Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: теоретически обосновать и раскрыть возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Показать значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

5
1.1.
Экологическая культура как результат экологического образования…………………………………………………….

5
1.2.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

11
Глава 2.
Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………..…………………….


15
2.1.
Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ……………………..............................

15
2.2.
Технология использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………….

26
Глава 3.
Проектировочная часть………………………………………..
35
3.1.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………..


35
Заключение ………………………………………………………………...
51
Список литературы…………………………………...................

Файлы: 1 файл

ВКР ЛИЛЯ.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

- во время занятия педагог исполняет одновременно две роли — мишутки и воспитателя, легко переключался с одной на другую;

- воспитатель выполнял с игрушкой игровые действия: поворачивает медвежонка к говорящим детям (он слушает их), подносит его к картине (он ее рассматривает), лапой показывает предметы на картине, капризничает («хочу в лес, хочу в лес», «хочу в берлогу...» и т.д.) [31, с. 184].

Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушку и картину в группе на 1-2 дня и разрешить их использовать в игре. В этом случае дети обязательно будут проигрывать и закреплять то содержание, которое они усвоили на занятии (мишку будут обучать, найдут ему маму-медведицу, будут кормить его медом и малиной, на участке покажут кусты, деревья, будут учить лазить по ним, устроят берлогу из снега и пр.).

Значительных результатов в понимании и усвоении материала детьми воспитатель достигнет, если использует прием сопоставления особенностей строения игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель говорит мишутке, поглядывая на детей: «Ты не можешь жить в лесу – ты маленький, ты не сумеешь найти пищу, защитить себя. Медведи – это огромные и сильные звери (показывает рукой выше себя). Посмотри на свои лапы. Где у тебя когти? А у бурого медведя сильные лапы с огромными когтями. Ударом лапы он может убить оленя. С помощью когтей медвежата забираются на дерево. Открой рот, покажи свои зубы. Что? Не открываешь! Зубов-то, наверно, совсем нет, а собрался в лес! и т.д.» [31, с. 185].

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям (Буратино, Незнайка, Петрушка, Чипполино, Карлсон и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания.

Куклы – персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях.

Сказочные персонажи используются на занятиях не с целью развлечения, а как факторы, обеспечивающие решение дидактических задач, т. е. куклы должны вписываться в ход занятий на основе программного содержания.

Литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать либо его сильную (осведомленность Чипполино), либо слабую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке. Таким образом, литературный герой, привнесенный на занятие, – это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляет свои прежние типичные особенности, иначе говоря, действует в своем амплуа. Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуации, когда необходимы знания и помощь детей. Эти моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения – активизируется умственная деятельность детей. В традиционном занятии воспитатель всегда над детьми: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает – он взрослый и умнее [31. с. 186].

Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.

Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты), включенная в занятия, наблюдения, труд. По существу, всевозможные путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети рассматривают, слушают пояснения, «фотографируют». Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает дошкольникам все то новое, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей: дети лучше входят в роль, совершают больше игровых действий [31, с. 187].

Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Даже если обучение с использованием ИОС в ряд случаев выходит за рамки отведенного времени, дети не утомляются, так как хорошее исполнение игры, создавая положительный эмоциональный настрой, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Таким образом, игра является эффективным средством экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

 

 

 

 

Заключение

 

Современная экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и практики. Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является экологическое образование, возрастающая роль которого признается практически всеми государствами мира.

Очевидно, что при освещении вопросов экологического образования необходимо обращение к состоянию окружающей среды на разных уровнях. Понимание проблемы окружающей среды требует определенных действий, как со стороны отдельного человека, так и на всех уровнях общества и всего мирового сообщества. Экологическое образование может быть эффективным в том случае, если все человечество будет участвовать в меру своих возможностей в решении задач улучшения отношений «человек — окружающая среда». Из этого следует, что воспитывать экологическую культуру, любовь к природе вообще и к природе родного края, в частности, необходимо с ранних лет.

Игра является эффективным средством экологического воспитания, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.

В ходе исследования возможностей игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста были решены следующие задачи.

Изучены психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста. Выявлено, что экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

Рассмотрено содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. В каждой из перечисленных программ по экологическому воспитанию дошкольников особое место отводится дидактическим играм.

Показано значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Определено, что экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей.

Соотнесение дошкольниками своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Изучена технология использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выявлено, что технология использованиям возможностей игр требует от педагога большой, продуманной работы в процессе  подготовки и проведения занятий. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Разнообразные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизируют словарь дошкольника,  способствуют развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

В целом можно сказать, что игра является эффективным средством экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.
  2. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 2002. – 65 с.
  3. Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 13-16.
  4. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М., 2008. – 132 с.
  5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004. – 106 с.
  6. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2003. – 152 с.
  7. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 2008 –  № 4. –  С. 18-20.
  8. Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
  9. Газина О. Играя, познаем природу. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 24-26.
  10. Ген Г., Ковальчук Н., Леонова Е. Развивающие игры // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 6. – С.60-62.
  11. Гочарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей в ДОУ.  – Екатеринбург, 2002. – 89 с.
  12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 2006. – 189 с.
  13. Дрязгунова В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 2001. – 160 с.
  14. Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2005. – 79 с.
  15. Зотова Н. С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста // Теория и практика дополнительного образования. –  2006. – № 4. – С. 19-23.
  16. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Каменева Л. А., Матвеева А. К.,. Маневцева Л. М. и др.; сост. Л. А. Каменева; под ред. Саморуковой П. Г. – М., 2008. – 207 с.
  17. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005. –  203 с.
  18. Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. – М., 2002. –  217 с.
  19. Кокуева Л. Воспитание дошкольника через приобщение к природе. Методическое пособие. – М., 2005. – 248 с.
  20. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: Инфра-М, 2004. – 144 с.
  21. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. –  М., 2002. –  180 с.
  22. Лучич М. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. –  М., 2000. – 160 с.
  23. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. – СПб, 2002. – 137 с.
  24. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004. – 145 с.
  25. Мир природы и ребенок / под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
  26. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие. –  М., 2004. – 137 с.
  27. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 2005. –  231 с.
  28. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. – М., 2003. – 50 с.
  29. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2006. – 135 с.
  30. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 202 с.
  31. Николаева С. Н.  Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
  32. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М., 2002. – 156 с.
  33. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительное образование. – 2005. –  № 2. – С. 18-23.
  34. Потапова Л. М. Детям о природе: экология в играх для детей 5-10 лет. –Ярославль, 2002. – 202 с.
  35. Рекомендации организаторам экологических игр / сост. О. В. Шишкина. –  М., 2005. –  240 с.
  36. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. – М., 2000. – 125 с.
  37. Саморукова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 2000. –  173 с.
  38. Сахарова В. Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Приглашает детский сад. – М.: Линка-Пресс, 2002. –  183 с.
  39. Симонова Л. П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования // Дополнительное образование. – 2004. – № 1. – С. 15-19.
  40. Сосновская Е. Методика ознакомления с природой. – М.: Приор-издат, 2005. – 208 с.
  41. Сурогевина Е., Енкевич В. Экология и мир: Метод. пособ. – М.: Новая школа, 2004. – 46 с.
  42. Тарабанова Т. И. И учеба, и игра: природоведение. – Ярославль, 2000. –  209 с.
  43. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М., 2000. – 176 с.
  44. Усова А. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. Запорожца. – М.: Просвещение, 2004. – 237 с.
  45. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009.
  46. Федотова А. М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ. – М.: Просвещение, 2004. –  218 с.
  47. Фребель Ф. Система дидактических игр // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С.79-83.
  48. Экологическое воспитание дошкольников / под ред. Т. Сакирдановой. – Симферополь: 2000. – 35 с.
  49. Ярышева Н. Ознакомление детей с природой. – М., 2001. – 164 с.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Классификация дидактических игр экологической направленности

 

 

Приложение 2

 

Модели - вкладыши в кармашки Гусельки

 

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников