Европы и Америки 10
2.2. Благоустройство территории в США на примере экспериментальной школы Nueva 12
3. Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123» 15
3.1. Концепция проекта благоустройства пришкольной территории 17
3.2. Пред проектное обследование пришкольной территории МАОУ «СОШ №123» 19
3.3. Проектирование садово-паркового ландшафта МАОУ «СОШ №123» 21
3.4. Предлагаемые изменения на территории МАОУ «СОШ №123» 23
Заключение 26
Приложения 28
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 263.73 Кб (Скачать файл)

Въезды  и входы на территорию, проезды, дорожки  к хозяйственным постройкам, к  площадкам для мусоросборников  покрываются асфальтом, бетоном  и другим твердым покрытием.

 Территория  учреждения должна иметь наружное  искусственное освещение. Уровень  искусственной освещенности на  земле должен быть не менее  10 лк.

 Расположение  на территории построек и сооружений, функционально не связанных с  общеобразовательным учреждением,  не допускается.

 При  наличии в общеобразовательном  учреждении дошкольных групп,  реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования,  на территории выделяется игровая  зона, оборудованная в соответствии  с требованиями к устройству, содержанию и организации режима  работы дошкольных организаций.

 Уровни  шума на территории общеобразовательного  учреждения не должны превышать  гигиенические нормативы для  помещений жилых, общественных  зданий и территории жилой  застройки.

 

 

3.1. Концепция проекта благоустройства пришкольной территории

 

Пришкольной территорией, как правило, является земельный участок со всеми постройками  и насаждениями, прилегающий к  зданию образовательного учреждения [15]. Благоустройство школьной территории имеет важное значение не только для создания привлекательного внешнего облика, но и для поддержания высокой репутации учреждения.

Любые строительные и оформительские работы, в том  числе благоустройство школьной территории, требуют внимательного, вдумчивого подхода и проводятся в несколько этапов. Началом благоустройства  пришкольного участка служит исследование его особенностей. Специалисты измеряют территорию, определяют тип почвы, устанавливают  необходимость уже существующих построек и их качество. В зависимости  от индивидуальных особенностей разрабатывается  план-проект благоустройства территории школы.

Школа должна иметь удобный подъезд как для грузового, так и легкового транспорта при соблюдении установленного расстоянии от дорог, магазинов и прочих общественных объектов. Желательным элементом при благоустройстве пришкольного участка является зеленое насаждение. На территории учебного заведения не может находиться ветхих, пожаро- и взрывоопасных объектов или объектов, несущих потенциальную угрозу жизни и здоровью ребенка. Участок должен обладать максимальной функциональностью и эстетичностью.

После составления  плана начинается этап его реализации, включающий хозяйственную и практическую часть. Первая состоит в закупке  необходимого оборудования и материалов. Вторая делится на общее и зональное  благоустройство пришкольной территории.

Общее благоустройство  территории школы включает выравнивание почвы, прокладывание дорожек, замену уже имеющихся покрытий, вырубку  старых деревьев, высадку новых, формирование клумб и газонов, уборку мусора, установку  урн, монтаж осветительных приборов, ремонтные и малярные работы. Такое  благоустройство школьного участка  может осуществляться как отдельное  мероприятие и как часть реализации дизайнерского проекта. Его цель - облагородить территорию, придать  ей ухоженный вид.

Важная  составляющая общего благоустройства  пришкольной территории - разделение участка на зоны и создание естественных или искусственных границ. Например, игровая площадка может отделяться от спортивной дорожкой или невысоким кустарником. Такое разумное распределение пространства очень удобно и позволяет организовать деятельность сразу нескольких групп учащихся так, чтобы они не мешали другу другу [15].

Зональное благоустройство пришкольного участка  и его масштабы определяются территориальными и финансовыми ресурсами. Как  правило, оно включает благоустройство  школьного двора, спортивной и игровой  площадки, школьного сада. Работа над  каждой из зон обладает своей спецификой.

Благоустройство школьного двора имеет особое значение. Двор – это лицо школы, в его оформлении важно учесть все: от необходимых санитарных требований до индивидуального стиля и истории  школы. В благоустройстве школьного  двора не обязательно придерживаться традиционного минимализма и  ограничиваться установкой клумб и  лавочек. Можно проявить фантазию, и  тогда учебное заведения преобразится и будет вызывать своим новым обликом гордость учащихся и учителей.

Следующий пункт в благоустройстве школьного участка – спортплощадка. В оформлении спортивной площадки важно правильно и компактно разместить все необходимые объекты – беговые дорожки, футбольное поле, участки для игры в волейбол и баскетбол.

 

3.2. Пред проектное обследование пришкольной территории МАОУ «СОШ №123»

Исследуемый участок расположен в жилой зоне микрорайона «Бумажник». На востоке  и севере от объекта расположены  дороги (улицы Сухумская, Сестрорецкая).  Причем на севере более оживленная трасса. На юге расположен детский сад. На западе жилая застройка. Школьная территория обнесена забором 1,5м.

Общая площадь  объекта по документам – 21318 м2, по фактическому использованию – 20486. Из них: застроенная – 2706, незастроенная – 17780, тротуара – 4702,  грунт – 4499. Под зелеными насаждениями: 8579 – газон с деревьями, 45,5 - партерные газоны. Таким образом, общая площадь зеленых насаждений составляет 50%, что удовлетворяет требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 [Прил. 2].

Исследуемый участок находится на территории категории земель «населенных пунктов». На территории объекта расположены  три строения: здание школы, гараж  и трансформаторная будка.

Главное здание территории трехэтажное, напротив крыльца здания расположена асфальтированная площадка, 2 газона с кустарниками шиповника, сирени, 7 саженцами ели, 9 яблонями, 2 кленами, 1 липой и стадион. С восточной стороны так же расположен газон с деревьями – ива, 16 тополей, 22 березы 4 липы, газон развивается стихийно. Во внутреннем дворе – 9 берез, кусты сирени и также стихийно развивающийся газон. С северной стороны – газон с древесной растительностью:  1 береза, 9 ив, 3 тополя.  с западной стороны – газон (подстриженный) с древесной растительностью: 5 лип, 1 черемуха, 1 клен, 1 тополь, 2 березы. Во внутреннем дворе – стихийно развивающаяся растительность: 1 береза, 1 черемуха, кустарники акации и боярышника.  Так же имеется 1 портерный газон. Всего на пришкольной территории произрастает 33 березы, 20 тополей, 10 ив, 10 лип, 9 яблонь, 7 саженцев ели, 2 черемухи, 2 клена. Средняя высота деревьев 9 метров, средний возраст – 50 лет. Большинство повреждены некрозно-раковыми заболеваниями, насекомыми, наблюдается дехромация и скелетирование листьев [Прил. 5,7]. Растительность газонов представлена подорожником, одуванчиком, крапивой, репьем, мятликом, ежой, птичьим горцем. Газоны развиваются стихийно, наблюдаются тропы, проективное покрытие 60%, местами сильное вытаптывание. Состояние зеленых насаждений оценено как не удовлетворительное. Скудное биоразнообразие [Прил. 6, 7].

Микроклимат участка в целом можно оценить  как благоприятный, так как имеет  открытое пространство. Близость Камского водохранилища вызывает повышенную влажность. Среднемесячная влажность воздуха составляет от 60 % в мае до 84 % в ноябре, среднегодовая —75 %. Годовая норма осадков составляет 638 мм; максимальное количество осадков обычно приходится на июнь-август, а минимальное — на февраль-март. Зимой высота снежного покрова может достигать 111 см, однако обычно в конце зимы составляет чуть более 60 см.

Рельеф  территории ровный, не имеет перепадов  высот.

Асфальтированные  дорожки находятся в полуразрушенном  состоянии, что вызывает появление  большого количество луж на участках, и как следствие, трудности в передвижении школьников и иных пешеходов. Так же на территории школы отсутствует место отдыха, площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Искусственное освещение имеется.

Также непосредственное влияние на качество атмосферного воздуха  оказывает ООО «Пермский картон»  [Прил. 4].В воздух выбрасываются такие вещества, как диоксид серы, диоксид азота, сероводород, аммиак, оксид углерода.

Школьный  стадион не соответствует требованиям  СанПиН 2.4.2.2821-10. Футбольное поле не имеет растительного покрытия, беговая дорожка находится в полуразрушенном состоянии. Так же школьный стадион расположен не со стороны спортзала.

Можно сделать  вывод, что территория данной школы  соответствует не всем требованиям  СанПиН 2.4.2.2821-10. Чтобы исправить  некоторые нарушение необходимо провести экологическое благоустройство пришкольной территории. Оборудовать место отдыха для обучающихся, спортивную площадку, провести озеленение территории в соответствием с СанПиН 2.4.2.2821-10.

3.3. Проектирование садово-паркового  ландшафта МАОУ «СОШ №123»

Проектно-сметные работы. После  получения задания на проектирование приступают к разработке технического проекта и составления рабочих  чертежей. Технический проект со всеми  входящими в его состав материалами - основной документ, который решает все технические вопросы строительства, определяет его объем и стоимость как в целом, так и отдельных объектов, служит для утверждения строительства объекта и выделения лимитов на его финансирование [15].

В состав технического проекта входят:

- ситуационный план, на котором  показаны границы проектируемого  объекта, существующая и проектируемая  дорожная сеть, красные линии  прилегающей застройки, существующие  насаждения;

- генеральный план с указанием  расположения на территории всех  основных сооружений и зданий, зеленых насаждений (древесные, кустарниковые  посадки, газоны, цветники), дорожно-транспортных сетей и устройств основных магистралей водоснабжения, мелиорации, электроснабжения и т.д.;

- дендрологический план, в котором  отмечены места посадки, ассортимент,  возраст посадочного материала  и расстояния между деревьями  и кустарниками; для групп, расположенных  рядом или в разных частях  территории, но состоящих из одинаковых  деревьев или кустарников, принимают  единую нумерацию (например, 1 - каштан  конский, 2 - липа кавказская и  т.д.);

- рабочие чертежи водоснабжения,  канализации, водостоков, мелиорации, освещения и электроснабжения;

- рабочие чертежи вертикальной  планировки;

- смета и пояснительная записка  с расчетами.

При проектировании зеленых насаждений основное значение придается структуре  технического проекта. Он состоит из текстовой и графической частей [16].

Текстовая часть включает в себя:

1) общую часть и введение: данные  об объеме выполненных изысканий,  местонахождении объекта и природные  условия; сведения о существующем  озеленении и застройке;

2) проектируемые мероприятия: распределение  выделенной площади под озеленение; обоснование принятого в проекте  архитектурно-планировочного решения размещения зеленых насаждений и схемы смешения пород; рекомендуемый ассортимент пород; агротехника (подготовка почвы, посадка, уходы); разбивка газонов и цветников; организация работ; объем и очередность выполнения; потребность в механизмах и рабочей силе; эффективность проектируемых мероприятий;

3) расчетную часть: пояснения  к расчетной части; сводная  смета; пообъектные сметы; сметные расчеты (на виды работ); каталог единичных расценок; единичные расценки; калькуляция транспортных расходов на автомобильные перевозки 1 т груза; калькуляция себестоимости материалов;

Исполнительная часть проекта. Она представлена рядом технических  и творческих составляющих.

Предварительные работы включают в  себя: очистку территории, ее планировку и подготовку, разбивку на участки  в соответствии с проектом.

В посадочные работы входят подготовка посадочных мест (ям) и непосредственная посадка деревьев и кустарников.

Дальнейшее обустройство предусматривает  устройство газонов, устройство дорожек  и площадок, создание газоновых ограждений, оборудование скамеек, корзин для мусора и т.д., прокладку водопровода и отвод поверхностных вод, цветочное оформление (только из многолетников) [16].

Формирование садово-паркового  ландшафта - это творческий процесс, объединяющий проектирование, строительство  и эксплуатацию.

3.4. Предлагаемые изменения на  территории МАОУ «СОШ №123»

На основании выявленных недостатков  предлагается провести следующие мероприятия: омолодить зеленые насаждения, обустроить место отдыха для детей и родителей, расширить площадь перед школьным крыльцом, построить еще один небольшой стадион перед спортзалом.

В первую очередь необходимо  выровнять  территорию и убрать старые зеленые  насаждения, расширить площадку напротив школьного крыльца, благоустроить зону отдыха.  Для этого потребуется привлечение техники и служб.

После выравнивания начинаются работы по благоустройству места отдыха для школьников, их родителей и всех желающих (участок №1 на плане) [Прил. 1].  Для этого выбрана территория на севере во внутреннем дворе школы. Предлагается разбить круглый цветник, в центре которого будет размещена скульптура. Вокруг будут размещены лавочки со спинками и дорожки, газон. Зона отдыха будет выглядеть как небольшой сквер.

В центре территории будет расположена круглая клумба на небольшом возвышении.  В центре круглой клумбы будет расположена скульптура, символизирующая единство.  Для данной клумбы подойдут холодостойкие и тенелюбивые растения. Так же цвести клумба должна весь теплый период времени.

Информация о работе Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»