Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 01:13, реферат

Описание работы

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов являются экологическое налогообложение, т.е. налогообложение природопользования. Целями работы являются изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного налогообложения природопользования и перспектив его развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...………3
1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования..………….5
1.1 История развития налогообложения природопользования в России.…….5
1.2 Опыт других стран в области налогообложения природопользования.….8
2. Анализ системы налогообложения природопользования……………………12
2.1 Система существующих в РФ экологических налоговых платежей и порядок их взимания………………………………….…….…………………….….12
2.2 Неналоговые платежи ………………………………………….………….17
3. Проблемы и пути развития налогообложения природопользования……...21
3.1 Проблемы налогообложения природопользования…………………......21
3.2 Пути совершенствования налогообложения природопользования…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………..27
Список использованной литературы…………...………………………………...28

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Реферат по экологии на тему:

 

«Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила: Быстрякова Д.А.

                                                                                       Группа: ЭФМ-11

                                                                                       Проверила: Дороговцева Л. М.

 

 

 

Вологда

2011

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...………3

1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования..………….5

    1.1 История развития налогообложения природопользования в России.…….5

     1.2 Опыт других стран в области налогообложения природопользования.….8

2. Анализ системы налогообложения природопользования……………………12

   2.1 Система существующих в РФ экологических налоговых платежей и порядок их   взимания………………………………….…….…………………….….12

    2.2   Неналоговые платежи ………………………………………….………….17

3. Проблемы и пути развития налогообложения природопользования……...21

   3.1  Проблемы налогообложения природопользования…………………......21

    3.2 Пути совершенствования налогообложения природопользования…….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………..27

Список использованной литературы…………...………………………………...28

 

ВВЕДЕНИЕ

Природопользование  — использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества.

Природопользование подразделяется на рациональное и нерациональное:

- при рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие».

- при нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала.

Для того чтобы избежать нерационального  использования природных ресурсов государство должно проводить продуманную  налоговую политику в сфере природопользования.

Нужно отметить, что Российское законодательство о налогах и сборах, природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются несовершенными и не достаточно эффективно реализуются. Это приводит к тому, что развитие промышленного производства, в том числе и экологически вредного, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные пространства.

Существующие экологические платежи  в форме платы за негативное воздействие  на окружающую среду взимаются в  размерах, недостаточных ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и  внедрения экологически безопасного  производства на предприятиях. Кроме  того, неразрешенность вопроса о правовом статусе платежей за негативное влияние на окружающую среду в течение длительного времени приводит к многочисленным судебным спорам.

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные  обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни  человека при осуществлении различных  направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов являются экологическое налогообложение, т.е. налогообложение природопользования.

Целями работы являются изучение особенностей природоохранной деятельности в  РФ, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также  проведение анализа проблем современного налогообложения природопользования и перспектив его развития.

 

1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования

1.1 История развития налогообложения природопользования в России

Экологическая функция государства  существовала практически на всех этапах развития цивилизации. Ранее в России она носила другое название - "природоохранительная", "охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов" - и имела несколько иные задачи, чем в настоящее время.

Если проследить историю  развития экологической функции  государства, то мы заметим, что она  проходит в 6 этапов:

1. 1917 - 1922 гг. - возникновение  и становление законодательных  актов об охране и использовании  природных ресурсов;

2. 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления;

3. 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР "Об охране природы в РСФСР" от 26 октября 1960г;

4. 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;

5. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить  общественные отношения в охране  природы и рациональном использовании  природных ресурсов, разработать  закон об охране природы в  СССР и создать специальные  органы управления в СССР и республиках;

6. 1990 г. - до настоящего  времени - особенно актуальным  становится вопрос о создании  оптимальной модели экологического  управления для реализации экологической функции государства;

 Подробнее о наиболее важных этапах:

- на первом этапе становления  хозяйственного механизма природопользования  недостатки административной системы  руководства проявлялись более  явно и отчетливо, чем в других  странах. Экономические методы  управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей; централизованное директивное установление заниженных цен на природное сырье и продукты его переработки, что приводило к расточительному использованию ресурсов предприятиями; ограничение самостоятельности и отсутствие необходимой экономической ответственности у предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов; ведомственная система руководства народным хозяйством обуславливала преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования, что противоречило территориальной организации экологических систем и комплексному характеру многих природных объектов; государственная монополия на природные ресурсы, огосударствление всех сфер и отраслей природопользования, приводящее к расточительному использованию природных ресурсов.

- Значительный переход  к экономическим методам регулирования  экологических проблем был сделан  в нашей стране на четвертом этапе, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" (от 7.01.1988 г.). С этого момента начался новый этап формирования хозяйственного механизма природопользования. Он продолжался до начала девяностых годов и основной его чертой был переход от административно-командных к экономическим методам природопользования. Проводилась определенная подготовительная работа по переводу управления природопользованием на экономическую основу. В СССР создавались новые органы управления во главе с союзно-республиканским Государственным Комитетом по охране природы, имевшем разветвленную сеть региональных подразделений. Расширилась практика платного природопользования.

- На последнем этапе, т.е. с 1991 года в хозяйственную практику вводилась плата за природные ресурсы с включением в себестоимость продукции затрат, связанных с использованием природного сырья, плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемая за счет прибыли предприятий. Текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и т.п.), также включались в себестоимость продукции предприятий. За превышение предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС) предусматривалась плата в кратном размере по отношению к нормативному уровню. В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

Тем не менее, В настоящее время примерно на 15% территории России состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. Однако именно здесь проживает основная часть населения (около 60%) и сосредоточены основные производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья. Природные экосистемы на этой территории сильно угнетены или деградировали. Существенное загрязнение атмосферного воздуха в городах и городских агломерациях, неудовлетворительное положение с обезвреживанием токсичных отходов, сверхнормативное загрязнение источников питьевого водоснабжения имеют место более чем в 30 субъектах России. Практически во всех субъектах Федерации регулярны лесные пожары, которые ежегодно проходят десятки и сотни тысяч гектаров лесопокрытой территории. Повсеместно остры проблемы истощения сельскохозяйственных угодий, снижения плодородия почв. Под угрозой исчезновения многие виды флоры и фауны. Сложная экологическая обстановка в наиболее населенных регионах страны - не столько результат кризисных явлений в экономике в 1990-е годы, сколько следствие сформировавшихся за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта.  

Планирование мероприятий  по охране окружающей природной среды  и природопользования осуществляется в составе программ, прогнозов  социально-экономического развития на основе государственной экологической  программы с учетом природоресурсного  потенциала отдельных регионов.

Кроме того, в законодательном  порядке предусматривается международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды, предполагающее обеспечение  свободного и беспрепятственного обмена научно-технической и экологической  информацией, оказания помощи в чрезвычайных экологических ситуациях, установления контроля над состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на глобальном уровне. [12]

 

1.2 Опыт  других стран в области налогообложения природопользования

- Европейский союз

В Европе наибольшее распространение  получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме  они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, т. е. предназначены для получения доходов. Ими оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду. Итак, в Европе приняты следующие акты в области экологического налогообложения: 1-я Программа действий ЕС по охране окружающей среды (1973 г.); проект директивы о введении единого налога на энергоносители (1991г.); специальная Директива ЕС по упаковочным отходам (1994 г.). [15]

- США

В налоговой системе США  налогам, направленным на защиту окружающей природной среды, также уделено  большое место, они составляют особую группу местных налогов. В области управления экологической безопасностью в США было принято множество законодательных актов: Закон об охране воздушной среды, Закон об улучшении качества природной среды, Закон об охране вымирающих видов живой природы, Закон об охране питьевой воды, Закон о сохранении и восстановлении ресурсов, Закон о контроле над токсичными веществами, Закон об охране водной среды, Закон о предотвращении выбросов нефти и т.д.

Итак, в налоговой системе  США выделяют следующие налоги (платежи):

- служащие преимущественно покрытию экологических издержек. Они подразделяются на: налоги  за пользование природными ресурсами и экологическими услугами, например, плата за забор воды из водоёмов или сбор и размещение отходов, и отложенные платежи, включая налоги (платежи) на шумовое загрязнение, сброс сточных вод, на рельеф местности и доходы от животноводства, специальные налоги на батарейки и т.п.

- стимулирующее экологически релевантное поведение производителей и потребителей;

Информация о работе Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития