Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:04, лекция

Описание работы

В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л. И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения», «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений».

Содержание работы

1. Основные функции экологической среды в ДОУ, принципы ее организации………………………………………………………………...3
2. Предметная среда и ее влияние на человека ( психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия)………………………………………5
3. Ребенок в предметной среде(психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия)……………………………………………...10
4. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ: экологический подход и педагогическая целесообразность……………………………………….17
5. Совместная деятельность воспитателя и детей в эколого-развивающей среде ДОУ…………………………………………………………………24
6. Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде детского сада……………31
Список литературы……………………………………...……………………….33

Файлы: 1 файл

Основные функции экологической среды в ДОУ, принципы ее организации.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство троих детей подряд 3 дня. За это время 5-6-летние дошкольники способны понять смысл и значение ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки.

Весь процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделить на 3 периода: начальный - он падает на осенние месяцы, средний - он растягивается примерно на 4 месяца (декабрь-март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит постепенное увеличение самостоятельности детей.

Начальный-это период, когда дети впервые принимают участие в дежурстве и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности этого периода приоритет у воспитателя он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит медленно, поэтому воспитатель старается помочь детям приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий период - дежурство детей по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому степень включенности воспитателя в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим - лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тем, у кого еще не все получается.

В последнем периоде, когда дети принимают участие в дежурстве уже по четвертому и пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает им приоритет. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и практически помочь дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит их за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т.д.) за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце процедуры напоминает: надо понаблюдать секунду-другую за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. когда уже все сделано, воспитатель может подвести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!» Дежурство детей и на последнем этапе, при высоком уровне их самостоятельности, остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и включается, когда надо, - это и есть его участие в этой деятельности.

В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2 - 3 маленькие коробочки. Каждая тройка ребят 1 раз в 3 дня делает такой посев - это зеленая подкормка для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы в холодное время года. Дети приобретают уверенные навыки выращивания растений из семян.

Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других экологических пространствах. При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд. Такая форма организации может быть введена после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда - за кем и как следует ухаживать. В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5 - 10 человек) и организует с ними совместную деятельность - «генеральную уборку» в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, предлагает им сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, а потом уже приступать к уборке. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы - это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна в экстренных случаях отсутствия взрослых, отвечающих за комнату природы.

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.

Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде детского сада

 

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи paстений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.

Каким же образом метод совместной деятельности по созданию условий для растений и животных, которую осуществляют воспитатель и дети в зеленой зоне детского сада, формирует отношение к природе?

Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти пояснения воспитатель вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно их повторяя в сходных ситуациях.

Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга - это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и дошкольников восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент. Воспитатель показывает хорошее состояние обитателей уголка, что и является подтверждением - все необходимое для жизни имеется.

Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого воспитателя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах уголка природы.

Например, пригласив двух-трех детей из младших групп участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке - вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! Сухая земля, а им нужна вода - они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь и расти дальше - мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у ребят и вместе с ними заботится о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно, в процессе совместной практической деятельности.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда, ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.
    2. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М., 1993.
    3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. — М., 2005.
    4. Никонова Н.О. Некоторые подходы к построению программы экологического краеведения // Герценовские чтения. Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. — СПб., 2000.
    5. Никонова Н.О. Опыт построения развивающей среды при организации в детском саду «лаборатории природы» // Инновации в российском образовании. Дошкольное образование. — М., 2000.
    6. Никонова Н.О., Талызина М.И. Предметно-развивающая 
      среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми до 
      школьного возраста //Развитие самостоятельности и активности 
      в дошкольном возрасте. — СПб, 1996.
    7. Новицкая В.А. Роль экологической тропы в формировании интереса к природе у детей дошкольного возраста // Герценовские чтения. Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в XXI веке. — СПб, 2001.
    8. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995.
    9. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации. — СПб., 1999.
    10. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999. № 3.
    11. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М., 2001.
    12. Свирская Л.В. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях. — Новгород, 1995.
    13. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М., 2006.

 

 


 



Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников