Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 01:13, реферат

Описание работы

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов являются экологическое налогообложение, т.е. налогообложение природопользования. Целями работы являются изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного налогообложения природопользования и перспектив его развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...………3
1. Теоретические подходы к налогообложению природопользования..………….5
1.1 История развития налогообложения природопользования в России.…….5
1.2 Опыт других стран в области налогообложения природопользования.….8
2. Анализ системы налогообложения природопользования……………………12
2.1 Система существующих в РФ экологических налоговых платежей и порядок их взимания………………………………….…….…………………….….12
2.2 Неналоговые платежи ………………………………………….………….17
3. Проблемы и пути развития налогообложения природопользования……...21
3.1 Проблемы налогообложения природопользования…………………......21
3.2 Пути совершенствования налогообложения природопользования…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………………..27
Список использованной литературы…………...………………………………...28

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

Статья 65. Земельного кодекса  РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ гласит, что  использование земли в Российской Федерации является платным. Формами  платы за использование землей являются земельный налог (планируется введение в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Аренда земли - это форма  землевладения и землепользования, когда одна сторона (арендодатель) предоставляет  за определенную плату другой стороне (арендатору) земельный участок во временное пользование и пользование  для ведения хозяйства.

Арендодателями и арендаторами земли являются органы исполнительной власти РФ или ее субъектов, органы местного самоуправления и граждане.

Арендная плата может  взиматься в денежной или натуральной  форме, отдельно или в составе  общей аренды за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы. Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат - в денежной и натуральной форме - определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендодателю арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.

Доходы от арендной платы  зачисляются в бюджеты Российской Федерации. Все споры, возникающие  по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются и разрешаются  судами общей юрисдикции или арбитражными судами в соответствии с их компетенцией.

- Плата за лесные ресурсы

Платеж за пользование  лесным фондом - один из видов неналоговых  платежей, предусмотренный Лесным кодексом Российской Федерации. Согласно Лесному  кодексу Правительство РФ устанавливает  не только систему платежей за пользование  лесным фондом, условия и порядок  их взимания, но и минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую  на корню.

В Лесном кодексе претерпели изменения система платежей за пользование  лесным фондом, а также порядок  их начисления и распределения полученных средств. В настоящее время платежи  за пользование лесным фондом взимаются  в виде лесных податей и арендной платы. Из системы платежей за пользование  лесным фондом исключены специальные  отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Введение в действие Лесного  кодекса РФ потребовало внесения изменений и дополнений, а также  принятия новых нормативных правовых актов конкретизирующих вопросы  платежей за пользование лесным фондом.

В настоящее время согласно Лесному кодексу часть лесных податей и арендной платы в  размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, поступает  в федеральный бюджет (40 %) и бюджеты  субъектов РФ (60 %).

Лесные подати взимаются  за все виды лесопользования. Сумма  лесных податей составляет основную долю лесного дохода. Лесные подати являются платой, взимаемой за пользование лесными ресурсами. Согласно Лесному кодексу РФ, к ним относятся:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных  лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);

- пользование участками лесного фонда: для нужд охотничьего хозяйства, для научно-исследовательских целей, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;

- Платежи за пользование недрами

Недра представляют собой  часть земной коры, расположенную  ниже почвенного слоя, а при его  отсутствии - ниже земной поверхности  и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство Российской Федерации регулирует налогообложение  в сфере недропользования исключительно  в тех случаях, когда поиск, разведка и добыча минерального сырья, а также  использование недр с иными целями осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном  шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Действующая в настоящее  время в Российской Федерации  система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, сложилась 2002 году, после вступления в силу главы 26 Налогового кодекса  РФ, а также ряда иных нормативных  правовых актов. Пользователи недр обязаны  уплачивать все налоги и сборы, установленные  для субъектов предпринимательской  деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных законом РФ "О недрах", который включает:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плату за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий;

- Сбор за выдачу разрешения  на захоронение отходов и других  материалов (Относится к платежам  за пользование ресурсами континентального  шельфа);

- Сумма сборов за выдачу разрешения на захоронение отходов и других материалов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку и проведение государственной экологической экспертизы, а также затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемого разрешения;[14, 9, 4, 8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и пути развития налогообложения природопользования

    1. Проблемы налогообложения природопользования

1. Эффективность. Этот термин означает суммарное воздействие экологических налогов на благосостояние общества, включая его экологический эффект . Теоретически экологический налог уменьшает избыточное налоговое бремя через более совершенное распределение ресурсов и подавление экологически вредных процессов производства. Однако воздействие экологического налога на активность производства может и отрицательно повлиять на конкурентоспособность определенных отраслей. Следовательно, для соблюдения равновесия между экономическими и экологическими целями нужно помимо налогообложения инвестировать средства в модернизацию производства.

2. Равенство. Одним из главных признаков демократического общества является то, что государственные меры применяются в равной степени ко всем гражданам независимо от национальных, сословных и других признаков.

Справедливость экологического налогообложения - это равное распределение выгод и издержек от проводимой политики между всеми заинтересованными сторонами. И если налогообложение организовано так, что его издержки оплачиваются экономическими агентами пропорционально получаемым выгодам, то чрезмерной налоговой нагрузки не будет.

Безусловно, экологическая  политика положительно сказывается  на состоянии здоровья людей, однако в районах с улучшенной экологической  обстановкой происходит удорожание аренды и других расходов, связанных  с проживанием.

Помимо определения прямых и косвенных эффектов необходимо оценивать и сферу налоговых  обязательств (а именно - экономических  агентов, ответственных за налоговые  платежи), то есть формальную и реальную сферу действия налога.

3. Администрирование. Ряд проблем экологического налогообложения касается администрирования - определения формы и уровня загрязнения; гибкости налоговых ставок и их способности быстро реагировать на изменения экологической и экономической ситуации; характера загрязнения; простота в организации.

Правильная идентификация  специфических форм и объема загрязнения  воздуха, воды и почв позволяет точно  оценить экологический ущерб  в денежном выражении. Определение  уровня загрязнения - это весьма дорогостоящий  процесс, нуждающийся в использовании  специального оборудования и квалифицированных  специалистов. К тому же, необходимость  в наблюдении за состоянием окружающей среды не является специфической  особенностью только экологического налогообложения, а относится ко всем видам экологического управления.

4. Отдельно стоит вопрос о затратах на обслуживание и содержание налоговой системы. Такого рода затраты, при прочих равных условиях, тем ниже, чем яснее и единообразнее налоговые обязательства и чем легче проверка их выполнения. Это относится и к экологическому налогу. И чем прозрачнее схема налогообложения, чем яснее связь между суммой налога и характеристиками объекта налогообложения, тем сильнее его стимулирующий эффект.

Гибкость налога - это его способность адекватно реагировать на изменения экономических процессов. Тщательно обоснованные экологические налоги четко реагируют на изменения в природоохранной политике предприятия-плательщика. И действительно, эффективные экологические налоги должны стимулировать природоохранную деятельность, но при этом одновременно должен гибко реагировать на улучшение технологий очистки и совершенствование техники оценки экологического ущерба.

Контроль над соблюдением  экологического законодательства (в  том числе и в области налогообложения) - сложный процесс. Налогообложение  сточных вод, выпускаемых в локальные  водоемы, аналогичное действующему, легко поддается контролю местными органами охраны окружающей среды, но в случае глобальных загрязнений, конечно, во многих ситуациях не хватает координации  действий на межгосударственном уровне.

5. Исполнение требований законодательства. Зачастую для расчета каждого экологического налога требуется учитывать многочисленные показатели хозяйственной деятельности предприятий. Кроме того, налоговые органы тратят много времени на проверку и учет поданных сведений. Получается, что издержки исполнения требований законодательства отнимают значительную часть доходов от экологических налогов. Кроме того, каждый плательщик экологического налога вынужден тратить средства, не только на внедрение природоохранных технологий и привлечение специалистов в области экологии, но и на получение консультаций аудиторов и юристов, поскольку экологическое налогообложение действует в сфере и экологического, и налогового законодательства.

Постоянно существует опасность, что часть налогоплательщиков будет  уклоняться от уплаты налога. Степень  этого уклонения зависит от предельных ставок налога, вероятности обнаружения  нарушений законодательства, размеров. Очевидно, что законопослушность  возрастает при относительно низких предельных ставках и неотвратимости наказании за допущенные нарушения.

6. Доходы от экологических налогов. Так как целью экологического налогообложения является снижение загрязнений, что, в свою очередь, ведет к сокращению налогооблагаемой базы, то ни один экологический налог, направленный на стимулирование природоохранной деятельности, не может быть использован для привлечения в бюджет стабильных доходов.

Доходы от экологических  налогов могут использоваться в  различных целях но, прежде всего, для компенсации потерь бюджета  вследствие сокращения ставок других налогов. Это направление является одним из наиболее актуальных способов использования доходов. Оно должно использоваться при проведении экологической  налоговой реформы.

7. Несовершенство налогового  законодательства. Оценивая потенциал существующей сегодня налоговой системы, приходится констатировать, что максимально возможный уровень доли поступлений доходов от эксплуатации природных ресурсов, обеспечиваемый налоговой системой в целом (включая прямые и косвенные налоги), не может превысить 20%. Что касается прямых налогов на эксплуатацию природных ресурсов, то они исчисляются лишь несколькими процентами. Очевидна необходимость осуществления реформ в налоговой системе РФ. [12]

 

3.2 Пути  совершенствования налогообложения  природопользования

В современной практике существует достаточно развитая система федеральных  налогов на природные ресурсы. Основными  задачами в области ее преобразования являются упорядочение системы федеральных  налогов и увеличение их уровня. В ближайшие годы целесообразно  сконцентрироваться на развитии налогов, взимаемых с единицы добываемого  сырья, которые могли бы заменить существующие акцизы, а также пойти  на воссоздание системы отчислений на воспроизводство природно-ресурсного потенциала.

Наряду с федеральными, должны получить развитие региональные налоги, перераспределяющие доходы от эксплуатации природных ресурсов. Система региональных налогов на природные ресурсы в России совсем не развита, поэтому ее создание потребует значительных усилий. Важность сочетания региональных и федеральных налогов определяется тем, что только на этой основе можно достичь компромисса между федеральной властью и субъектами федерации по поводу использования природных ресурсов.

Информация о работе Налоговая политика в сфере природопользования: современное состояние и перспективы развития