Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:33, курсовая работа
Целью исследования является: теоретически обосновать и раскрыть возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Показать значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………
5
1.1.
Экологическая культура как результат экологического образования…………………………………………………….
5
1.2.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………
11
Глава 2.
Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………..…………………….
15
2.1.
Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ……………………..............................
15
2.2.
Технология использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………….
26
Глава 3.
Проектировочная часть………………………………………..
35
3.1.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………..
35
Заключение ………………………………………………………………...
51
Список литературы…………………………………...................
Дидактические игры, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков [6, с. 52].
Настольно-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним [29, с. 82].
Словесные игры проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений, которые помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах [48, с. 18].
Игры-занятия имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются как часть занятия.
Дидактические подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе [36, с. 46].
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Эффективность ознакомления детей с природой, по мнению С. Н. Николаевой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта: игру и ознакомление с природой, заключается в том, что игра погружает детей в любимую деятельность и создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического образования является конечным результатом [32, с. 75].
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у дошкольников бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Игра и экологическое образование в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требует учета специфики живого организма, и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность детей. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам [20, с. 78].
В исследовании В. А. Дрязгуновой демонстрируются некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с детьми по знакомству с природой в дидактической игре, которая тренирует умения детей распознавать растения, тренирует навыки находить сходства и различия признаков группы животных и растений. С другой стороны, наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей показывают, что сведения о природе фактически не включаются в нее, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на себя роль людей, регулирующих взаимоотношения человека с природой; игрушки – животные используются как антропоморфизированные персонажи в играх на бытовые и общественные темы [13, с. 67].
В исследовании Л. Артемовой затрагивается вопрос разработки игр экологического содержания для детей разного возраста. Она считает, что игра помогает ориентироваться в непростых явлениях окружающей природной среды, устанавливать причинно-следственные взаимозависимости в природе и выразить природоохранительные представления [2, с. 50].
Экологические игры, по мнению Л. М. Маневцевой, дают возможность детям увидеть неповторимость и целостность не только живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность ее дробления без нарушения целостности, понять, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами [25, с. 126].
По мнению Е. Сурогевиной, в процессе дидактических игр обучение детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация), развивают память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств (способность играть вместе, договариваться в процессе игры) [41, с. 21].
В экологическом образовании игры также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр — правила — является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам [5, с. 53].
В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию [32, с. 93].
Игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
-· игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе [5, с. 62].
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.
В играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе [20, с. 83].
Использовать игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений, которые сформированы у детей старшего дошкольного возраста: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.
Игры можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о предметах, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах. Их целесообразно проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений [11, с. 34].
В вербальных играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Этот вид игры целесообразно использовать в работе с дошкольниками, имеющими более высокий уровень сформированности экологических представлений [49, с. 64].
Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При первом появлении персонажа воспитатель знакомит с ним детей и в дальнейшем берет его роль на себя — и таким образом ведет игру.
Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе [36, с. 71].
Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес дошкольников к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.
Включение игр в процесс экологического воспитания создает эмоциональный фон, который обеспечивает далее эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков. На это указывал еще А. В. Запорожец, подчеркивая, что эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на его творческие способности. Эту мысль подтверждает и исследование Л. А. Абрамян и А.Д. Кошелевой, в котором отмечается, что посредством игры легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства [20, с. 92].
Способность к волевым усилиям в условиях проведения дидактических игр экологического содержания позволяет детям дошкольного возраста, во-первых, сосредоточивать и поддерживать произвольное внимание в процессе познания природы, наблюдать, запоминать, активно мыслить при установлении причин происходящих в природе явлений. Во-вторых, в игре дошкольникам легче осуществить некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом ей вреда. В известных пределах дети могут подчинять свою деятельность поставленным целям. Так, выполняя в игре задания по уходу за растением или животным, ребенок в большей степени способен исполнить поручение качественно, отказаться от различных приятных занятий, не окончив работу [27, с. 106].
Стадии, представленные во многих дидактических играх экологического содержания, позволяют воспитанникам общаться друг с другом, проявляя при этом те качества, которые недоступны им в повседневной жизни. Общение детей в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, усиливает мотивацию к экологической деятельности. При этом в игре мотивация, приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия решений, что особенно важно в экологическом воспитании [28, с. 36].