Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 01:13, реферат
Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов являются экологическое налогообложение, т.е. налогообложение природопользования. Целями работы являются изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного налогообложения природопользования и перспектив его развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...………3
1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования..………….5
1.1 История развития налогообложения природопользования в России.…….5
1.2 Опыт других стран в области налогообложения природопользования.….8
2. Анализ системы налогообложения природопользования……………………12
2.1 Система существующих в РФ экологических налоговых платежей и порядок их взимания………………………………….…….…………………….….12
2.2 Неналоговые платежи ………………………………………….………….17
3. Проблемы и пути развития налогообложения природопользования……...21
3.1 Проблемы налогообложения природопользования…………………......21
3.2 Пути совершенствования налогообложения природопользования…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………..27
Список использованной литературы…………...………………………………...28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по экологии на тему:
«Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития»
Вологда
2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования..………….5
1.1 История развития налогообложения природопользования в России.…….5
1.2 Опыт других стран в области налогообложения природопользования.….8
2. Анализ системы налогообложения природопользования……………………12
2.1 Система существующих в РФ экологических
налоговых платежей и порядок их взимания………………………………….…….……………
2.2 Неналоговые платежи ………………………………………….………….17
3. Проблемы и пути развития налогообложения природопользования……...21
3.1 Проблемы налогообложения
природопользования………………….....
3.2 Пути совершенствования налогообложения природопользования…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………
Список использованной литературы…………...……………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Природопользование — использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества.
Природопользование
- при рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие».
- при нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала.
Для того чтобы избежать нерационального
использования природных
Нужно отметить, что Российское законодательство о налогах и сборах, природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются несовершенными и не достаточно эффективно реализуются. Это приводит к тому, что развитие промышленного производства, в том числе и экологически вредного, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные пространства.
Существующие экологические
Таким образом, уже сегодня необходимо
наметить основные приоритеты, способные
обеспечить экологическую безопасность
и улучшение условий жизни
человека при осуществлении различных
направлений реформ, что и составляет
основу экологической функции
Целями работы являются изучение особенностей
природоохранной деятельности в
РФ, рассмотрение системы существующих
в России экологических платежей
и порядка их взимания, а также
проведение анализа проблем современного
налогообложения
1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования
1.1 История развития налогообложения природопользования в России
Экологическая функция государства существовала практически на всех этапах развития цивилизации. Ранее в России она носила другое название - "природоохранительная", "охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов" - и имела несколько иные задачи, чем в настоящее время.
Если проследить историю развития экологической функции государства, то мы заметим, что она проходит в 6 этапов:
1. 1917 - 1922 гг. - возникновение
и становление законодательных
актов об охране и
2. 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления;
3. 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР "Об охране природы в РСФСР" от 26 октября 1960г;
4. 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;
5. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить
общественные отношения в
6. 1990 г. - до настоящего
времени - особенно актуальным
становится вопрос о создании
оптимальной модели
Подробнее о наиболее важных этапах:
- на первом этапе становления
хозяйственного механизма
- Значительный переход
к экономическим методам
- На последнем этапе, т.е. с 1991 года в хозяйственную практику вводилась плата за природные ресурсы с включением в себестоимость продукции затрат, связанных с использованием природного сырья, плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемая за счет прибыли предприятий. Текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и т.п.), также включались в себестоимость продукции предприятий. За превышение предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС) предусматривалась плата в кратном размере по отношению к нормативному уровню. В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.
Тем не менее, В настоящее время примерно на 15% территории России состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. Однако именно здесь проживает основная часть населения (около 60%) и сосредоточены основные производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья. Природные экосистемы на этой территории сильно угнетены или деградировали. Существенное загрязнение атмосферного воздуха в городах и городских агломерациях, неудовлетворительное положение с обезвреживанием токсичных отходов, сверхнормативное загрязнение источников питьевого водоснабжения имеют место более чем в 30 субъектах России. Практически во всех субъектах Федерации регулярны лесные пожары, которые ежегодно проходят десятки и сотни тысяч гектаров лесопокрытой территории. Повсеместно остры проблемы истощения сельскохозяйственных угодий, снижения плодородия почв. Под угрозой исчезновения многие виды флоры и фауны. Сложная экологическая обстановка в наиболее населенных регионах страны - не столько результат кризисных явлений в экономике в 1990-е годы, сколько следствие сформировавшихся за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользования осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
Кроме того, в законодательном
порядке предусматривается
1.2 Опыт
других стран в области
- Европейский союз
В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, т. е. предназначены для получения доходов. Ими оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду. Итак, в Европе приняты следующие акты в области экологического налогообложения: 1-я Программа действий ЕС по охране окружающей среды (1973 г.); проект директивы о введении единого налога на энергоносители (1991г.); специальная Директива ЕС по упаковочным отходам (1994 г.). [15]
- США
В налоговой системе США налогам, направленным на защиту окружающей природной среды, также уделено большое место, они составляют особую группу местных налогов. В области управления экологической безопасностью в США было принято множество законодательных актов: Закон об охране воздушной среды, Закон об улучшении качества природной среды, Закон об охране вымирающих видов живой природы, Закон об охране питьевой воды, Закон о сохранении и восстановлении ресурсов, Закон о контроле над токсичными веществами, Закон об охране водной среды, Закон о предотвращении выбросов нефти и т.д.
Итак, в налоговой системе США выделяют следующие налоги (платежи):
- служащие преимущественно покрытию экологических издержек. Они подразделяются на: налоги за пользование природными ресурсами и экологическими услугами, например, плата за забор воды из водоёмов или сбор и размещение отходов, и отложенные платежи, включая налоги (платежи) на шумовое загрязнение, сброс сточных вод, на рельеф местности и доходы от животноводства, специальные налоги на батарейки и т.п.
- стимулирующее экологически релевантное поведение производителей и потребителей;