Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:04, лекция
В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л. И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения», «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений».
1. Основные функции экологической среды в ДОУ, принципы ее организации………………………………………………………………...3
2. Предметная среда и ее влияние на человека ( психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия)………………………………………5
3. Ребенок в предметной среде(психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия)……………………………………………...10
4. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ: экологический подход и педагогическая целесообразность……………………………………….17
5. Совместная деятельность воспитателя и детей в эколого-развивающей среде ДОУ…………………………………………………………………24
6. Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде детского сада……………31
Список литературы……………………………………...……………………….33
СОДЕРЖАНИЕ
Список литературы……………………………………...………
Принципами организации экологической среды являются следующие:
принцип учета морфофункциональных особенностей каждого живого организма (экологический подход) при его размещении и дальнейшем содержании и уходе за ним. Предполагает формирование у детей субъектно-личностного отношения к каждому живому объекту, ценностного отношения к нему.
2. Предметная среда и ее влияние на человека( психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия)
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают (или могут оказать) развивающее воздействие. Нельзя не согласиться с А.И.Арнольдовым, который утверждает: «Сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, самоорганизующаяся культурная среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».
Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, деятельность началось за рубежом относительно недавно - во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960-1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых - производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров производственных и общественных помещений. Подчеркивается важная мысль: озеленение внутреннего пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно- гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.
Обращается внимание на то, что внутреннее пространство (место пребывания человека) - это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.
В1970-1980-е годы ученые из Прибалтики исследуют различные аспекты воздействия среды на человека, организации и использования им пространства. В качестве ведущего выделяется понятие «пространственного контакта», которое характеризует количественную сторону и интенсивность связей между людьми. В своей деятельности люди меняют интенсивность пространственного контакта: в некоторых ситуациях предпочитается «отдельность», В других - тесный контакт. Нарушение оптимальности во всех случаях негативно воздействует на психические состояния человека.
Обсуждаются такие понятия, как персональное пространство, групповое пространство, способ ориентации в процессе общения. Устанавливается, что персонализация пространства (фиксирование территории) имеет личностное значение: это своего рода механизм регуляции границ между «я - другие». Продолжительное нарушение оптимальности контакта ведет к изменению психологического состояния и поведения человека. Постоянное пребывание в условиях повышенного контакта, перенаселенность содействуют появлению стресса.
М. Хейдметс подчеркивает такие интересные явления: хозяин персональной территории осуществляет контроль над ней, идентифицирует себя с ней, считает ее своим продолжением. Вторжение на территорию рассматривается как нарушение личной неприкосновенности. Исследователь предполагает, что идентификация с частью физической среды аналогична социальной идентификации (с группой, нацией). У человека вырабатывается эмоциональная привязанность, бережливое отношение к персональной территории. Исследователь выделяет функции такой территории: внешние - создание оптимальных условий для деятельности; внутренние - содействие самоопределению человека как автономной личности, независимого индивида. Он указывает на то, что учет пространственного компонента в человеческих взаимоотношениях позволяет связывать между собой психологические и средовые параметры, что дает возможность определить некоторые требования к организации предметно-пространственной среды человека.
Экспериментально доказано, что субъективное чувство контроля над ситуацией улучшает психическое состояние человека и содействует его деятельности: если субъект долгое время находится в условиях отсутствия контроля над средой, он становится беспомощным, пассивным, что влечет за собой ухудшение соматического и психического здоровья. Исследователями установлено, что при наличии персональных зон увеличивается частота коллективной деятельности, снижается агрессия. Делается важный вывод: если человек приспосабливается действовать только по внешним указаниям, по внешнему контролю, к самостоятельной активности он уже не способен. Таким образом, проблема контроля и организованности среды имеет определенное значение и с точки зрения процессов воспитания, с точки зрения создания условий для развития активности человека.
М. Раудсенн анализируя понятие «место поведению» (МП), утверждает: максимальное удовольствие в МП можно получить при умеренной недонаселенности; явление перенаселенности следует взять под контроль, чтобы смягчить ее негативное воздействие; для создания недонаселенной среды нужно целое расчленить на многие малые единицы и создать больше разных МП. С точки зрения обсуждаемого вопроса - проектирования развивающей предметно-пространственной среды в различных образовательных учреждениях - вывод исследователя имеет принципиальное значение.
На Рижской конференции 1987г. была поднята проблема рекреационной среды как совокупности естественной природной среды и искусственной предметно-пространственной материальной среды, имеющей огромное значение с точки зрения воспроизведения человеческого фактора.
Новый виток в развитии отечественных исследований в сфере психологии взаимодействия человека со средой представлен материалами Г.А Ковалева, в которых дается обстоятельный анализ двух направлений зарубежных исследований: психологии среды и экологической психологии.
Общий подход обоих направлений - рассмотрение организма и среды в их взаимосвязи и взаимовлиянии, которые вызывают изменения как самой среды, так и организма, его различных аспектов (химического, биологического, социального и психологического). По существу, это новый взгляд на место и положение человека в мире. «Неслучайно, - пишет Г.А Ковалев, - именно под влиянием возрастающей озабоченности за судьбу окружающей среды повысился и интерес психологов к своему физическому (как естественному, так и искусственному) и социальному окружению». Общая характеристика нового псиxoлoгичecкoгo взгляда на среду заключается в том, что всякий раз имеется в виду конкретная среда, которая изменяется и упорядочивается человеком. Эта новая область возникла под давлением социальных проблем, связанных с выживанием человека на Земле в современных условиях.
Не меньший интерес данная проблема вызывает у педагогов, которые исследуют влияние факторов среды на физическое и псиxичecкoe развитие ребенка, на становление личности в целом.
Анализ работ выдающихся русских педагогов Ушинский К.Д, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, А С. Макаренко, В.А Сухомлинский и др.) свидетельствует: успешность школьного обучения, положительные сдвиги в развитии учащихся, их благополучное эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности связаны с общим укладом школьной жизни, с созданием благоприятной обстановки, стимулирующей различные формы активности детей.
В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. В двухтомнике «Теория и практика воспитательных систем» обсуждается проблема средового подхода в воспитании. Обращаясь к истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления на рубеже ХIХ-ХХ вв., становление понятий «педагогическое средоведение», «педагогика среды» в последующие годы. В довоенный период воспитательные возможности среды считались неограниченными. Сама среда трактовалась широко и многозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида могло идти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, «засасывала», В другом - сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды и индивида в личностном развитии последнего не признавалось.
В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л. И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения», «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений».
3. Ребенок в предметной среде(
Главные педагогические идеи директора школы А АЗахарен ко, инициатора и организатора создания обогащенной социально-предметной среды для школьников, просты: воспитание грамотного, творческого, интеллигентного труженика села. Содержательное предметное окружение создается совместными усилиями детей, родителей, педагогического коллектива. Создание среды, ее поддержание и использование - это непрерывная созидательная практическая деятельность, в которой участвует любой ученик сообразно своим индивидуальным возможностям. Нет сомнения, что такая деятельность оказывает самое разнообразное воспитательное воздействие на детей. Опыт Сахновской школы это опыт целостной воспитательной системы, ведущим компонентом которой является внешняя материальная среда - ее создание, поддержание, использование. Такая система оказывает глубинное личностное воздействие на всех ее прямых и косвенных участников - детей, педагогов, родителей, жителей села. Наибольшему же воздействию подвергаются школьники, потому что они двусторонние участники (строят, а затем используют) и еще потому, что они самые юные участники процесса и со временем меняют свои социальные роли (становятся родителями и взрослыми жителями села), каждый раз используя созданное ими и предшествующими поколениями с новых социальных позиций.
Среди отечественных исследователей по данному вопросу следует отметить относительную продвинутость поисков педагогов дошкольных учреждений. Ими выдвинуты и апробированы на практике положения о создании специальных условий, предметного окружения, стимулирующих самостоятельную творческую деятельность дошкольников. Это исследования Н.А Ветлугиной и ее сотрудников (Г. Н. и Л. П. Пантелеевы, Л. С. Фурмина, Т. Г. Казакова) в области художественного развития детей; работы, выполненные под руководством С. Л. Новоселовой по вопросу построения развивающей предметно-игровой среды для дошкольников (Н. Т. Гринявичене).