Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:01, контрольная работа
Экология – наука, изучающая существование живых организмов и взаимосвязи между организмами и между организмами и средой обитания. Главный объект экологии это экосистема.
Экосистема – это единый комплекс, образованный между организмами и средой.
Предметом экологии является совокупность и структура связи между организмами и средой.
Для сбора вторичных ресурсов в
Москве существовала развитая система,
которая включала в себя производственно-
Известно, что значительную роль в
обеспечении экологической
Все отходы можно разделить на две большие группы: Твердые бытовые отходы (ТБО) и отходы производства.
ТБО – это в основном бумага, пластмасса, стекло и пищевые отходы.
Отходы производства можно подразделить на:
В настоящее время объективным сдерживающим фактором в развитии городской системы сбора, переработки отходов производства и потребления можно назвать такие задачи, как отсутствие нормативной базы, адекватной современным требованиям к состоянию экологической среды, транспортировки отходов, их хранения, переработки, сбыта переработанного сырья, захоронения и сжигания отходов.
Отходы потребления
Объемы образования ТБО в городе складываются из двух потоков: от жилого фонда и от общественных и коммерческих организаций и учреждений. В количественном отношении потоки составляют из жилого фонда – 1,9 млн.т/год (60% от всех собираемых ТБО), из общественных и коммерческих организаций и учреждений – 1,2 млн.т/год (40% от всех собираемых ТБО). Из всего объема ТБО только 10% подвергаются промышленной переработке на городских объектах, 62% вывозится на подмосковные полигоны, 24% подвергается уплотнению на мусороперегрузочных станциях, Кроме того, в городе в 2001 году образовалось 620 тыс. т. крупногабаритного мусора, который вывозится на подмосковные полигоны без переработки.
Сбор и вывоз контролируют организации жилищно-коммунальной сферы. Известно, что большая часть бытовых отходов, которые попадают в сборочные контейнеры может быть пущена на переработку. Но существует проблема сортировки отходов. Если бумага еще на стадии образования мусора в ведре у жителя смешивается с подпорченными продуктами, то она уже не может быть сырьем для переработки. В городе должна быть создана сеть приемных пунктов твердых бытовых отходов, один пункт на 10 тысяч жителей. Создать такую сеть могли бы коммунальные службы города. Учитывая трудности с отводом земельных участков, подключением к электроснабжению, водоснабжению и канализации. В дальнейшем эти пункты могут быть или проданы на рынке услуг, или преданы в аренду малым предприятиям, которые будут вести всю работу по сбору отходов. Таким образом, затраченные городом средства будут возвращены в бюджет.
Санитарная очистка города от ТБО в настоящее время базируется на утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 05.05.1992 № 239 «Концепции схемы санитарной очистки города от ТБО до 2010 года», в которой сформулированы следующие стратегические задачи:
Головной организацией в сфере обращения ТБО города Москвы является ГУП «Экотехпром» - первая в России специализированная городская организация, профессионально выполняющая в комплексе работы по санитарной очистке города от ТБО и имеющая в своем составе транспортные подразделения, мусороперегрузочные станции (МПС), заводы по термическому обезвреживанию ТБО и завод «Эколог» по утилизации биологических отходов, а также полигоны захоронения ТБО.
Следует отметить, что использование этапов мусоро-перегрузки и мусоропрессования в технологии санитарной очистки города позволило значительно повысить эффективность и экономичность вывоза ТБО на полигоны. Прессование ТБО в брикеты высокой плотности сокращает затраты на захоронение ТБО.
Термическое обезвреживание ТБО от жилого сектора в 2001 году составило 285,546 тыс.т
Захоронение ТБО на полигонах и свалках в 2001 году оставалось преобладающим методом размещения муниципальных ТБО города. В 2001 году объем захоронения ТБО от муниципального жилого фонда города составил 1,9 млн.т., т.е. около 90% от общего объема образования.
Однако следует заметить, что ситуация, сложившееся в сфере захоронения ТБО г.Москвы требует корректировки ранее принятых решений:
Жилищные организации
На территориях Южного и Северо-Восточного административных округов столицы почти 100% ТБО от жилого фонда поступают на мусоросжигательные заводы и мусороперегрузочные станции. В этих округах практически исключен прямой вывоз на полигоны. В перспективе предполагается, что данная схема санитарной очистки, усиленная селективным сбором и сортировкой отходов, должна быть реализована на территории остальных административных округов.
По расчетным данным ГУП «Экотехпром» в г.Москве образуется ежегодно свыше 200 тыс.т различных биоотходов от медицинских, ветеринарных, учебных учреждений, рынков, зоопарков, муниципальных и таможенных организаций. Не менее 6 тыс.т биоотходов подлежит термическому обезвреживанию. Единственное в Московском регионе специализированное предприятие по обезвреживанию и переработке биологических отходов ветеринарно-санитарный завод (ВСЗ) «Эколог» входит в состав ГУП «Экотехпром». В 2000 г. было принято и обезврежено 455,8 т опасных и потенциально опасных биологических отходов, в 2001 г. - 340,78 т, что составляет менее 23% мощности установки. Можно предположить, что не довезенные до завода биологические отходы легально или полулегально поступают на подмосковные полигоны ТБО.
Следует также обратить внимание на проблему переработки полимерных материалов, которых ежегодно образуется десятки тысяч тонн. Не выполняются решения Правительства Москвы по созданию производств, перерабатывающих полимерные материалы. В 2001 году всего переработано 1384 т. этих отходов.
В экспериментальном порядке в Северном АО производится сбор алюминиевых банок из-под напитков. За последние годы собрано 1300 т. банок, в т.ч. в 2001 г. - 500 т., что позволило сократить расходы на пробег до полигонов 1500 рейсов больших мусоровозов типа «Фауна».
За 2001 г. в Москве собрано 1.026 млн. т. вторичного сырья, из которых 545 тыс. т. переработано в Москве, остальное отправлено для переработки в другие регионы России. Объем сбора вторичного сырья по сравнению с 2000 г. возрос в 1.3 раза, а объем переработки - в 2 раза.
В целом по Москве объемы утилизированных, захороненных и использованных вторично отходов возросли по сравнению с объемами 2000 г. в 1.5 раза.
Отходы производств
По состоянию на май 2002 г. в городском банке данных «Промышленные отходы» имеются сведения от 3251 предприятия г. Москвы номенклатуре, объемам образования, использования и размещения отходов производства. На основании имеющихся данных можно констатировать, что в 2001 г. году было образовано как минимум 3,25 млн. т отходов.
Основным направлением утилизации инертных и малоопасных промышленных отходов продолжает оставаться их захоронение на полигонах. В Московском регионе базовым полигоном для этих целей служит полигон "Саларьево" предприятия МГУП "Промотходы". По представленным данным объемы захоронения в 2001 году при лимите 950 тыс.т составили 920,06 тыс.т отходов, в том числе 845,06 тыс.т промышленных отходов и 75 тыс. т ТБО из г. Видное.
Стратегическим направлением развития городской системы обращения с промышленными отходами в Москве является развитие городских мощностей по обезвреживанию токсичных отходов и внедрение принципов рециклинга - выявление и использование ресурсного потенциала отходов.
Сегодня реализация государственной политики в сфере переработки отходов затруднена по нескольким причинам (причем, это касается переработки практически всех видов отходов независимо от их класса опасности и вида):
Опыт экономически развитых стран показывает, что решить проблему рециклинга отходов можно только если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения мусора от источника (физ. лица, предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Но нельзя забывать о необходимости применения современных научно-технических достижений и управления общественным мнением. Только через активное привлечение населения к существующим в городе проблемам возможна реализация задуманного. Одними репрессивными мерами не обойтись. Таким образом, в сфере основных организационных мероприятий в области охраны окружающей среды наиболее актуальными являются разработка и принятие законодательных и нормативных актов г.Москвы и совместных с органами власти Московской областью, направленных на создание механизмов:
· экономического стимулирования осуществления
рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
· ответственности хозяйствующих структур
и граждан за нарушения природопользования;
· эффективного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Вопрос 156. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
Основная особенность
На необходимость
Сотрудничество государств в области охраны окружающей среды имеет длительный путь становления и развития. Выделяют следующие периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:
• 1913—1948 гг.;
• 1948—1968 гг.;
• 1968—1992 гг.;
• с 1992 г. по настоящее время.
Первый этап связан с попытками объединения усилий различных стран в целях защиты природы в рамках международных конференций. Впервые конференция такого рода, собравшая ученых 18 стран, состоялась в 1913 г. в Берне (Швейцария). В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы. Следует отметить, что усилия международной общественности еще не пользовались поддержкой правительств, носили информационный, дискуссионный характер, не привели к принятию каких-либо практических мер по охране природной среды.
Начало второго этапа связано с созданием ООН, которой в настоящее время принадлежит ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве, ибо в сферу ее компетенции наряду с политическими, экономическими и социальными проблемами входят вопросы охраны биосферы планеты. В 1948 г. при активной поддержке ЮНЕСКО была создана первая международная природоохранная организация — Международный союз защиты природы. В 1950-е гг. изменился концептуальный подход к проблемам окружающей среды: на смену концепции защиты природы, которая подразумевала сохранение отдельных природных объектов, пришла концепция охраны природы, предусматривающая рациональное, комплексное использование естественных ресурсов. В связи с этим в 1956 г. Международный союз защиты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Третий этап характеризуется чрезвычайной активизацией многостороннего международного экологического сотрудничества. В 1960-е гг. проявились негативные последствия научно- технической революции, воздействие человека на окружающую среду приобрело глобальный характер и все чаще превышало естественные возможности экосистем к самовосстановлению. В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, определившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим шагом в экологической политике государств и всего международного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокгольме Международную конференцию по окружающей человека среде (1972), по решению которой был образован постоянно действующий орган — Программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Стокгольмская конференция создала прецедент рассмотрения экологических проблем в контексте человеческого развития. Последующие международные конференции, проходившие под эгидой ООН и охватывавшие различные социально-экономические проблемы (Конференция по народонаселению (Бухарест, 1974), Всемирная продовольственная конференция (Рим, 1974), Конференция ООН по населенным пунктам (Ванкувер (Канада), 1976), Конференция по новым и возобновляемым источникам энергии (Найроби (Кения), 1981) и др.), так или иначе затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.