Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:33, курсовая работа
Целью исследования является: теоретически обосновать и раскрыть возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Показать значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………
5
1.1.
Экологическая культура как результат экологического образования…………………………………………………….
5
1.2.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………
11
Глава 2.
Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………..…………………….
15
2.1.
Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ……………………..............................
15
2.2.
Технология использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………….
26
Глава 3.
Проектировочная часть………………………………………..
35
3.1.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………..
35
Заключение ………………………………………………………………...
51
Список литературы…………………………………...................
«Когда это бывает?»
Цель – уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.
«Кто больше?»
Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.
«Родственники»
Елка – родственница ежа, потому что....
Клубок – родственник ежа, потому что....
Медведь – родственник ежа, потому что...
Енот – родственник ежа, потому что....
«Лягушки»
На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик – дом. Вокруг дома – четыре листика вперемежку с четырьмя кочками – пруд.
Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих – Лягушка-квакушка, остальные – лягушата.
Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата – слева. Каждый лягушонок становится на квадратик – дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.
Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» – или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся – к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.
«Лиса и куры»
Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку, гимнастическую стенку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.
«Заяц»
Дети становятся кругом, в центре круга – «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.
Правила:
1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.
2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.
3. Мяч нельзя задерживать в
руках, надо перебрасывать его
другому игроку как можно
«Змейка»
Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.
Правила:
1. Все дети должны крепко
2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».
3. Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать "полосу препятствий" из больших кубиков или спортивных предметов (обручей, кеглей, гимнастических скамеечек).
4. Игру можно остановить, если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.
Игры по экологическому воспитанию можно объединить в систему. И проводить серии занятий под одной тематикой. Приведем пример такой дидактической игры.
«Путешествие с Гуселькой»
Цель: познакомить (закрепить знания) детей с правилами поведения в природе, а так же с правилами безопасности в тех или иных ситуациях.
Данную игру можно проводить на любом этапе экологического воспитания дошкольников, начиная с 4 лет.
Оборудование: ватман с изображением гусеницы, звенья которой представляют собой кружки-кармашки (прозрачные, можно сделать из файла), модели правил поведения в природе в виде кружков (они вставляются в кармашки гусеницы по мере изучения правил или по теме игры).
Предварительная работа: знакомство детей со старинным русским народным инструментом гусли; наблюдение за гусеницей (можно оборудовать садок из банки, накрыв тканью отверстие. Посадить туда гусеницу бабочки капустницы и капустный лист. Гусеницы могут долго жить в неволе, питаясь капустным листом.)
Ход игры
В первой игре детям сообщается, что в детский сад в гости пришла веселая гусеница по имени Гуселька. Она очень добрая и всегда помогает тому, кто нуждается в помощи. Затем читается первая история о Гусельке «Почему Гуселька стала питаться цветочным нектаром». Проводиться работа с детьми над прочитанным. Для снижения утомляемости можно предложить детям изобразить, как ползает гусеница.
В последующих играх детям предлагаются дальнейшие приключения Гусельки, и по мере знакомства с правилами поведения модели правил вставляются в кармашки. Модели, которые можно использовать в качестве вкладышей в кармашки Гусельки Представлены в Приложении 2.
Закрепить или уточнить знания детей по правилам поведения в природе можно, предложив детям угадать, какие правила изобразила Гуселька (по моделям в кармашках).
1) Почему Гуселька стала
Однажды на свете появилась маленькая гусеница, зеленая-презеленая. Она так любила петь, что за этим занятием проводила весь день. Все насекомые вокруг стали называть маленькую гусеницу Гуселькой (от музыкального инструмента гусли).
Как-то раз Гуселька прогуливалась по лужайке. Увидев красивую белую ромашку, она закричала: «Как красиво! Я здесь буду жить. Пусть этот цветок будет моим домом».
С тех пор маленькая гусеница стала жить на цветке.
Как известно гусеницы много едят. И день за днем ромашка становилась все меньше и меньше. Наконец, Гуселька обнаружила, что дома у нее уже нет.
Плачет Гуселька: «Какая же я плохая, я съела такой прекрасный цветок». Ей было обидно не из-за того, что негде жить. Дом можно найти другой, а вот ромашку уже не вернешь.
Прошло много времени, а гусеница все плакала. Прилетела как-то на поляну красавица-бабочка и спрашивает: «Отчего ты, маленькая гусеница, плачешь?»
Гуселька отвечает ей: «Как мне не плакать, я съела такой красивый цветок, и больше его никто не увидит».
«А зачем ты его съела?» – спрашивает бабочка. – «Разве цветы можно есть?»
«Ты разве не знаешь, бабочка, что гусеницы питаются растениями»- ответила Гуселька - «Вот я и съела ромашку. Больше ничего я есть не могу».
Но бабочка настаивала: «А ты попробуй не цветы есть, а пить нектар как я. И сыта и пользу приношу».
Тогда Гуселька решила отведать нектар. И он ей так понравился, что с тех пор гусеница по имени Гуселька стала питаться только цветочным нектаром и приносить растениям только пользу.
2) Как Гуселька узнала о
Поляна, где жила Гуселька, находилась на самом краю леса.
Однажды маленькая гусеница увидела, как в лес пришли дети. Гуселька была так рада, что красоту ее замечательной поляны увидела не только она.
Ребята весь день веселились: бегали, прыгали, лазали по деревьям. Один мальчик нашел гнездо иволги. Там сидела желтогрудая птичка, а под ней лежали три яйца. Ребята согнали птичку и стали по очереди рассматривать пестрые яички, аккуратно держа их в руках, чтобы не расколоть.
Потом дети нарвали огромные букеты цветов и стали плести венки.
Пришло время пообедать. Ненужные теперь пакеты, оставшиеся после еды, дети бросили прямо в лесу.
А после обеда опять игры, бег, пенье веселых песен. Гуселька радовалась вместе с гостями леса. Ей никогда не было так хорошо, как сегодня.
Наступил вечер. Ребята ушли домой. И только теперь маленькая гусеница заметила, что ее лес не тот, какой был прежде: кругом помятая трава, увядшие венки, а в гнезде иволги три остывших яичка.
Вопрос детям: Какие правила поведения в лесу нарушили дети?
3) Как Гуселька спасла девочку Машу от болезней.
Был жаркий летний день. Маленькая гусеница, свернувшись клубочком, лежала на листке осины и грелась на солнышке. Вдруг подул озорной ветерок и листок вместе с Гуселькой поднялся высоко в небо.
«Куда я лечу?» - испугалась гусеница. Она еще никогда не уползала со своей поляны в лесу.
Ветер стих, и листок стал плавно опускаться на землю. Гуселька оказалась в фруктовом саду. Там вкусно пахло спелыми яблоками и грушами.
«Где теперь я буду жить?» - подумала гусеница – «Может здесь растут такие же красивые цветы, как на моей поляне?»
Она забралась на горку яблок, лежащих около яблони, чтобы посмотреть, нет ли поближе цветов. Как вдруг в сад забежала девочка, взяла яблоко, на котором сидела Гуселька, и стала его есть.
«Фу! Какая гадость!»- закричала девочка, увидев гусеницу, и бросила яблоко на землю. «Что случилось?» - спросила женщина, которая следом за девочкой вошла в сад. «Там на яблоке сидела отвратительная гусеница,- сказала девочка – а я ее чуть не съела». «Эта гусеница спасла тебя от болезней, - сказала женщина. – Ее ты увидела, а множество микробов, которые бывают на немытых яблоках, ты бы и не заметила».
Услышав это, Гуселька очень обрадовалась, что она еще раз сделала для кого-то добро.
Оптимально формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов; кукол, изображающих литературные персонажи; различных вариантов сюжета «Путешествие» [31, с. 182].
Основная характеристика ИОС первого типа — использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Главный смысл использования такого рода игрушек — сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушки в этом случае способствуют разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогают осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Создание игровых ситуаций игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным параметрам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведение), способу взаимодействия с ним [31, с. 183].
Особенно эффективны игрушки-аналоги, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу.
Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный и раздаточный материал. Например, дети старшей группы рассматривают картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: формировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Педагог вносит на занятие мягкую игрушку – симпатичного мишку, сообщает, что он не хочет больше жить в детском саду, не хочет сидеть на полке и есть кашу из кукольной посуды. Он хочет уйти в лес и жить там, как настоящие медведи, – куклы рассказывали ему про это. Взрослый предлагает детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком [31, с. 184].
У детей появляется положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений. Дошкольники включаются в игру (они всегда готовы к ней) и удивляются «наивности» мишутки — ведь они в 5-6 лет уже имеют некоторый опыт посещения леса, кое-что знают про медведей.
Используя метод игры, педагог тем не менее достигает эффекта благодаря правильному сочетанию приемов в этой ИОС и специальной подготовке:
- продуман сюжет игры, в который включено программное содержание занятия;
- выбрана симпатичная игрушка, продуманы ее действия и слова;