Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Задачи работы:
- изучить литературу, нормативную документацию по данной проблеме;
- изучить методические рекомендации для составления рабочих тетрадей;
- изучить учебную программу, учебный материал по дисциплине;
- разработать листы рабочей тетради по дисциплине.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Теоретические аспекты при конструировании листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
1.1.Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения,
1.2. Экологизация современного учебного процесса.

Глава 2. Разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
2.1. Методика разработки листов рабочей тетради.
2.2. Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология».

Заключение.
Источники информации.

Файлы: 1 файл

Методика профессионального обучения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Кафедра автоматизированных систем электроснабжения

 

 

 

Курсовая работа

по методике профессионального  обучения

на тему

Листы рабочей тетради  по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»

 

 

 

Выполнил студент:

М.В.Добровольский

(ф.и.о.)

Группа:

 Бр 311СЭС

   

Проверил преподаватель:

___________________

(ф.и.о.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013 г.

Введение.

Глава 1.Теоретические  аспекты при конструировании  листов  рабочей тетради по дисциплине «Экология».

1.1.Основные подходы  к разработке рабочей тетради  как одного из средств обучения,

1.2. Экологизация  современного  учебного процесса.

 

Глава 2. Разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».

2.1. Методика разработки  листов рабочей тетради.

2.2. Листы рабочей тетради  по дисциплине «Экология».

 

Заключение.

Источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из форм содействия овладению  учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и  применения знаний являются рабочие  тетради. В последнее время эти  учебные пособия получили широкое  распространение как в средних и старших классах, так и в начальной школе. Кроме этого, всё чаще их используют при работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении общеобразовательных программ.

В соответствии с принципами современной  Российской государственной политики в области образования, предусматривающими “общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников”(“Закон об образовании РФ” 1998г.), необходимо преобразование всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в него рабочих тетрадей.

Основополагающим при этом становятся психолого-педагогические закономерности, характеризующие ученика соответствующего возраста.

 Цель работы – разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология»

Задачи  работы:

- изучить литературу, нормативную документацию по  данной проблеме;

- изучить методические рекомендации  для составления рабочих тетрадей;

- изучить учебную программу,  учебный материал по дисциплине;

- разработать листы рабочей  тетради  по дисциплине.

Глава 1.Теоретические аспекты при конструировании листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».

1.1.Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения.

 

    Рабочие тетради давно известны  учителям и учащимся. Эти пособия  периодически разрабатывались по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач. Эти пособия прежних лет чаще всего представляли собой краткие сборники задач; в них отсутствовала вариативность задания; они редко ориентировали учащихся на усвоение теоретических понятий. Сегодня мы стали свидетелями создания нового поколения рабочих тетрадей. Здесь нет механического соединения учебника и обычной школьной тетрадки. В них умножаются достоинства того и другого. Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу ученика. Предлагая выполнить те или иные задания на разлинованном пространстве, они требуют от ученика особой ответственности за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному. Комплексность и комплектность- вот главное их достоинство.

 Основываясь  на классификацию самостоятельных  работ по основной дидактической цели, предлагаем выделить следующие виды работ, выполняемых в рабочих тетрадях:  
   1. приобретение новых знаний, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания;  
   2. закрепление и уточнение знаний;  
   3. формирование приобретать знания на практике;  
   4. формирование умений и навыков практического характера;  
   5. формирование умений и навыков творческого характера.  
      Причем,  основная цель заданий на закрепление и уточнение изученного материала - включить школьника в более глубокое осмысление изученного материала; способствовать у учащихся развитию самодисциплины, силы воли, а задания на тренировку и повторение развивают память.  
Таким образом, цель рабочей тетради - способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития. Внедрение такого пособия в практику учебного процесса должно решать такие задачи:

-развивать мышления школьников;

- более прочно усваивать теоретический материал,

-приобретать  практические умения и навыки решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

-овладение алгоритмами решения основополагающих задач школьного курса;            -контроль за ходом обучения школьников конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

 

    Рабочая  тетрадь должна отвечать определенным  требованиям: 

-отражать все темы школьного курса учебной дисциплины;

-быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал;

- стать "настольной книгой" школьника по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителем.   

 Итак, современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Это позволит сэкономить время, что обеспечит возможность решения большего числа различных задач за меньшее количество времени и, как следствие, положительно скажется на качестве подготовки. Чтобы школьник мог осознанно и самостоятельно выполнять задания, он должен знать основные теоретические положения прорабатываемой темы. Поэтому в рабочие тетради имеет смысл включить кратко сформулированные основные теоретические сведения по данной теме или разделу, на основе которых ученик мог бы наблюдать, искать, доказывать, проверять, экспериментировать, открывать и обобщать. Удобно, если эти сведения будут у школьника "под рукой", т.е. на первой странице. Это позволит ему чаще обращаться к теоретическим вопросам темы, что облегчит ее заполнение.   

 Решение любой задачи  происходит обычно на основе  теоретических знаний. Дело значительно  упрощается, если ученик знает  алгоритм решения, т.е. осознает, с чего начать и в какой  последовательности продолжать. Чтобы  подготовить учеников к решению типовых задач, на страницах рабочей тетради полезно показать характер и последовательность их выполнения, т.е. познакомить их с алгоритмами.   

 В свою очередь,  учителю необходимо показать  возможные пути поиска решения,  учить самостоятельно составлять алгоритмы решения задач. В рабочую тетрадь следует также включить задания творческого характера, при решении которых требуется проявить свои, хоть и первоначальные способности и знания к составлению таких алгоритмов. Сочетание краткого содержания теоретических основ темы и алгоритмов решения типовых задач представляет собой так называемый информационный комплекс. Это первый раздел каждой темы, рассматриваемой в рабочей тетради. Вторым основным разделом каждой рассматриваемой темы является система различных задач, упражнений либо вопросов для классной и домашней самостоятельной работы учащихся. В этот раздел следует включить несколько различных видов типовых задач. Это обеспечивает определенный тренаж, вырабатывает сноровку в ориентации и решении, повышает качество усвоения материала. Нетиповые задания могут быть предложены вниманию школьников лишь после освоения типовых. Это способствует целенаправленному и интенсивному развитию мышления школьников, формированию их творческих способностей.   

 Рекомендуется так же предложить  учащимся дополнительные сведения: примечания, исторические данные, справки,  отсутствующие в учебнике, выводы  и резюме. Это нужно, чтобы расширить  кругозор школьников, конкретизировать  учебный материал, оформив его  в виде кратких выводов. А чтобы сформировать у них умения и навыки контроля и самоконтроля в ходе самостоятельной деятельности, предложить контрольные вопросы.

 Рабочая тетрадь  значительно упрощает применение  визуальных средств, так как  она позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, включает дифференцированные задания на самостоятельную работу, упрощает материально-техническое обеспечение занятий.  

В рабочих тетрадях используются те же условные обозначения, что и  на других средствах визуализации, но также вводятся некоторые условные обозначения, которые позволяют акцентировать внимание  на отдельных видах учебно-познавательной деятельности. Например, П - подумай над вопросом, Т - творческое задание $: - твое мнение и т.д. Большое значение имеет введение различных фигур. Допустим, овал означает задание для самостоятельной работы, прямоугольник - вспомним пройденное, облако - контрольные вопросы. Особое свойство имеет цвет, которым учащиеся  пользуются при заполнении рабочий тетради: свои записи во время занятия предлагается выполнять синим цветом, самостоятельную работу на уроке - зеленым, а домашнюю работу выполнять черным.

  А так же полезен список литературы, позволяющий школьникам познакомиться с версиями других авторов и более полно и глубоко освоить изучаемую тему. Это  завершающий раздел по каждой рассматриваемой в рабочей тетради теме, т.е. обобщение и заключение.

Итак, структура и содержание рабочей тетради определяется следующим  образом:

  1. информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи;
  2. задачи, упражнения, вопросы для самостоятельной работы учащихся: типовые, развивающие и творческие;
  3. обобщение и заключение по каждой теме: примечания, резюме, выводы, контрольные вопросы и вопросы самоконтроля, список литературы.

 

    Рабочая  тетрадь призвана быть дополнением  к основному учебному материалу.  Поэтому она не заменит школьный  учебник. Это дидактический материал  к нему.

Рабочая тетрадь разрабатывается  в полном соответствии с современными школьными программами.   

 Структура и содержание рабочей тетради по дисциплине определяется спецификой этого определенного предмета.  

 

 

  Преимущества  использования рабочей тетради.

  1. Использование тетради исключает необходимость тратить время на запись домашних и классных заданий.
  2. Тетрадь на печатной основе дает возможность провести определенную подготовку школьника на уроке.
  3. Она позволяет школьнику более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал.
  4. Тетрадь может содержать большое количество иллюстраций, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а в следствии этого более прочному усвоению знаний.
  5. Работая с каждым заданием самостоятельно, у учащихся появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнению, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Экологизация  современного учебного процесса.

 

В век научно-технического прогресса непомерно возросло влияние  человека на окружающую природную среду. Последствия, которые следуют за непродуманными, скоропалительными технологическими решениями, ставят перед человечеством вопрос том, какой останется природа последующим поколениям. В связи с этим все актуальнее становится экологическое образование.

В неспециальном виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии: Конфуция, Лао-Цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствовало зарождению и развитию экологической науки. Еще Песталлоци, Монтень и Руссо утверждали, что цель воспитания – развитие симпатии к другим людям и любови к природе. В России большой вклад в развитие природоохранительного просвещения внесли Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, Г.А. Кожевников, В.П. Комаров, Г.Ф. Морозов, Н.М. Кулагин и др.

В ХХI веке необходимость  всеобщего образования в области  охраны окружающей среды связана  с тем, что преодоление экологического кризиса только техническими средствами оказалось проблематичным. Невозможно поддерживать состояние равновесия, если общество не преобразовывает самое себя, свою нравственность, менталитет, а опирается только на технические знания и решения. Человечество ожидает длительный и трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его деятельности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.

Информация о работе Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»