Контрольная работа по Экологическому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Согласно ст.1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе", следует, что Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Файлы: 1 файл

экология 2вариант.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Нормативы предельно  допустимого вредного воздействия  основываются на медицинских, технических и других показателях, то есть разрабатываются с учетом вредности того или иного воздействия для здоровья людей, а также с учетом уровня технического состояния производственных и других объектов и возможностей предотвращения вредного воздействия их деятельности на окружающую среду.

Указанные нормативы  разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды - Госкомэкологией  России, Госстандартом России, Государственной  саритарно-эпидемиологической службой РФ, Госгортехнадзором России, Госатомнадзором России, Госгидрометом и др.

Нормативы предельно  допустимого вредного воздействия  имеют юридическое значение, так  как закрепляются в нормативно-правовых актах и являются обязательными  для исполнения. Они выступают критериями правомерности поведения субъектов экологических отношений, и за их нарушение установлена юридическая ответственность.

Система экологических  стандартов включает в себя нормативы  предельных воздействий на окружающую среду (производственных, территориальных и др.), нормативы организации охраны окружающей среды и контроля за ее качеством, а также стандарты, определяющие экологические понятия и термины.

Наиболее важное значение среди них имеют нормативы  предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду:

- нормативы  предельно допустимых концентраций  вредных веществ (ПДК) в воздухе,  воде и почве. ПДК установлены  для нескольких сотен химических  веществ при их изолированном  действии и их комбинаций в  мг/куб. м (двуокиси азота, бензола, окиси углерода, пыли, сажи, свинца, ртути, фенола, хлора и т. д.);

- нормативы  предельно допустимых уровней  вредных физических воздействий  (ПДУ), таких, как шум, вибрация, ультразвук, радиация, магнитные поля  и др., для которых приняты различные единицы измерения (например, децибелы - для шума, мкВт/кв. см - для электромагнитных полей, мбэр/час - для радиационного облучения и др.). Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- нормативы  предельно допустимых выбросов  и сбросов вредных веществ  в воду, воздух, почву (ПДВ). Они  устанавливаются с учетом производственных  мощностей объекта (источника  загрязнения), данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК. Источники загрязнения должны также соблюдать установленные уровни шума, вибрации, электромагнитных полей и других вредных физических воздействий (ПДУ).

Эти нормативы  в отличие от предыдущих являются по существу индивидуальными для  каждого источника загрязнения (вредного физического воздействия) и фиксируются  в разрешениях (лицензиях), выдаваемых компетентными государственными органами;

- предельно  допустимые нормы нагрузки на  окружающую природную среду. Это  комплексные нормативы, учитывающие  суммарное хозяйственное и рекреационное  воздействие на окружающую среду  и потенциальные возможности  природы при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов и других населенных пунктов с целью обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем, необратимых изменений в окружающей природной среде.

В сфере охраны окружающей природной среды применяются  также предельно допустимые нормы  использования агрохимикатов в  сельском хозяйстве (минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, стимуляторов роста и др.), нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания (минимально допустимые дозы, безвредные для здоровья человека), нормативы санитарных и защитных зон для охраняемых водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, экологические требования к продукции, новым технике, технологии, материалам, веществам и т. д., а также другие нормативы.

5. Распределение  и перераспределение природных  ресурсов; лицензирование и лимитирование  природопользования и охраны окружающей природной среды. Данная функция подразумевает осуществление государственными органами деятельности по предоставлению природных объектов в пользование, собственность, аренду, а также их изъятие у природопользователей по основаниям, установленным в законе.

Деятельность  по распределению и перераспределению  природных ресурсов проводится в  рамках государственной системы  лицензирования и лимитирования  использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования  соответствующих лицензий на право пользования природными ресурсами, а также определения предельных объемов такого использования (изъятия природных ресурсов или загрязнения окружающей природной среды) - лимитов. Общие вопросы лицензирования и установления лимитов в сфере природопользования рассматриваются в предыдущем разделе учебного пособия, а конкретный порядок предоставления отдельных видов природных ресурсов - в соответствующих темах, посвященных правовому режиму земель, лесов, вод, недр и др.

6. Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов. Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение реальной возможности использования природного объекта, предоставленного в пользование, и предполагает осуществление взаимосвязанных действий по обоснованию и определению границ выделяемого природного объекта, установлению их на местности, разработке планов и схем их использования, отводу соответствующих участков земель, лесов, вод, недр и т. д., составлению проектов внутрихозяйственной организации их территорий. Эта деятельность осуществляется на основе топографо-геодезических, картографических работ, инвентаризации, обследования, надзора за проведением устроительных проектов и т. д.

Функции землеустройства, лесоустройства, недроустройства и  др. регламентируются законодательством  о соответствующих видах природных  ресурсов (например, ст. 112-114 Земельного кодекса РСФСР, ст. 7 Закона РФ «О недрах», ст. 72, 73 Лесного кодекса РФ и др.).

7. Контроль за  рациональным использованием природных  ресурсов и охраной окружающей  природной среды. Контроль является важнейшей функцией государственного управления в любой его отрасли. Однако контроль в сфере экологии имеет особое значение в силу той роли, которую он способен играть в предупреждении экологических правонарушений, вред от которых, причиненный природной среде, зачастую оказывается необратимым.

8. Разрешение  споров о праве природопользования; применение ответст­венности за  экологические правонарушения.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия природных  ресурсов, порядка и условий их использования, а также нарушения  прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных этим убытков, в настоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных судов, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан (ст. 109 Лесного кодекса РФ, ст. 129 Водного кодекса РФ, ст. 57 Федерального Закона «О животном мире», п. 4 Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767 и др.). Защита прав пользования природными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Для рассмотрения споров, возникающих между природопользователями, находящимися на территориях разных субъектов РФ, законодательством установлен особый порядок. Такие конфликты рассматриваются специально созданными комиссиями, образованными на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов (ст. 79 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Процедура разрешения споров регламентируется законодательством  о судопроизводстве.

Органы государственного экологического управления специальной  компетенции участвуют в применении юридической ответственности за экологические правонарушения. Это может выражаться в предъявлении исков в суд о возмещении ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью граждан, а также имуществу государства, юридических лиц и граждан; в наложении административных взысканий за нарушение экологических требований, направлении материалов о привлечении виновных в них лиц к дисциплинарной ответственности; в содействии компетентным правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и выявлению экологических преступлений, привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

Экономический механизм охраны окружающей природной  среды

В условиях формирования рыночной экономики при осуществлении  функций государственного экологического управления наряду с использованием административных методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. В связи с этим Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» вводит понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды и определяет его задачи и основные элементы. К числу последних Закон относит рассмотренные выше экономические аспекты учета природных ресурсов, финансирование экологических мероприятий, создание и расходование экологических фондов, экологическое страхование, платность природопользования, а также экологическое стимулирование, которое может выражаться в льготном кредитовании и налогообложении предприятий и организаций при осуществлении ими деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект (внедрение малоотходных и безотходных технологий, использование вторичного сырья и т. д.), в применении поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию и др.

 

Список  используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре исполнительных органов исполнительной власти».
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
  5. Федеральный закон  от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  6. Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
  9. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «Гражданский Кодекс Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации».
  11. Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «Уголовный Кодекс Российской Федерации».
  12. Дубовик О. Л. Экологическое право.— М.: Проспект, 2008.
  13. Боголюбов С. А. Экологическое право. – М.: Издательство НОРМА, 2004.



Информация о работе Контрольная работа по Экологическому праву