Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:04, лекция

Описание работы

В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л. И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения», «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений».

Содержание работы

1. Основные функции экологической среды в ДОУ, принципы ее организации………………………………………………………………...3
2. Предметная среда и ее влияние на человека ( психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия)………………………………………5
3. Ребенок в предметной среде(психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия)……………………………………………...10
4. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ: экологический подход и педагогическая целесообразность……………………………………….17
5. Совместная деятельность воспитателя и детей в эколого-развивающей среде ДОУ…………………………………………………………………24
6. Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде детского сада……………31
Список литературы……………………………………...……………………….33

Файлы: 1 файл

Основные функции экологической среды в ДОУ, принципы ее организации.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Чистота воды, здоровье рыб в большой степени зависят от грунта.

Аквариум - модель пресноводного водоема, поэтому и грунт должен быть соответствующим. Морские камни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Освещение - существенный компонент для налаживания равновесия в аквариуме. Его избыток ведет к бурному развитию зелени (растения, водоросли), что в итоге становится помехой для рыб. При недостатке освещения растения размножаются плохо, буреют, вытягиваются: вода становится беднее кислородом, затрудняется дыхание рыб.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных условий для нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо  1-2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно заряженный и заселенный аквариум, в котором сложилось равновесие, - красивое зрелище; главное - в гармонично развитой экосистеме хорошо себя чувствуют все живые существа. В таком аквариуме прозрачная вода, зеленые кустистые растения, слегка покрытые зеленым налетом стенки, камни и коряги, рыбы здоровы, спокойно плавают, не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум требует немного внимания, а хорошее его состояние сохраняется годами. Генеральную уборку, когда сливают воду, моют грунт, можно производить один раз в год и даже реже.

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо еще учесть видовой состав его обитателей, что требует создания разных условий. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников посредством правильно оформленных аквариумов как раз и заключается в том, чтобы показать детям своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Аналогичный - экологический - подход осуществляется и при содержании птиц (большое воздушное пространство, песок на дне, разнообразные корма, включающие витаминные и минеральные продукты, постоянно чистая вода, общение с человеком), черепах (разнообразные корма и зелень, обогрев, песчаная подстилка - для сухопутной, водоем с берегом, обогрев, разнообразный рыбно-мясной корм, в том числе и живой, - для водной), морских свинок и хомяков и всех других животных.

Уход за растениями, которые имеются в каждом дошкольном учреждении, также проводится с экологических позиций.

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воздух, причем свет - самый главный фактор: он позволяет осуществиться фотосинтезу - процессу жизнедеятельности, при котором зеленое растение лучистую энергию солнца превращает в органические соединения. Пигментные (зеленые) зерна листьев - хлорофилл - на свету обеспечивают соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы - органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась способность поворачивать листовые пластинки к источнику света, приближая их к перпендикулярному положению относительно максимального потока лучей.

Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений зависит от светового режима помещения и их экологического происхождения. Теневыносливые экземпляры растут при освещенности 700-1000 люксов, покой у них наступает при 140 люксах; светолюбивым требуется 1500-5000 люксов, их рост останавливается при 700 люксах. Благоприятным обстоятельством является то, что освещенность помещения можно регулировать лампами дневного света - усилить световой поток, увеличить продолжительность освещения.

Для комнатных растений имеют значение температура и влажность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18 ОС, включение отопления повышает ее до 22 ОС. В летнее время температура, как правило, бывает 22 - 28 Ос.

Оптимальная влажность для нормального протекания фотосинтеза в растениях составляет 50 - 80 %, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ. В ряде случаев, при сильном отоплении, резко повышается температура воздуха и уменьшается его влажность до 25 - 30 %, что пригодно лишь для засухоустойчивых растений.

Экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений почвенными факторами являются питательные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт).

Очень важно, экологически значимо снабжение растений водой, от своевременного полива и опрыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как ее пересушивания, так и переувлажнения - и то, и другое может привести к гибели растительные организмы. Редкий и недостаточный полив вызывает пересыхание тонких и нежных корневых волосков, через которые и происходит всасывание влаги и питательных веществ. Избыточный и частый полив ведет к их загниванию.

Красота помещения создается не только внешним обликом, но и расположением растений, их рассредоточенностью в пространстве или объединением в композиции. Размещая растения в интерьере, надо иметь в виду несколько простых правил фитодизайна

Достижением фитодизайна является создание композиций из растений, которые не боятся соседства друг с другом и нуждаются в сходных условиях. Композиции могут быть созданы в торшерах, напольных или настольных ящиках, на декоративных столиках и подставках, настенных полочках. Их могут объединять специально подготовленное небольшое бревно, группа пней или крупная красивая коряга. Привлекательность композиции создает сочетание растений, разных по форме и окраске, с прямостоящими и ползучими стеблями, с крупными и мелкими листьями, поднимающиеся вверх и свешивающиеся. Композиции растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, на них отдыхает взгляд.

В последнее время специалисты все больше обращают внимание на медицинские параметры комнатных растений - лечебное значение соков, отваров, примочек и других лекарств, приготовленных из них. Всем известны, например, прекрасные лечебные свойства столетника (алоэ древовидного). Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды, - легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами, что способствует разрушению патогенных организмов воздуха. Известно, что дети очень чувствительны к различной инфекции, часто бывают носителями и распространителями разных бактерий (например, те, которые кашляют или с насморком). Присутствие растений, обладающих фитонцидными свойствами, позволяет улучшить воздушную среду помещения группы. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки) и др.

Существенное значение имеют растения, поглощающие вредные вещества и газы, выделяемые разнообразными синтетическими материалами, из которых сделаны предметы быта (пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр.). Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека - улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды в помещении.

 

 

5. Совместная деятельность воспитателя и детей в эколого-развивающей среде ДОУ

 

Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о братьях меньших - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые делают все сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, всего того, что живет и растет на участке, развивают в них равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная организационно- хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить С разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; наблюдение деятельности взрослых; свое практическое участие. Например, в учреждении во вновь пристроенном помещении создается зимний сад. Крупномасштабные строительные и хозяйственные работы по его благоустройству, наполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия ребят. Тем не менее старшие дошкольники могут стать соучастниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти; показывает дошкольникам, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки, и Т.Д. Дети еще практически ни во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые найдут доступные дела для детей 5-7 лет, и они станут действительными соучастниками большого мероприятия.

Самая распространенная форма совместной деятельности - это создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети вдумываются в ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

По мере взросления детей меняется функция воспитателя и степень их самостоятельности, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, становится приемлемой форма дежурства детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно - как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы заключаются в следующем:

1. Осмотр обитателей уголка природы  и выявление их самочувствия и состояния; недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

2. Практическое выполнение всех  операций по созданию нужных условий (например, просеивание песка, лежащего на дне птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и его раскладывание в чистые кормушки и пр.).

3. Заключительное кратковременное  наблюдение за животными - их поведением во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Первоначальный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений - очень важная составляющая методики. Во-первых, это позволяет воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какогоЧП, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций; которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить». На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр.

Вторая составляющая методики традиционна - это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькой руке ребенка было удобно и не тяжело, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение.

Третья составляющая методики - заключительный осмотр позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают дафнию и т.д. - всем обитателям стало лучше от того, что потрудились дежурные. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание снова участвовать в этом мероприятии.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников