Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Задачи работы:
- изучить литературу, нормативную документацию по данной проблеме;
- изучить методические рекомендации для составления рабочих тетрадей;
- изучить учебную программу, учебный материал по дисциплине;
- разработать листы рабочей тетради по дисциплине.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Теоретические аспекты при конструировании листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
1.1.Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения,
1.2. Экологизация современного учебного процесса.

Глава 2. Разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
2.1. Методика разработки листов рабочей тетради.
2.2. Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология».

Заключение.
Источники информации.

Файлы: 1 файл

Методика профессионального обучения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

С нашей точки зрения, причину неэффективности экологического образования можно искать в самой  формулировке его задач. В начале 70-х гг. усиление внимания к проблеме охраны природы привело к активной пропаганде экологических знаний. Появился термин «природоохранительное просвещение». В это время экологическое образование рассматривалось именно как просвещение. К концу 70-х гг. в науке широкое распространение получает понятие «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее адекватно отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. В связи с этим вместо «природоохранительного образования» стали говорить об «экологическом образовании». Последний термин устоялся и стал общеупотребительным [1, с.271]. Во второй половине 80-х гг. под задачами экологического образования стали пониматься формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. А в начале 90-х гг. на первый план стало выдвигаться формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.

Экологическое образование  – это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к  человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.

Принципиальное значение, с нашей точки зрения, имеет  методическая организация экологического образования. Следует отметить, что здесь существуют две основные тенденции: 1) разработка отдельного предмета «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях; 2) «экологизация» всех учебных предметов, то есть междисциплинарное обсуждение экологических проблем[1, с.262].

На наш взгляд, наиболее перспективен именно второй подход.

Итак, экология – наука  междисциплинарная. Поэтому  экологическое  образование должно осуществляться не только с помощью введения общих и специальных курсов по охране природы и экологии, но и привнесением экологических знаний в содержание общеобразовательных  дисциплин,  а также строиться на базе системообразующих экологических идей и понятий.

Содержание экологического образования должно быть подготовлено к переходу на единый план (программу) учебно-воспитательной и научной деятельности (или к сближению этих планов).

Следует отметить, что  процесс экологизации  учебных  дисциплин может затрагивать  как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, строиться на принципах целостности, единства и преемственности  всех звеньев и этапов  обучения. Информация по проблемам окружающей среды должна вводиться в основные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабораторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологическому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого материала, тщательно продумывать методику изложения материала.

Одним из важнейших этапов экологической подготовки обучаемых  является их участие в научно-исследовательской работе по природоохранной тематике.

Таким образом, процесс  экологизации образования – это  процесс проникновения в его  содержание представлений экологии. Однако имеет место и обратная связь: экология сама опирается на достижения целого ряда наук, включая их элементы в свое содержание. При формировании содержания образования важно иметь в виду обе тенденции. Это поможет реализовать межпредметные связи учебных дисциплин.

         Для продвижения в направлении экологизации университетского образования, нужно, с нашей точки зрения, учитывать несколько моментов:

1) Специфика экологического  образования заключается, в том,  что оно должно быть основано  на принципе «опережающего отражения». Это означает, что в любой деятельности  по преобразованию природы человек должен постоянно оценивать предполагаемые последствия – как ближайшие, так и отдаленного будущего. Это понимание является основой формирования у учащегося экологического идеала – гармонии природы и общества.

2) Недостаточно передать  обучаемым знания, навыки. Важно, чтобы каждый  принимал участие в практических мероприятиях, понял и ощутил суть изменений в преобразовании природы. Прошло время лекционного познавания окружающей среды, необходимо комплексное осмысление каждым больших и малых начинаний в экологии.

3) Экологическое образование  будет безжизненным без учета  эмоциональной окраски природоведческой  информации. Важно, чтобы учащиеся  понимали экологию не только  рационально, при помощи наглядных  пособий, слайдов, выставок и  др., но и сопереживали увиденному во время выездов на места, где видны следы варварского отношения к природе, или на места где видны результаты природоохранных мероприятий, не оставались равнодушными зрителями.

4) Экологическое образование  становится схематичным, недоходчивым  без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения  любой учебный материал, связанный с окружающей природой, должен быть пронизан эстетической окраской, что повышает образное восприятие природы, порождает гуманные чувства к ней.

5) В настоящее время экологическое образование и воспитание – это не только усвоение личностью комплекса экологических знаний. Надо добиваться того, чтобы идеи превращались в убеждения, чтобы экологические знания и экологическая культура стали неразрывны с активной жизненной позицией молодого человека.

Экологическая культура молодого человека предполагает наличие  у него определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также  практических действий, согласующихся  с требованиями бережного отношения  к природной среде. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности молодой личности. Формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс. Он обеспечивается согласованным влиянием политики, права, науки, производства, искусства и образования. Овладение экологической культурой ведет к изменению индивидуальных потребностей обучаемых, ибо «экологично думая», человек и поступать будет экологично.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».

2.1. Методика  разработки листов рабочей тетради.

Рабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы во время урока. Основное содержание учебного материала определено программой, его изложение в кратком виде, на наш взгляд, как может быть дано в рабочей тетради, так и может отсутствовать.

На этапе отбора содержания рабочей тетради преподаватель должен осуществлять, по нашему мнению, следующее:

- выделить самое главное, существенное, что необходимо усвоить учащимся. Практически по каждому изучаемому вопросу обучаемые должны знать 3-6 основных положений, остальная информация по отношению к этим положениям является вспомогательной, разъясняющей, конкретизирующей, подтверждающей. Выделение основных положений делает учебный  материал более компактным, удобным для запоминания;

-построить материал  так, чтобы в центре внимания  находились его главные, существенные  элементы. Структурированный материал  легче запомнить и воспроизвести; 

-дополнительно к тексту  можно  заложить еще и зрительный, изобразительный образ, который делает общую картину учебной информации более отчетливой;

-при конструировании  рабочей тетради важно также  облечь материал в доступную,  понятную форму, без длинных формулировок и тяжелых определений;

-конкретизировать материал, иллюстрировать его примерами,  фактами, не повторяющимися  сведениями;

-дополнить содержание  материалом, который смог бы вызвать  у учащихся интерес, воздействовать  на их чувства;

-для осмысления учебной информации обучаемыми необходимо ставить вопросы таким образом,  чтобы было необходимым устанавливать причинно-следственные связи, искать примеры из практики, жизни, подтверждающие выдвинутые теоретические положения, решение ситуационных задач;

-также, на наш взгляд, наличие рабочей тетради  должно  сопровождаться более осознанным  выбором типа урока со стороны  преподавателя, и наоборот, тип  урока обязательно отразиться  на содержании пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Листы рабочей тетради  по дисциплине «Экология».

Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки

Учащийся  должен:

знать:

  • об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований;

уметь:

  • определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.

 

1.Какое значение имеет природа в жизни человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Экология как самостоятельная наука сформировалась в 20 веке. Правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древнейших времен? Свой ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Заполните таблицу о вкладе отечественных ученых в экологическую проблематику:

 

Ученый

Годы жизни

Вклад в экологию

1

   
     

2

   
     

3

   
     

4

   
     

5

   
     

 

Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.

              Соответствие между организмами  и средой их обитания

Учащийся  должен:

знать:

  • термины "факторы среды"; "условия существования организмов"; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы; основные положения теории Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции;

уметь:

  • определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.

 

  1. Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.

 

Среда обитания

Основные факторы

Суша

 
 

Вода

 
 

Почва

 
 

 

  1. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизни организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какое экологическое значение имеет такое приспособление, как разновременность созревания семян и плодов у растений? Приведите известные вам примеры и результаты этого явления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Изменение абиотической среды под воздействием живых организмов - важнейший экологический фактор формирования экосистем. Приведите известные вам из курса биологии примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах?

 

 

Среда

Организмы

Изменение среды

Суша

   
   

Почва

   
   

Вода

   
   

Информация о работе Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»