Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:33, курсовая работа
Целью исследования является: теоретически обосновать и раскрыть возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Показать значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………
5
1.1.
Экологическая культура как результат экологического образования…………………………………………………….
5
1.2.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………
11
Глава 2.
Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………..…………………….
15
2.1.
Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ……………………..............................
15
2.2.
Технология использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………….
26
Глава 3.
Проектировочная часть………………………………………..
35
3.1.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………..
35
Заключение ………………………………………………………………...
51
Список литературы…………………………………...................
Таким образом, экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Игры являются средством экологического воспитания дошкольников. Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей.
Соотнесение дошкольниками своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
2.2. Технология использования
игр в экологическом
Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:
- имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей игры, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель [23, с. 74].
Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм [40, с. 105].
Условиями возникновения и становления у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:
1. Мотивационный:
- желание привить детям любовь к природе;
- стремление обогатить знания детей по экологии.
2. Теоретический:
- анализ знаний по ознакомлению с окружающим;
- анализ программных задач в каждой возрастной группе;
- изучение новых
3. Практический:
- дифференцированный подход в обучении дошкольников;
- разработка практического
Планируя работу по экологическому воспитанию с использованием дидактических игр, воспитателю необходимо руководствоваться следующими педагогическими идеями:
- идея сотрудничества (дети-педагоги-родители);
- идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);
- идея опережающего развития;
- идея дифференцированного
- идея личностно-
При проведении дидактических игр воспитателю необходимо опираться на следующие принципы:
- системности;
- развивающего обучения;
- доступности;
- принцип опоры на ведущую деятельность детей.
В работе по экологическому воспитанию с использованием дидактических игр используются разнообразные методы и приемы, такие как:
- создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и т.д.);
- приемы активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом [34, с. 119].
Работая в данном направлении, определяются следующие задачи:
- учить детей осознавать себя частью природы;
- воспитывать уважительное
- учить детей понимать
- воспитывать у детей активную жизненную позицию;
- формировать у дошкольников
азы экологической
- формировать умение
- формировать у детей
- подвести к пониманию
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры с помощью дидактических игр выделяются следующие направления: взаимодействие с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, используются игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, игры- приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, необходимо обязательно продумывать цель и дидактическую задачу, определять место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировать саму игру и определять степень участия в ней всех детей, продумывать оказание помощи застенчивым детям [8, с. 45].
К дидактическим играм предъявляются следующие требования:
- яркость;
- эстетичность;
- многофункциональность.
В процессе проведения дидактической игры необходимо поощрять выдумку, инициативу дошкольников, отмечать доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности [48, с. 31].
Дидактические игры используются не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей);
- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания);
- по ознакомлению с окружающим;
- по логике и так далее на других занятиях [9, с. 25].
Во время занятий осуществляется прямое обучение, с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяются с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).
Дидактические игры экологического содержания используются также во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес дошкольников к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления [11, с. 52].
Усвоение знаний о природе при помощи дидактической игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
Необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Включение дидактической игры в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности. Наоборот, реализация программного содержания посредством включения в занятие по инициативе взрослого различных элементов игры послужит для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание последующих игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы [16, с. 149].
Характер игры целиком определяется логикой построения занятия. Поэтому с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Замысел может остаться нереализованным, если ирга не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика.
Исследование Н. В. Коломиной показало, что оптимальной формой включения дидактической игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС [20, с. 101].
Основная характеристика ИОС первого типа — использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.
Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий.
Присутствие игрушек-аналогов уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Они особенно эффективны, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу [20, с. 163].
Требования к игрушке следующие: она должна быть опознаваема — независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видотипичные признаки строения животного, растения. Игрушка должна быть эстетична — отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положительные эмоции.