Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 19:26, курсовая работа
Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».
Введение
Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.
Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка
Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.
Экологическое образование как системообразующий фактор образования
1.4 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика констатирующего эксперимента
2.2 Результаты диагностического исследования
Заключение
Литература
2.1 Методика констатирующего эксперимента
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель - выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Выявить уровень знаний о неживой природе
2. Выявить уровень знаний о животных и растениях
3. Выявить уровень знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с природой
4. Определить уровень
Содержание экологических знаний детей старшего дошкольного возраста включает:
1. Неживая природа
Вселенная- это множество звезд. Солнце - это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.
Знает: вода не имеет формы, запаха и вкуса. Вода может менять свое состояние на морозе - превращается в лед, при нагревании - в пар. Вода может быть чистой, грязной, холодной, теплой, горячей. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам - растениям, животным, людям. Имеет представление о воздухе и его свойствах. Воздух нужен для дыхания всем живым существам.
Знает: свойства песка, земли, глины.
Многообразие животного и растительного мира.
Сформированы понятия: кустарники, деревья, растения, насекомые, птицы, звери, живое, неживое.
Знает: растениям нужна земля, вода, свет, тепло, воздух.
Имеет представление о составе сообществ (водоем, луг, лес, огород, сад), об условиях их среды.
3. Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней.
Имеет представления о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов изменяются по сезонам.
Представления о признаках сезона; состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.
Знает: Что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничии). Лес нужно оберегать от пожара. Нельзя загрязнять окружающую среду.
Диагностику экологических знаний необходимо осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы.
Критерии оценки экологических знаний у детей дошкольного возраста.
· Полнота (или объем знаний) - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;
· Существенность знаний - выделение существенного в объекте;
· Обобщенность знаний - выявление сущности целого класса объектов, объективных связей, внутри класса.
· Системность знаний - познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.
Описание уровней экологических знаний детей.
1 уровень - низкий. У ребенка
наблюдается некоторая
2 уровень - средний. У ребенка
есть заинтересованность в
3 уровень - выше среднего. Более ? верно находят причины наблюдаемых явлений, выделяет несколько существенных признаков. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Ребенком понимается общая цель и содержание задания, ответы детей правильны более ?. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений на основе существенных особенностей объектов.
4 уровень - высокий. Предложенные
задания встречает с
В процессе диагностики уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста были заданы следующие вопросы:
Неживая природа.
1. Какие планеты ты знаешь?
2. Кому нужен воздух? Какой он?
3. Есть ли воздух в камнях, земле, воде? Как это проверить?
4. Налить в стакан воду из-под крана, что за странные пузырьки на стенках стакана?
5. А какой сегодня вокруг воздух? А в помещении, в группе, дома?
6. Как можно проверить направление ветра, его силу?
7. Для чего нужна вода?
8. Какая вода бывает в лужах, в реке, в кране, а в ванну, какая вода бежит?
9. Какой она становиться, когда мы постираем белье, выкупаемся?
10. Во что может превращаться вода? (В снег, лед, иней, пар, дождь)
11. Какие формы принимает вода? (озера, реки, море)
12. В каком состоянии мы можем видеть воду на участке ранней осенью, в период золотой осени и поздней?
13. Лед легче воды или тяжелее? Если бы он был тяжелее, что тогда могло произойти?
14. Для чего вода нужна растениям?
15. Назови свойства земли, песка, глины?
Животные
Приготовили картинки с изображением разных животных экологических
групп. При обследовании использовали следующие вопросы:
1. Кто это?
2. Составь группы «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые»
3. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
4. Что происходит с птицами, рыбами зимой, весной, летом?
5. Почему это происходит?
Растения
Приготовили картинки с изображением растений цветника, луга, огорода, леса, поля; комнатные растения; игра «Путаница» (картинки с изображением частей растения) Беседовали по картинкам с каждым ребенком.
1. Назови это растение?
2. Где растет?
3. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
4. Назови растения, которые любят много света и влаги?
5. Почему они любят много света и влаги?
6. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
7. Почему это происходит?
Затем организовали игру «Путаница». Были такие задания:
· Расположи растение правильно
· Почему части растения следует располагать именно так, а не по - другому?
· Зачем растению листья, стебель корни, цветы?
Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней.
1. Как узнали, что это лето (весна, зима, осень)?
2. Сколько месяцев длится каждый сезон? Назовите месяцы каждого сезона.
3. Какая погода бывает зимой (весной, зимой, летом)?
4. Что бывает с деревьями, кустарниками, травами зимой (весной, летом)?
5. Как зимуют птицы? Чем они питаются?
6. Когда у животных появляются детеныши? Почему?
7. Как зимуют животные (дикие, пресмыкающиеся)?
8. Отчего времена года меняются?
9. Почему воробьи и птицы зимуют, а скворцы и ласточки на зиму улетают?
10. Почему растения зимой зеленеют, а осенью - желтеют и сбрасывают листву?
11. Что будет, если все растения и деревья исчезнут?
12. В городе мало деревьев и цветов, хорошо это или плохо?
13. Кто такой лесничий и что он делает?
14. Что такое загрязнение окружающей среды? Как люди борются с ним?
С целью определения уровня эмоционального отношения к природе у детей мы использовали методику «Добровольные помощники».
Методика состоит из трех этапов, которые последовательно конкретизируют и усиливают способы детских побуждений, степень направленности их на природу.
Первый этап: экспериментатор все неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы все услышали, объявлял: «Ребята, я сейчас буду убирать в уголке природы, кормить наших питомцев - они голодные (пауза), а потом мы пойдем гулять». Задача экспериментатора - увидеть частную и общую реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы.
В качестве показателей для детей старшего дошкольного возраста приняли следующие элементы в поведение детей:
1. все ли оторвутся от своих дел (затихнут, посмотрят на говорящего), кто вообще не среагирует на объявление;
2. что будут делать дети, когда экспериментатор пройдет в уголок природы и начнет уборку:
· продолжать играть или заниматься своим делом,
· подойдут к взрослому и станут смотреть, как и что он делает,
· захотят включиться в его деятельность.
Сама уборка была непродолжительной - это лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желание помочь, экспериментатор давал несложные поручения (покормить рыбок, полить цветы).
Уровни отношения старшего дошкольного возраста к окружающей природе:
1 уровень - низкий. Поведение безразличное, равнодушное; отсутствуют чувства и эмоции; не наблюдается опытничество; нет интереса; впечатления о природе не отражает.
2 уровень - средний. Неосознанные
разрушительные действия; животные,
растения, природа не вызывают
восторга, эмоций; познавательный интерес
появляется при помощи
3 уровень - выше среднего. Доброжелателен к природе; проявляет интерес, но не системный к животным и растениям; наблюдения и опытничество не постоянные; отражаются впечатления в изодеятельности, в играх, но недостаточно в самостоятельной речевой деятельности.
4 уровень - высокий. Показывают полноту отношения, существенность, обобщенность, системность.
Параллельно с методикой «добровольные помощники» мы проводили наблюдения за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными, находящимися на территории детского сада, группы, наблюдали за игрой, рисованием, высказываниями.
Также в своей работе мы использовали проективное рисование на тему: «Мое любимое животное», целью которого является выявление эмоционального отношения к природе, знание программы, предусмотренной для данной возрастной группы. Детям предлагалось нарисовать свое любимое животное.
Критерии оценки
1. Достоверность изображаемого объекта.
2. Выработанность эстетического отношения к природе.
3. Знание строения животного.
4. Использование цветов (более 2-х).
Каждый критерий оценивается 2-мя баллами при наличии его в рисунках.
Обработка результатов
8 баллов - высокий уровень.
4-7 баллов - средний уровень.
0-3 балла - низкий уровень.
Оценка результатов
Высокий уровень - знание программы, предусмотренной ДОУ в данной возрастной группе; использование широкого спектра цветов(5-6); строение изображаемого животного передано достоверно, эмоциональный настрой рисунка положительный.
Средний уровень - неполное знание программы ДОУ; использовано от 2 до 4 цветов; строение изображаемого животного отчасти достоверно (отсутствие некоторых частей тела); эмоциональный настрой рисунка нейтральный, в некоторых случаях несет тревогу.
Низкий уровень - незнание программы ДОУ, предусмотренной для данной возрастной группы; используется 1 в редких случаях 2 цвета (черный или других темных оттенков); строение животного передано схематически или далеко от действительности; эмоциональный настрой рисунка негативный.
2.2 Результаты
На этапе констатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровня экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
Выявление у них эмоционального отношения к окружающей природе.
Данное исследование проводилось в МОУ «Попенкский детский сад» Опытной работой было охвачено 12 детей 5-6 лет.
После проведения диагностики экологических знаний детей по параметрам неживая природа, многообразие животного и растительного мира, сезонные изменения, природа и человек получили следующие результаты. Итак, 1 уровень (низкий) - 2 человека, что составляет 16%; 2 уровень (средний) -4 человека, 34%; 3 уровень (выше среднего) - 3 человека, 25%; 4 уровень (высокий) -3 человека, 25%.
Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста