Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 19:26, курсовая работа
Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».
Введение
Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.
Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка
Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.
Экологическое образование как системообразующий фактор образования
1.4 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика констатирующего эксперимента
2.2 Результаты диагностического исследования
Заключение
Литература
Учитывая содержание разделов и характеристику показателей, для старшего дошкольного возраста к высокому уровню отнесены дошкольники, ответы которых свидетельствуют о том, что у них имеются представления о воде. Прослеживается тенденция установления значимости воды в жизни окружающих (роль воды в жизни человека, растений, животных), понимание закономерности, если растение не поливают, они погибают; детально описывают свойства почвы, песка, глины.
Испытуемые среднего уровня знаний дают характеристику объектов неживой природы, но четко не выделяют закономерности. Испытуемые низкого уровня дают лишь поверхностное описание объекта.
По второму разделу к уровню выше среднего отнесены ответы детей более конкретного характера. Однако эти испытуемые тоже выделяют закономерность и стремятся выразить свое отношение к живой природе. Ответы детей среднего уровня знаний также дают характеристику животных и растений, но не выделяют закономерность. Испытуемые с низким уровнем знаний часто ошибаются, знания поверхностные, отрывочные.
По третьему разделу к высокому уровню знаний отнесены ответы детей содержательного и глубокого характера. Средний уровень знаний объединил ответы более конкретизированные. Представления детей с низким уровнем знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с ней были разрозненные, отрывочные и скупые.
Результаты показали, что дети 5-6 лет:
1. понимают жизнь растений, их рост и развитие.
2. знают, что растениям нужны свет, вода, тепло, питательная почва, воздух.
3. могут установить, что
экологически значимым
4. знают, что избыточный полив ведет к их загниванию.
5. знакомясь с многообразием
животного и растительного
6. имеют представления о живых существах.
7. имеют представления о различных взаимосвязях в природе, однако эти представления отрывочны, не систематизированы.
8. имеются элементарные
представления о зависимости
жизни и состояния различных
природных объектов от
В результате проведения методики «Добровольные помощники» были получены следующие результаты: 1 уровень (низкий) – 1 человек, что составляет 7%; 2 уровень (средний) - 4 человека, 34%; 3 уровень (выше среднего) – 4 человека, 34%; 4 уровень (высокий) -3 человека, 25%.
Диаграмма 2. Диаграмма 2
На первом этапе дети не реагировали на говорящего, или продолжали заниматься своими делами. Лишь 4 человека из 12 подошли к говорящему и активно включились в деятельность: начали поливать, рыхлить.
На втором этапе делалось тоже самое приглашение помочь в уборке уголка природы. Наблюдалась общая картина поведения детей, замечали поведения и высказывания отдельных детей, включали в работу всех желающих. При этом выявляли навыки в уходе за растениями, животными. Начал появляться познавательный интерес при помощи взрослого, доброжелательное отношение к растениям, животным. Во вторую половину дня некоторые дети отражали свои впечатления в изодеятельности, в играх.
На третьем этапе мы обращались конкретным ребятам, которые остались совсем равнодушными к делам взрослого и обитателям уголка природы. Но при этом оставляли за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому. Опять наблюдали поведения их реакцию на приглашение оказать помощь. На данном этапе проявили интерес даже те, которые равнодушно относились к природе.
Все три этапа взрослый не обучал детей навыкам труда, не упрекал – только фиксировал по реакциям их отношения к данному событию и практические умения детей.
Результаты показали, что дети 5-6 лет:
1. охотно включаются в деятельность, эмоционально реагируют на поведение животных при кормлении, уборке.
2. не проявляют агрессивных действий по отношению к живым существам.
3. получают удовлетворения,
положительные эмоции после
4. радуются, что не зря трудились.
5. рисуют объекты и события природы.
6. используют в самостоятельных
играх сюжеты
В результате проведения методики «Мое любимое животное» были получены следующие результаты:
Высокий уровень составляет 42 % - 5 человек. Данные рисунки характеризуются использование широкой цветовой гаммы, строение изображаемого животного передано достоверно, эмоциональный настрой рисунка положительный.
Средний уровень составляет 34% - 4 человека. Данные рисунки характеризуются использованием от двух до четырех цветов, в строении изображаемого животного иногда отсутствуют некоторые части тела, эмоциональный настрой рисунка положительный или нейтральный.
Низкий уровень составляет 24% - 3 человека. Данные рисунки характеризуются использованием одного или двух цветов, строение животного передано схематически или далеко от действительности, эмоциональный настрой рисунка негативный.
Диаграмма 3
Таким образом, можно сделать вывод, что дети имеют не совсем конкретные представления о животных и растениях, хоть и дают характеристику объектов природы, выделяют некоторые закономерности. Часть детей не проявляют особого интереса к практической деятельности в природе, лишь приобщаются к коллективной работе.
Данные результаты подтверждают факт необходимости организации образовательной работы с детьми по выявленным проблемам, используя интегративный подход и определённой системы занятий.
Заключение
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента можно сформулировать следующие выводы:
· Использование системы интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).
· В старшем дошкольном возрасте возможно формирование сложных представлений о явлениях и объектах «неживой» природы, которые необходимы детям для общего умственного развития при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом уровня знаний и умений, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала.
· Отношение к окружающей природе в дошкольном возрасте неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент, каждый из которых оказывает влияние на поведение и деятельность ребенка.
· Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Это также позволяет нам утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно-эстетического воспитания детей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:
1. Ознакомление с объектами
и явлениями окружающей
2. Необходимо систематически использовать в педагогической практике систему интегрированных занятий, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.
3. Работа по экологическому
образованию дошкольников не
должна проходить изолированно
от той воспитательно-
4. Мероприятия экологической направленности должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.
Литература
1. Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.
3. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.-144с.
4. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от
первого появления сознания до дошкольного возраста. – СПб., 1913.
5. . Гончарова Е.В. Современные
технологии экологического
6. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.
7. Егоренков Л.И. Экологическое
воспитание дошкольников и
8. История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе,
А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М., 1986.
9. . Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с.
10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.
11. . Коменский Я.Л., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогиче-
ское наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1987.
12. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.
13. Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под. ред. РуссковойЛ. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.
14. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.
15. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под. ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.
16. Мир природы и ребенок:
методика экологического
17. Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. –
Екатеринбург, 1996.
18. . Моисеева Л.В. Региональное экологическое образование. – Екате-
ринбург, 1997.
19. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому
воспитанию в Домах ребенка. – М., 1993.
20. Монтессори-материал. Школа для малышей. – М., 1992.
21. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.-208 с.
22. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.
23. Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37.
24. Николаева С.Н. Воспитание
экологической культуры в
25. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.
26. Николаева С.Н., Комарова
И.А. Сюжетные игры в экологическом
воспитании дошкольников. Игровые
обучающие ситуации с
27. Плешакова А.А. От земли
до неба. Атлас – определитель
по природоведению и экологии
для учащихся начальных
28. Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Методические рекомендации.- М., 2002.
29. Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель. – М., 1989.
30. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Тихеевой / Под ред.
Е.И. Тихеевой. – Л., 1928.
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
32. Тихеева Е.И. Обстановка в жизни маленьких детей. Дошкольное де-
ло. Начатки знаний. – М., 1922.
33. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.,
1974.
34. Шлегер Л.К. Материал для бесед с маленькими детьми. – М., 1914.
Приложение №1
Комплексное занятие
Коллективное изготовление альбома «Елочка»
Цель : уточнить представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из неё можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.
Материал и организация занятия: Дети распределяются вокруг четырех столов, посреди которых лежат стопки из шести бумажных изделий. На одном столе - стопка салфеток, на другом - альбомы для рисования, не третьем - детские книги, на четвертом - листы разноцветной бумаги. Подготовлены индивидуальные наборы для аппликации «елочка», кисточки, клей, игрушечная ёлочка.
1 часть Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, взять в руки и рассмотреть бумажные изделия. Затем поднять эти предметы высоко и показать всем. Задает вопросы: «Что это такое? Из чего сделаны (салфетки, книги и др.)? Для чего они нужны? Из какой бумаги изготовлены салфетки, книги и т. д.? Какая бумага и как про нее можно сказать?»
Воспитатель помогает детям определить и назвать цвет бумаги, её мягкость или жесткость, степень плотности, и другие качества. Сам делает обобщения, подчеркивая особенности бумаги и её функциональное назначение. Например, «Книга сделана из плотной, толстой белой бумаги, чтобы детям было легко рассматривать и читать книгу - она долго не порвется». Или « Салфетки сделаны из белой тонкой бумаги. Такой бумагой приятно вытирать рот после еды. Салфетки легко впитывают в себя капли молока, чая».
Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста