Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Экология – наука, изучающая существование живых организмов и взаимосвязи между организмами и между организмами и средой обитания. Главный объект экологии это экосистема.
Экосистема – это единый комплекс, образованный между организмами и средой.
Предметом экологии является совокупность и структура связи между организмами и средой.

Файлы: 1 файл

Предмет экологии.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Начало четвертого этапа связывают  с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась 3—14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Участники подвели итоги международной деятельности по охране окружающей среды, проанализировали выполнение решений Стокгольмской конференции, приняли ряд программных документов, разработали концепцию устойчивого человеческого развития, открыли для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности.

Современная система международного экологического сотрудничества объединяет пять основных направлений:

1. парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;

2. взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;

3. конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4. научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;

5. экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.

Наиболее  распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместным использованием некоторых ресурсов.

Международно-правовая природоохранная практика имеет  более чем вековую историю. Начало ей было положено заключением соглашений по регулированию использования  и охраны ресурсов животного мира. В 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц, а в 1882 г. была заключена Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море. В том же году в Париже несколькими европейскими странами была подписана первая Международная конвенция по защите полезных для сельского хозяйства птиц. В 1897 г. Россия, Япония и США подписали Соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане. Следует заметить, что рыболовство, добыча китов и других морских животных — традиционная сфера международных соглашений. Сейчас в этой области действует более 70 договоров.

Растущая  обеспокоенность ухудшением состояния  морских вод побудила 20 стран  мира к заключению в Лондоне Конвенции  по предотвращению загрязнения морей нефтью (1954). Договором запрещен слив нефти и нефтепродуктов в пределах 80—250 км от побережий подписавших его стран. Впоследствии в этой сфере были заключены новые конвенции (Лондон, 1972, 1973), предусматривающие жесткий режим полного предотвращения каких бы то ни было сбросов и захоронений в Мировом океане, в том числе радиоактивных.

Важнейшим в истории межгосударственных соглашений является Договор о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, космическом  пространстве и под водой, подписанный более 100 странами в Москве в 1963 г.

Проблема  защиты окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашла  отражение в подписанной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду идея которой была выдвинута СССР. Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения динамики, состава либо структуры Земли или космического пространства путем преднамеренного управления природными процессами. Участники конвенции обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на экосистему планеты, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба другому государству, а также не помогать в осуществлении такого рода действий другим странам и организациям. Документ не ограничивает использования в мирных целях средств воздействия на природную среду в соответствии с принципами международного права. Конвенция является бессрочной.

В наши дни  ни одна страна мира не может обеспечить себе безопасность за счет другой. Единственный путь — понижение уровня военного противостояния, прежде всего путем  радикального сокращения ядерных арсеналов. В декабре 1987 г. был сделан первый реальный шаг к ядерному разоружению в результате подписания в Вашингтоне Договора между США и СССР о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Одновременно был достигнут прогресс на пути к 50-процентному сокращению стратегических вооружений СССР и США.

Современное конвенционное регулирование направлено на предотвращение возможных последствий  для окружающей среды опасных  видов хозяйственной деятельности. С этой целью международным сообществом  были подписаны следующие документы: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985), Конвенция о помощи в случае ядерной войны или радиационной аварийной ситуации (1986), Конвенция о перевозке опасных грузов (1989) и др. Международным достижением исключительной важности признается Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой (1987), в соответствии с которым подписавшие его стороны обязались к 2000 г. снизить на 50 % выбросы в атмосферу хлор-фторсодержащих углеводородов, губительно действующих на защитную оболочку Земли.

Всеобщую  заинтересованность представляет и  сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. С этой целью  международным сообществом были подписаны такие обязательства, как Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (1971), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979) и др. Но одним из наиболее существенных достижений международного экологического сотрудничества является заключение в 1992 г. Конвенции о сохранении биологического разнообразия. В целях создания материальных стимулов сохранения биоразнообразия Конвенцией закреплено признание биологических ресурсов суверенной собственностью государств, располагающих ими. Кроме того, страны, владеющие большим разнообразием генофонда, получили право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу.

Международные соглашения принесли конкретные позитивные результаты. Так, реализация Конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния привела к значительному снижению уровня загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось количество убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны. В соответствии с соглашением 1991 г. в Антарктиде на 50 лет запрещены разведка и добыча полезных ископаемых. В целом государства мира приняли около 200 экологических соглашений.

Другой  эффективной формой международного сотрудничества является создание и  деятельность межправительственных специализированных учреждений при Организации Объединенных Наций.

Экологическая деятельность ООН и других международных организаций

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962) во многом определила политику Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды. Уточнение содержания проблемы окружающей среды с точки зрения новых реалий произошло в Париже на Межправительственной конференции по проблемам биосферы (1968). В рамках реализации решений этой конференции была разработана и принята одна из крупнейших научных программ экологических исследований под эгидой ООН — межправительственная и междисциплинарная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера". Ее основная задача заключалась в обеспечении научных основ рационального использования и сохранения ресурсов биосферы в целом и в отдельных типах экосистем. Широкомасштабная просветительская деятельность, осуществляемая международным сообществом ученых в рамках этой программы, помогла донести до правительств ряда стран идею, что дальнейшее нерациональное использование ресурсов планеты и продолжение загрязнения окружающей среды ставят под вопрос человеческое благополучие не только на национальном и региональном, но и на глобальном уровне. Осознание реальности угрозы послужило побудительным мотивом проведения в 1972 г. в Стокгольме первой Международной конференции по окружающей человека среде.

Итоговые  документы Стокгольмской конференции  отразили согласованную волю мирового сообщества по коренным вопросам международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, дали государствам возможность использовать механизм ООН для поиска решения важных экологических проблем в различных частях планеты.

Решения конференции  носили рекомендательный характер, но они создали предпосылки к  формированию комплекса международно-правовых норм для регулирования множественных аспектов охраны окружающей среды. Историческую значимость Стокгольмской конференции подчеркивает тот факт, что день ее открытия — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды.

Созданная по решению Стокгольмской конференции  специальная структура — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — сосредоточена на наиболее острых проблемах глобального экологического кризиса, таких как изменение климата, опустынивание земель, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение океана, сокращение биологического разнообразия. Одно из начинаний ЮНЕП — формирование Глобальной системы наблюдений, или Всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Она будет состоять из следующих подсистем:

• ИНФОТЕРРА — глобальная информационная сеть, предназначенная для обеспечения всех заинтересованных лиц указателями источников информации по окружающей среде;

• ГСМОС — глобальная система мониторинга окружающей среды для координации замеров глобального загрязнения;

• МРПТХВ — международный регистр потенциально токсичных химических веществ, обеспечивающий раннее оповещение в случае нанесения ущерба окружающей среде от химических загрязнений.

Пока единственной полностью функционирующей частью Глобальной системы наблюдений является ИНФОТЕРРА (Информация о Земле).

ЮНЕП —  центральное учреждение ООН, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы.

В 1992 г. в  Рио-де-Жанейро состоялась вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92 ). Она проходила на уровне глав государств и правительств 178 стран и стала ответом на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (1989) о необходимости созвать конференцию для выработки стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации.

Документы, принятые КОСР-92, получили законодательный характер. Они обязывали  государств-участников отрегулировать национальные законодательства в соответствии с концепцией устойчивого человеческого  развития.

Понятие «устойчивое развитие»  вошло в лексикон мирового сообщества в 1987 г. после опубликования доклада  «Наше общее будущее», подготовленного  Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР, или комиссия Брундтланд, созданная по инициативе Генерального Секретаря ООН в 1983 г.). В докладе доказывалась невозможность решать крупные экологические проблемы в отрыве от проблем социальных, экономических и политических. Устойчивое развитие определялось как модель социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Главными условиями устойчивого развития являются:

• приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением);

• сохранение биологического и культурного разнообразия;

• согласование природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов.

Концепция устойчивого развития была принята  как официальная позиция ООН. Ключевым ее понятием является изменение качества роста, который должен быть менее материало- и энергоемким и более справедливым по распределению прибылей. Устойчивое развитие требует и учета человеческих потребностей — как экономических (благосостояние), так и неэкономических (образование и здоровье).

На Конференции  в Рио-де-Жанейро были поставлены также вопросы о международном  экологическом суде, международном  экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов» в качестве сил  быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.

Таким образом, если Конференция ООН в Стокгольме положила начало интенсивному согласованному изучению взаимодействия биосферы и  человечества, то в Рио-де-Жанейро  были подведены первые итоги международного экологического сотрудничества и приняты такие важные документы, как Декларация Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Конвенция о биологическом разнообразии и Повестка дня на XXI век — суперпрограмма, ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем ближайшего будущего.

Десятилетие после конференции в Рио-де-Жанейро  стало периодом конкретизации государствами глобального плана действий по устойчивому развитию, разработки национальных концепций или стратегий устойчивого развития. Во многих странах предпринимались конкретные шаги по их реализации, включая проведение институциональных реформ, совершенствование нормативно-правовой базы, ратификацию основных международных конвенций, расширение доступа к информации по охране окружающей среды и устойчивому развитию, усиление организационно-экономического механизма природопользования и т.п. Вместе с тем, по оценкам Комиссии ООН по устойчивому развитию, правительства и народы мира не сделали всего возможного для выхода из планетарного кризиса. Бесспорно, предпринятые усилия позволили увеличить площади охраняемых природных территорий планеты, сократить производство и использование разрушающих озоновый слой атмосферы хлорфторуглеродов, стабилизировать выбросы углекислого газа на уровне 1998 г. Однако в это же время усилилась деградация плодородных земель, неуклонно истребляются реликтовые леса, сокращается биоразнообразие планеты, продолжается загрязнение воздуха и воды, появилась новая угроза — разрушительное воздействие генной инженерии. Далеки от решения проблемы бедности и неравенства, ущемления прав человека, роста заболеваемости населения Земли, возникновения социальных и военных конфликтов, насилия, терроризма. В связи с этим состоявшаяся в августе—сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге встреча на высшем уровне по устойчивому развитию вновь привлекла внимание мировой общественности к этой актуальной теме.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"