Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Задачи работы:
- изучить литературу, нормативную документацию по данной проблеме;
- изучить методические рекомендации для составления рабочих тетрадей;
- изучить учебную программу, учебный материал по дисциплине;
- разработать листы рабочей тетради по дисциплине.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Теоретические аспекты при конструировании листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
1.1.Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения,
1.2. Экологизация современного учебного процесса.

Глава 2. Разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
2.1. Методика разработки листов рабочей тетради.
2.2. Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология».

Заключение.
Источники информации.

Файлы: 1 файл

Методика профессионального обучения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

5.Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.

 

Природные ресурсы  среды

Растения

Животные

Грибы

Территория

     

Растительная птица

     

Минеральные вещества

     

Животная птица

     

Органические остатки

     

Солнечный свет

     

Тепло

     

Вода

     

Кислород

     

Гумус почвы

     

 

Тема 3. Основные среды жизни

3.1. Наземно-воздушная  среда. Атмосфера

Учащийся должен:

знать:

  • строение и состав атмосферы  и воздуха; примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; температура - терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы; патологии в световосприятии; смог "Классический" и "фотохимический";

уметь:

  • приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту; создавать искусственный микроклимат.

1.Почему в крупных промышленных центрах в безветренную погоду наблюдается разное ухудшение самочувствия жителей, увеличение числа заболевших и умерших людей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Приведите известные вам примеры влияния погодных условий на самочувствие человека.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Что такое "парниковый эффект" и "озоновая дыра"? Причины этих явлений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Расскажите об основных загрязнителях атмосферы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их эффективность?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Водная сфера обитания. Вода в природе

Учащийся должен:

знать:

  • виды и формы воды; запасы пресной воды, источники питьевой воды; круговорот воды в природе; химический состав воды и его влияние на здоровье населения; эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде; бытовые методы очистки воды; источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяйственно-бытовые, сельско-хозяйственные;

уметь:

  • пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водоемов - нет ли "Заморов", "цветения воды"; составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды.

 

1.Какова роль воды в развитии жизни на Земле?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Каков состав природной воды?

3.Назовите основные источники загрязнения гидросферы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как определяют степень загрязнения воды?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие существуют способы очистки воды?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 1

Уникальные  физико-химические свойства воды и  их значение

 

Свойства воды

Их значение

1. Только вода в  нормальных земных условиях находится в трех агрегатных состояниях.

1. Условие, обеспечивающее  круговорот воды в природе и ее "запасы" в ледниках.

2. При переходе из  одного состояния в другое, либо требуется затрата тепла (испарение, таяние), либо тепло выделяется (конденсация, замерзание)

2. Регулирование теплового  режима окружающей среды

3. При охлаждении ниже +40 С плотность воды уменьшается, объем увеличивается, причем в момент замерзания происходит резкое увеличение объема на 10 % от объема жидкости.

3. Плотность льда меньше  плотности воды, лед остается на поверхности, предостерегая водоем от промерзания.

4. Высокая теплоемкость. В значительно большей степени,  чем другие вещества, вода способна поглощать тепло. У всех тел теплоемкость при росте температуры увеличивается. У воды с повышением температуры от 0 до 270С она попадет, затем начинает расти. Интервал между 300 и 400 С - вторая точка "плавления" (изменение структуры) воды.

4. Вода играет на  планете роль главного аккумулятора и распределителя тепла. Теплые океанические течения благоприятно влияют на климат огромных территорий. Даже небольшие водоемы оказывают смягчающие влияния на микроклимат.

5. Вода - сильнейший инертный  растворитель. Это свойство связано с двухполюсной структурой молекулы воды (диполь). Под воздействием диполей воды связи между атомами и молекулами на поверхности погруженных в нее веществ ослабевают в 80 раз.

5. Вода - растворитель  и переносчик всех веществ,  участвующих в жизнедеятельности, и в первую очередь питательных веществ. Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические реакции. Она обеспечивает выведение из организма продуктов обмена, защищая его от вредного накопления. Водный обмен - важнейшая функция организма, обеспечивающая принцип постоянства внутренней среды организма.

6. Большое поверхностное натяжение и смачивающая способность

6. Поднимается по капиллярам, пронизывающим почву и другие породы, движется вверх в растениях, доставляя растворы питательных веществ. С этим свойством связано также движение крови и тканевых жидкостей в организме человека и животных.

7. Чем большее давление  испытывает вода, тем выше температура  ее замерзания.

7. Океаническая вода  не замерзает при температуре - 30С на глубине 4 тыс. метров


 

 

3.3 Почва как  среда обитания

Учащийся  должен:

знать:

  • определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы; возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву, и способы их уничтожения в процессе минерализации, генетическое значение почвы;

уметь:

  • предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового опада в парках, садах, на городских зонах.

Схема.  Виды эрозии.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое детрит и гумус? Какова их роль в почве?

Детрит-это_________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Гумус-это__________________________________________________________ __________________________________________________________________

2.Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7 % верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохраняются? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100 %.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как влияет химический состав почвы на здоровье человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Почему необходимо постоянно вносить удобрения в почву?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Назовите основные принципы рационального использования земель. Что такое рекультивация земель и кто ее проводит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Популяции, их структура и экологические характеристики

Учащийся  должен:

знать:

  • об отношениях организмов в популяциях: понятие популяций, их демографическую структуру, динамику численности популяций и ее регуляцию в природе;

уметь:

  • использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; объяснять механизм регуляции и устойчивости в популяциях; рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме.

1.Можно ли считать популяцией:

  • стаю грачей - ____________________________________________________
  • стадо антилоп - __________________________________________________
  • карасей, населяющих небольшой пруд ______________________________
  • высаженный на фермерском поле картофель - ________________________
  • всех птиц, населяющих городской парк - _____________________________
  • население большого города - _______________________________________
  • птичий базар - ___________________________________________________
  • обитателей муравейника - __________________________________________

2.Приведите несколько примеров растений и животных, популяции которых занимают малые территории (А), большие территории (В).

А ________________________________________________________________

В_________________________________________________________________

3. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.

Процесс

Факторы (причины) его изменения

Рождаемость (+)

 
 

Рождаемость (-)

 
 

Смертность(+)

 
 

Смертность (-)

 
 

 

4.Представьте себя экологом, изучающим популяцию дикого голубя. Предварительные наблюдения позволили установить, что ее плотность в вашем районе составляет 130 особей/га. За период размножения (у голубя раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детеныша. В популяции равное число самцов и самок. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27 % особей.

На основании имеющихся  данных определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет. При расчетах отбрасывайте дробную часть чисел.

Произведя вычисления, заполните  таблицу, руководствуясь приведенным  ниже примерам расчета изменения  численности за первый год.

(рождаемость) = (плотность самок) * (плодовитость) = 130 / 2 * 1,3 = 84

(смертность) = (общая плотность) * (удельная смертность) = 130*27 / 100 = 35

Плотность популяции  к началу следующего года есть ее плотность  к началу данного года плюс рождаемость  и минус смертность. Таким образом, к началу второго года плотность популяции составит: 130 – 35 + 84 = 179

 

Показатели  популяции голубя

Годы жизни

1

2

3

4

5

Плотность

130

179

     

Рождаемость

84

       

Смертность

35

       

 

5.Что называется динамикой популяций? В чем заключается значение этого явления?_____________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз

 

 

5.1. Структура  и типы экосистем

Учащийся  должен:

знать:

  • определение терминов "экосистема", "биогеоценоз", взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; состав экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды); основные типы экосистем;

уметь:

  • изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем.

1.В пределах одной зоологической группы (например, класса птиц) можно наблюдать почти все разнообразие типов питания. Внимательно просмотрите таблицу и составьте правильные пары - кто чем кормится (укажите цифру и букву)

Птицы

Пищевой рацион

1. Вороны, грачи, сороки

А. Рыба

2. Клесты, щеглы, зяблики

Б. Моллюски

3. Дрозды, скворцы, попугаи

В. Нектар цветков

4. Колибри

Г. Плоды

5. Дятлы, ласточки, стрижи

Д. Зерна, семена

6. Кулики, гаги, турпаны

Е. Насекомые

7. Бакланы, крачки

Ж. Пресмыкающиеся

8. Птица - секретарь

З. Мелкие пресмыкающие

9. Цапли

И. Падаль

10. Совы, канюки, луки

К. Земноводные

11. Грифы, поморники

Л. Все съедобное

Информация о работе Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»