Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 01:13, реферат

Описание работы

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов являются экологическое налогообложение, т.е. налогообложение природопользования. Целями работы являются изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного налогообложения природопользования и перспектив его развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...………3
1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования..………….5
1.1 История развития налогообложения природопользования в России.…….5
1.2 Опыт других стран в области налогообложения природопользования.….8
2. Анализ системы налогообложения природопользования……………………12
2.1 Система существующих в РФ экологических налоговых платежей и порядок их взимания………………………………….…….…………………….….12
2.2 Неналоговые платежи ………………………………………….………….17
3. Проблемы и пути развития налогообложения природопользования……...21
3.1 Проблемы налогообложения природопользования…………………......21
3.2 Пути совершенствования налогообложения природопользования…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………..27
Список использованной литературы…………...………………………………...28

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

- экологические налоги, имеющие преимущественно фискальную функцию и служащие пополнению бюджета;

- Транспортные налоги, как правило, налагаются в зависимости от типа двигателя транспортного средства;

- Энергетические налоги, то есть налоги на определённые виды топлива, призваны повлиять на эмиссию углекислого газа, оксидов азота и серы в атмосферу. Уменьшение использования угольного топлива приводит к сокращению выделения загрязняющих веществ, таких как CO2, особенно на территории городов. Налоги на твёрдые отходы стимулируют эффективное управление процессом их образования посредством уменьшения массы отходов, возвращаемых в окружающую природную среду, а также увеличения их рециклирования, включая применение соответствующих технологий в производстве;

- Особый интерес представляет налог на энергоносители, используемые в качестве моторного топлива для отопления и в электроэнергетике. Взимается с нефтепродуктов, угля и газа, произведенных в стране или импортированных для использования в качестве топлива. Ставки налога установлены в зависимости от степени загрязнения атмосферы при сжигании данного энергоносителя; [16]

- Япония

 В экологической политике  Японии еще с начала ее формирования  основополагающим являлся принцип  "загрязнитель платит", означающий  возложение ответственности за  ухудшение среды на непосредственных  виновников - компании-загрязнители, которые  несли значительную часть необходимых  расходов. Государство от имени  общества также взяло на себя  часть финансового бремени по  сохранению природного потенциала  и на основе прямых и косвенных  методов регулирования стремилось  обеспечить поддержание нормального  состояния окружающей среды.

Сочетание принципа "загрязнитель платит", прямого государственного контроля и государственной финансовой поддержки природоохранной деятельности компаний дало ощутимые положительные  результаты.

Особенностью использования  налогов в качестве инструмента  экологического регулирования в  Японии на протяжении 70-90-х годов  являлось преобладание их стимулирующей  функции. Широко применялись система  ускоренной амортизации для оборудования и сооружений, связанных с защитой  среды и обезвреживанием отходов, а также скидки по некоторым видам  государственных и местных налогов  для предприятий, устанавливающих  такое оборудование.

В Японии происходит "озеленение" налоговой системы, т.е. переориентация ее на охрану среды и более эффективное  использование ресурсов. Наибольшее распространение получили "углеродный" и "серный" налоги, а также налоги на перерабатываемую тару, заставляющие загрязнителей выделять средства на переработку отходов и создавать системы рециклирования. [17]

 

 

2. Анализ системы налогообложения природопользования

2.1 Система существующих в РФ экологических налоговых платежей и порядок их взимания

1. Водный налог 

один из видов федеральных  налогов; введен с 1 января 2005 г. вместо платы за воду;

Пользование водными объектами  в России является платным. За пользование  водными объектами взимается  водный налог, направляемый на восстановление и охрану водных объектов.

Глава 25.2 Налогового Кодекса РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

- осуществления забора воды из водных объектов;

- использования акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

- использования водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использования водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

Налогоплательщиками водного  налога по Налоговому кодексу РФ признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования. [2, 5]

2. Cборы за пользование объектами животного мира

Объектами животного мира признаются объекты животного мира согласно перечню, приведенному в главе 25.1 Налогового Кодекса РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира.

Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в  том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке  лицензию (разрешение) на пользование  объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются  в размере 0 рублей, когда их использование  осуществляется в целях:

·  - охраны здоровья населения;

   - устранения угрозы для жизни человека;

   - предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

   - регулирования видового состава биологических ресурсов;

   - предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов;

   - изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством;[5]

3. Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (Относится к платежам за пользование ресурсами континентального шельфа)

Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в  том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген).

Объектами обложения являются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ. Ставки сбора устанавливаются  за каждый объект водных биологических  ресурсов в соответствии с п.4 ст.333.3 Налогового Кодекса. Ставки в 0% устанавливаются за рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также в научно-исследовательских и контрольных целях. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения. [5]

4. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (Относится к платежам за пользование ресурсами континентального шельфа)

В законодательстве о налогах  и сборах налог на добычу полезных ископаемых определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, которым в пользование были предоставлены участки недр в целях разведки и оценки месторождений полезных ископаемых, а также их разработки, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Объект налогообложения - полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся  под юрисдикцией РФ (а также  арендуемых).

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти  обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья.

Календарный месяц - налоговый  период НДПИ. Налоговые ставки устанавливаются  в зависимости от вида полезного  ископаемого и способа определения налоговой базы (выражается в процентах от стоимости или рублях за количество).

Налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому  добытому полезному ископаемому.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения каждого участка недр. По полезным ископаемым, добытым за пределами  РФ, налог уплачивается по месту  нахождения организации или месту  жительства индивидуального предпринимателя.

Со вступлением в силу 1 января 2002 г. главы 26 Налогового Кодекса  РФ, которым был установлен рассматриваемый  налог, в системе налогов и  сборов произошли следующие изменения:

- были упразднены отчисления  на восстановление минерально-сырьевой  базы;

- изменились условия взимания  регулярных платежей за пользование  недрами и акцизов на минеральное сырье;

Налогу на добычу полезных ископаемых присущи следующие основные функции:

1.фискальная, которая выражается в том, что налог на добычу полезных ископаемых является одним из источников формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

2.регулирующая, которая предполагает, что рассматриваемый налог выступает в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта; [8]

5. Земельный налог

Земельный налог - основная форма платы за пользование земельными ресурсами, вид местного налога, действует в РФ с 1991 г.  С 1 января 2005 года в соответствии со ст.388 гл.31 НК РФ плательщиками земельного налога признаются только организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Обладающие на праве безвозмездного срочного пользования и на праве договора аренды налог не платят.

Объектом налогообложения  признаются: земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектами: участки, изъятые из оборота; ограниченные в обороте, занятые особо ценными  объектами культурного наследия народов; ограниченные в обороте  предоставленные для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных нужд; участки из состава земель лесного фонда; занятые находящимися в государственной собственности  водными объектами участки не признаются объектами обложения.

Налоговый периодом признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать:

- 0,3 процента - для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков;

Сумма налога исчисляется  по истечении налогового периода  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы. Организации и индивидуальные предприниматели  исчисляют сумму налога самостоятельно, а для физических лиц - налоговыми органами. [9]

 

 

2.2 Неналоговые платежи

- Плата за негативное воздействие на окружающую среду (за загрязнение ОС)

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства, негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. При этом использование природных ресурсов включает в себя все виды воздействия на природные ресурсы в процессе хозяйственной и иной деятельности - как собственно негативное, так и иные виды воздействия.

- Плата за землю

Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.

Информация о работе Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития