Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Экология – наука, изучающая существование живых организмов и взаимосвязи между организмами и между организмами и средой обитания. Главный объект экологии это экосистема.
Экосистема – это единый комплекс, образованный между организмами и средой.
Предметом экологии является совокупность и структура связи между организмами и средой.

Файлы: 1 файл

Предмет экологии.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Решения, принятые на конференциях ООН, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей перед сугубо экономическими целями.

Направления решения экологических проблем  разрабатываются также специализированными  учреждениями ООН, образованными по секторальному принципу. К ним  относятся: Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программа развития ООН (ПРООН), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и др.

Глобальные  экологические проблемы находятся  в центре внимания международных  общественных организаций, партий, групп, движений так называемых «зеленых», или эколо- гистов. Самой известной  в настоящее время является созданная  в 1971 г. экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»), главное направление деятельности которой — борьба с радиоактивным загрязнением биосферы.

Ведущей международной  неправительственной организацией — основателем мирового природоохранного движения считается Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный под эгидой ЮНЕСКО в Фонтенбло (Франция, 1948). По инициативе МСОП создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.

В мире насчитывается  более 300 организаций по охране природы, среди них — созданный еще  в 1922 г. Международный совет по охране птиц (СИПО), Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и др.

С 1961 г. ведет  активную деятельность Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF — Wold Wildlife Fund) — один из инициаторов Международной конвенции об охране водно-болотных угодий. Благодаря ему развернулась первая международная кампания по спасению тропических лесов, в результате которой были созданы десятки особо охраняемых природных территорий в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. В начале 1980-х гг. WWF инициировал введение реструктуризации внешних долгов в обмен на дополнительное финансирование страной-должником природоохранной деятельности на своей территории. По схеме «долги в обмен на природу» списана существенная часть долгов Польше, Болгарии, Филиппинам, Мексике, Коста-Рике и др.

Среди наиболее молодых общественных организаций  экологической направленности следует  назвать Международный фонд за выживание  и развитие человечества (Москва, 1988), Московский международный энергетический клуб (1990), а также Международный Зеленый Крест (1993), который главными своими целями считает экологическое образование и воспитание как основу устойчивого развития и изменения системы ценностей мировой цивилизации.

Весомый вклад в реализацию международных  соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят и международные финансовые организации  — Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Они определили охрану окружающей среды одной из главных задач своей деятельности.

Европейский банк реконструкции и  развития первым из международных финансовых институтов закрепил в уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:

• оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;

• содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;

• поощрение развития в странах рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;

• организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров и т.д.;

• проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.

Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, гарантии, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов, и т.д.

Специалисты банка разрабатывают  «Экологический запретительный список», согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от финансирования проектов генной инженерии, связанных с риском попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР осуществляется реализация экологических проектов в странах  Центральной и Восточной Европы, в частности, особое внимание уделяется инвестированию энергетических объектов, обеспечивающих «положительный экологический замещающий эффект» — переход электростанций с бурого угля на газ.

В целях создания финансовых возможностей участия в глобальных инициативах стран с переходной экономикой и развивающихся стран в начале 1990-х гг. в качестве экспериментальной программы Всемирного банка был учрежден Глобальный экологический фонд (ГЭФ), который в настоящее время осуществляет свои проекты совместно с Программой развития ООН и ЮНЕП. За первые 10 лет существования Глобальный жкологический фонд выделил 4,2 млрд дол. США в виде грантов на реализацию около 1000 проектов (по охране международных вод, защите озонового слоя, реализации конвенций по изменению климата и сохранению биоразнообразия и т.д.) в 160 странах.

Помощь богатых европейских  стран и международных финансовых институтов государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благородным, но и необходимым делом в контексте сохранения глобальной экосистемы. Однако финансовые обязательства стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охраны окружающей среды в отношении стран СНГ примерно в два-три раза ниже, чем в отношении других государств Центральной и Восточной Европы.

Перспективы международного сотрудничества в деле охраны природы нашей планеты  неразрывно связаны с процессами глобализации, в контексте которых  решение глобальных экологических проблем немыслимо без широкого взаимного обмена не только информацией, но и природосберегающими технологиями. Назрела также необходимость создания международного механизма экологического контроля, поскольку открытость, возможность удостовериться в добросовестном выполнении партнерами принятых на себя обязательств — неотъемлемые компоненты международного сотрудничества в природоохранной сфере. Для этого нужна разработка системы глобального экологического контроля, предусматривающая все возможные формы и методы проверки, включая инспекции (аналогично тому, как это происходит, например, в военной области).

Участие в международном экологическом  сотрудничестве

В современных условиях реализация конституционного права граждан  на благоприятную окружающую среду невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является его активной участницей. Основные задачи республики в этой деятельности:

• развитие международного партнерства;

• подготовка обоснований по присоединению к многосторонним договорам;

• укрепление двустороннего сотрудничества и расширение связей с международными межправительственными организациями и финансовыми институтами;

• разработка двух- и трехсторонних соглашений с приграничными государствами, различными странами Европы и Азии;

• реализация договоренностей в рамках подписанных соглашений.

В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в республике уделяется выполнению международных конвенций и подписанных  к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.

Подписаны следующие основные конвенции  и протоколы в области охраны окружающей среды:

• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (14 ноября 1979 г.) и протоколы к ней:

1. Протокол о финансировании совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) (28 сентября 1984 г.);

2. Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 % (8 июля 1985 г.);

3. Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков (1 ноября 1988 г.);

• Венская конвенция об охране озонового слоя (22 марта 1985 г.);

• Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (22 января 1988 г.);

• Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (ЭСПО) (26 февраля 1991 г.);

• Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (14 июня 1992 г.);

• Конвенция ООН о биологическом разнообразии (11 июня 1992 г.);

• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (20 декабря 1994 г.);

• Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (25 мая 1999 г.);

• Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (16 сентября 1999 г.);

• Конвенция о всемирном культурном и природном наследии (12 октября 1988 г.);

• Орхусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (16 декабря 1998 г.);

• Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (17 июля 2001 г.);

• Картахенский Протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию (6 мая 2002 г.);

• Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных (12 марта 2003 г.);

• Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (21 апреля 2003 г.);

• Конвенция о стойких органических загрязнителях (26 декабря 2003 г.);

• Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (12 августа 2005 г.) и др.

 

В рамках подписанных конвенций  разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха» с учетом выполнения международных  обязательств), установлены критические  нагрузки на экосистемы под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам, предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены до уровня 1987 г., а потребление ОРВ за последние годы сведено к минимуму.

В контексте реализации Конвенции  о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь участвует в создании Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET). Единая экологическая сеть должна способствовать сохранению пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран, сокращению фрагментарности экосистем, созданию трансграничных охраняемых природных территорий. Идея EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.

Природоохранным ведомством осуществляется активная деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения таких важных природоохранных задач, как создание потенциала в области стратегической экологической оценки и реализации природоохранных конвенций в стране, расширение возможностей в сфере устойчивого развития на местном уровне, реализация Орхусской конвенции в части доступа к правосудию, а также для подготовки полномасштабного проекта по обращению со стойкими органическими загрязнителями.

Расширяется взаимодействие с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также органами, созданными для имплементации международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.

Являясь одним из учредителей ООН, Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными  организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВМО, ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, ИНФОТЕРРА и др.

В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов  республики с Программой развития ООН (ПРООН), в рамках которой реализуются  проекты по устойчивому развитию на местном уровне («Местные повестки-21»).

Традиционными направлениями международного технического сотрудничества остаются проблемы сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий в границах национальной сети особо охраняемых природных территорий, формирование институциональной и законодательной базы для внедрения системы комплексных экологических разрешений, выработка механизмов реализации положений Киотского протокола.

В рамках программы малых грантов  ПРООН/ГЭФ завершена реализация проектов, целями которых являлись:

• разработка модели территориальной организации устойчивого землепользования сельскохозяйственного кооператива, граничащего с охраняемой природной территорией международного значения;

• создание потенциала для развития молодежного движения в защиту трансграничных водотоков, ландшафтного и биологического разнообразия;

• вовлечение населения региона Полесья в практическую деятельность по сохранению биоразнообразия;

• развитие экологически чистого сельского хозяйства в национальном парке «Нарочанский»;

• строительство туристической экодеревни с использованием энергосберегающих экотехнологий из местных возобновляемых материалов;

• организация и устойчивое использование низинных болот ради сохранения их уникального биоразнообразия.

За приверженность идеям экоразвития  и активную природоохранную позицию  на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2007 г. Республика Беларусь избрана в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде на 2008—2011 гг.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"