Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель работы – разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Задачи работы:
- изучить литературу, нормативную документацию по данной проблеме;
- изучить методические рекомендации для составления рабочих тетрадей;
- изучить учебную программу, учебный материал по дисциплине;
- разработать листы рабочей тетради по дисциплине.
Введение.
Глава 1.Теоретические аспекты при конструировании листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
1.1.Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения,
1.2. Экологизация современного учебного процесса.
Глава 2. Разработка листов рабочей тетради по дисциплине «Экология».
2.1. Методика разработки листов рабочей тетради.
2.2. Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология».
Заключение.
Источники информации.
5.Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.
Природные ресурсы среды |
Растения |
Животные |
Грибы |
Территория |
|||
Растительная птица |
|||
Минеральные вещества |
|||
Животная птица |
|||
Органические остатки |
|||
Солнечный свет |
|||
Тепло |
|||
Вода |
|||
Кислород |
|||
Гумус почвы |
Тема 3. Основные среды жизни
3.1. Наземно-воздушная среда. Атмосфера
Учащийся должен:
знать:
уметь:
1.Почему в крупных промышленных центрах в безветренную погоду наблюдается разное ухудшение самочувствия жителей, увеличение числа заболевших и умерших людей?
______________________________
2.Приведите известные вам примеры влияния погодных условий на самочувствие человека.
______________________________
3.Что такое "парниковый эффект" и "озоновая дыра"? Причины этих явлений.
______________________________
4.Расскажите об основных загрязнителях атмосферы.
______________________________
5.Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их эффективность?
______________________________
3.2. Водная сфера обитания. Вода в природе
Учащийся должен:
знать:
уметь:
1.Какова роль воды в развитии жизни на Земле?
______________________________
2.Каков состав природной воды?
3.Назовите основные источники загрязнения гидросферы.
______________________________
4.Как определяют степень загрязнения воды?
______________________________
5.Какие существуют способы очистки воды?
______________________________
Таблица 1
Уникальные физико-химические свойства воды и их значение
Свойства воды |
Их значение |
1. Только вода в нормальных земных условиях находится в трех агрегатных состояниях. |
1. Условие, обеспечивающее круговорот воды в природе и ее "запасы" в ледниках. |
2. При переходе из одного состояния в другое, либо требуется затрата тепла (испарение, таяние), либо тепло выделяется (конденсация, замерзание) |
2. Регулирование теплового режима окружающей среды |
3. При охлаждении ниже +40 С плотность воды уменьшается, объем увеличивается, причем в момент замерзания происходит резкое увеличение объема на 10 % от объема жидкости. |
3. Плотность льда меньше плотности воды, лед остается на поверхности, предостерегая водоем от промерзания. |
4. Высокая теплоемкость.
В значительно большей степени, |
4. Вода играет на
планете роль главного аккумуля |
5. Вода - сильнейший инертный растворитель. Это свойство связано с двухполюсной структурой молекулы воды (диполь). Под воздействием диполей воды связи между атомами и молекулами на поверхности погруженных в нее веществ ослабевают в 80 раз. |
5. Вода - растворитель
и переносчик всех веществ,
участвующих в жизнедеятельност |
6. Большое поверхностное натяжение и смачивающая способность |
6. Поднимается по капиллярам, пронизывающим почву и другие породы, движется вверх в растениях, доставляя растворы питательных веществ. С этим свойством связано также движение крови и тканевых жидкостей в организме человека и животных. |
7. Чем большее давление испытывает вода, тем выше температура ее замерзания. |
7. Океаническая вода не замерзает при температуре - 30С на глубине 4 тыс. метров |
3.3 Почва как среда обитания
Учащийся должен:
знать:
уметь:
Схема. Виды эрозии.
1. Что такое детрит и гумус? Какова их роль в почве?
Детрит-это____________________
Гумус-это_____________________
2.Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7 % верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохраняются? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100 %.
______________________________
3.Как влияет химический состав почвы на здоровье человека?
______________________________
4.Почему необходимо постоянно вносить удобрения в почву?
______________________________
5.Назовите основные принципы рационального использования земель. Что такое рекультивация земель и кто ее проводит?
______________________________
Тема 4. Популяции, их структура и экологические характеристики
Учащийся должен:
знать:
уметь:
1.Можно ли считать популяцией:
2.Приведите несколько примеров растений и животных, популяции которых занимают малые территории (А), большие территории (В).
А ______________________________
В_____________________________
3. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.
Процесс |
Факторы (причины) его изменения |
Рождаемость (+) |
|
Рождаемость (-) |
|
Смертность(+) |
|
Смертность (-) |
|
4.Представьте себя экологом, изучающим популяцию дикого голубя. Предварительные наблюдения позволили установить, что ее плотность в вашем районе составляет 130 особей/га. За период размножения (у голубя раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детеныша. В популяции равное число самцов и самок. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27 % особей.
На основании имеющихся данных определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет. При расчетах отбрасывайте дробную часть чисел.
Произведя вычисления, заполните таблицу, руководствуясь приведенным ниже примерам расчета изменения численности за первый год.
(рождаемость) = (плотность самок) * (плодовитость) = 130 / 2 * 1,3 = 84
(смертность) = (общая плотность) * (удельная смертность) = 130*27 / 100 = 35
Плотность популяции к началу следующего года есть ее плотность к началу данного года плюс рождаемость и минус смертность. Таким образом, к началу второго года плотность популяции составит: 130 – 35 + 84 = 179
Показатели популяции голубя |
Годы жизни | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Плотность |
130 |
179 |
|||
Рождаемость |
84 |
||||
Смертность |
35 |
5.Что называется динамикой популяций?
В чем заключается значение этого явления?______________________
Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз
5.1. Структура и типы экосистем
Учащийся должен:
знать:
уметь:
1.В пределах одной зоологической группы (например, класса птиц) можно наблюдать почти все разнообразие типов питания. Внимательно просмотрите таблицу и составьте правильные пары - кто чем кормится (укажите цифру и букву)
Птицы |
Пищевой рацион |
1. Вороны, грачи, сороки |
А. Рыба |
2. Клесты, щеглы, зяблики |
Б. Моллюски |
3. Дрозды, скворцы, попугаи |
В. Нектар цветков |
4. Колибри |
Г. Плоды |
5. Дятлы, ласточки, стрижи |
Д. Зерна, семена |
6. Кулики, гаги, турпаны |
Е. Насекомые |
7. Бакланы, крачки |
Ж. Пресмыкающиеся |
8. Птица - секретарь |
З. Мелкие пресмыкающие |
9. Цапли |
И. Падаль |
10. Совы, канюки, луки |
К. Земноводные |
11. Грифы, поморники |
Л. Все съедобное |
Информация о работе Листы рабочей тетради по теме «Экология» при изучении предмета «Общая экология»