Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Задачи работы:
- изучить литературу, нормативную документацию по данной проблеме;
- изучить методические рекомендации для составления рабочих тетрадей;
- изучить учебную программу, учебный материал по дисциплине;
- разработать листы рабочей тетради по дисциплине.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Теоретические аспекты при конструировании листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
1.1.Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения,
1.2. Экологизация современного учебного процесса.

Глава 2. Разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
2.1. Методика разработки листов рабочей тетради.
2.2. Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология».

Заключение.
Источники информации.

Файлы: 1 файл

Методика профессионального обучения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

2.Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми экологическими потребностями __________________________________________________________________

3.В чем связь между понятиями "биогеоценоз" и "ландшафт"?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В чем различие между понятиями: "сообщество" и "экосистема"?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.В известной русской народной сказке "Теремок" в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, заяц, волк …. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном биогеоценозе? Если да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоценоз?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.2. Взаимоотношения организмов  в экосистемах. Экологическое  равновесие

Учащийся  должен:

знать:

  • определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; понятие об экологических нишах и их дифференциации; основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; о явлении паразитизма;

уметь:

  • определять, находится ли экосистема в равновесии и каким образом можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.

 

1.По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:

  • Симбиоз - _______________________________________________________
  • Мутуализм - _____________________________________________________
  • Паразитизм - _____________________________________________________
  • Конкуренция межвидовая - ________________________________________
  • Конкуренция внутривидовая - ______________________________________
  • Хищничество - ___________________________________________________
  • Нейтрализм - ____________________________________________________

2.Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие - животные (Если конкуренции за данный ресурс нет - отмечать не надо).

 

Природные ресурсы  среды

Растения

Животные

Территория

   

Растительная пища

   

Минеральные вещества

   

Животная пища

   

Органические остатки

   

Солнечный свет

   

Тепло

   

Вода

   

Кислород

   

Углекислый газ

   

Гумус почвы

   

 

3.Объясните кратко, каким образом кормящиеся на деревьях насекомоядные птицы избегают межвидовой конкуренции в поисках добычи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Экологическая ниша животного включает в себя не только его местообитание (жилище), но и местообитания потребляемых пищевых ресурсов. Так, птицы, гнездящиеся на деревьях, не редко кормятся на земле, и наоборот. Конкурентные отношения видов (за жилье или пищу) приводят к пространственному разделению экологических ниш.

Ниже вписаны названия животных в соответствии с ярусами  их обитания (кто где живет). Укажите, используя свои знания по биологии, кто чем питается (или где кормится) - сплошной линией и кто с кем  конкурирует - пунктиром. Попробуйте цветными карандашами обозначить пространственные ниши конкурирующих видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 



 







 

 




 



 


 




 

 

Заключение.

 

Проведенный нами теоретический  анализ проблемы показал, что:

         1. рабочие тетради известны давно учителям и ученикам. Эти пособия то появлялись, то исчезали. В настоящее время мы  стали свидетелями создания рабочих тетрадей нового поколения;

        2. рабочие тетради  имеют свои  цели, задачи, структуру и определенные  требования к их конструированию;

        3. рабочая тетрадь  способствует повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития;

                     4.   рабочая тетрадь -  это дидактический комплекс,    предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Это позволит сэкономить время, что обеспечит возможность решения большего числа различных задач за меньшее количество времени и, как следствие, положительно скажется на качестве подготовки;

                     5.  рабочая тетрадь способствует развитию общеучебных умений: анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах  \выводах, тезисах, логических схемах, таблицах и др./

    6.   рабочие тетради предусматривают наличие у преподавателя   наличие профессиональных умений.

 

В практической части нашей курсовой работы представлена методика разработки рабочих тетрадей, а также предложен один из вариантов разработанных листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».

 

 

 

Источники информации

 

 

1.Арустамов Э.А. Природопользование: М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2000-284 с.

2.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: учеб. для 10-11 кл. профил. шк. - М.: Просвещение, 1998-270 с.

 3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 480 с.

4.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студ учреждений сред. проф. образования. - ММ.: Издательский центр "Академия", 2001-208 с.

5.Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 1996-96 с.

6.Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г.  Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. учреждений СПО . – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

7.Тупихин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования - М.: Издательский центр "Академия", 2002-384 с.

 

 


Информация о работе Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»