Ненасилие как способ отношения к природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:41, реферат

Описание работы

В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма свое¬временного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными куль¬турными, этническими, конфессиональными общностями, способ¬ствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.

Файлы: 1 файл

эколог.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

 Что касается  окружающей социальной среды,  то человеку буд¬дизм предписывает  относиться к ней с любовью  и милосердием, в то же время  особая, исключительная привязанность к кому-либо решительно осуждается. С другой стороны, буддийская любовь -это скорее не активная, деятельная позиция, а пассивно-благожела¬тельное настроение - непротивление злу, прощение обид.

 Согласно  буддийской концепции ненасилие  не означает ис¬пользование активных, ненасильственных методов в достижении справедливости, поскольку сама справедливость признается, как и мир в целом, майей, иллюзией. Все это означает принятие мира таким, каков он есть. Отсюда этика ненасилия состоит не в том, чтобы что-то изменять, а в том, чтобы не усугублять страдания, которыми пронизана вся жизнь, отказаться от личного участия в совершении насилия, принуждения, «давления». Проявления люб¬ви и милосердия выступают как естественные состояния человека, но они признаются таковыми, пока отвечают требованиям «средин¬ного пути». Чрезмерные любовь и сострадание - это формы при¬вязанности к жизни, загрязнения сознания, от которых нужно так же освобождаться, как и от проявлений враждебности, зла и т.п. Поэтому ахимса, отказ от насилия - это лишь ступенька индиви¬дуального продвижения к цели, разрыву цепи перевоплощений, к нирване, а не нравственный принцип, имеющий самоценность, посредством которого возможно торжество, жизни, имеющей не¬преходящее значение.

 Индуизм.  Наиболее общими принципами индуизма являются следующие.

 Мир признается  не как случайное сочетание,  а как иерархиче¬ски упорядоченное  целое, космос. Всеобщий вечный  порядок, ор¬ганизующий вселенную  как единое целое, называется  дхарма («держать»), без дхармы мир  не мог бы существовать. Дхарма во¬площает в себе некую безличностную закономерность вселенского целого и лишь вторично, производно выступает в качестве зако¬на, предопределяющего судьбу человека. Так устанавливается ме¬сто каждой частицы в ее отношении к целому. Из всеобщей дхар¬мы выводится дхарма отдельно взятого предмета.

 Дхарма пронизывает  все и выступает в роли имманентной  справедливости, поэтому всякому  индусу рекомендуется тщатель¬но  обдумывать свое действие; правильное  действие есть добро, неправильное - зло, т.е. нравственная оценка поступка происхо¬дит в зависимости от соответствия дхарме.

 Однако поскольку  каждое действие является результатом  на¬мерения и желания индивида, то душа будет рождаться и  вопло¬щаться в мире до тех  пор, пока не освободится от элементов вся¬кого желания. Смысл существования состоит в том, чтобы интуи¬тивно познать, что множественность мира - обман, ибо есть одна Жизнь, одна Сущность, одна Цель. В постижении данного един¬ства и состоит спасение, величайшее благо, освобождение и выс¬шее назначение. Жизнь вечна и безгранична не своей продолжи¬тельностью, а познанием вселенной в себе самом и себя во всем.

 Совокупность  средств, которая дает такую  возможность, назы¬вается йогой.  Именно в системе йоги в  качестве основного пред¬писания выступает принцип ахимсы. Йога включает в себя восемь ступеней: воздержание (яма), выполнение предписания (нияма), упражнение тела (асана), управление дыханием (пранаяма), от¬влечение чувств от их объектов (пратьяхара), сосредоточение соз¬нания (дхарана), созерцание (дхьяна), сосредоточение в состоянии транса (самадхи).

Первые две  ступени - яма и нияма - основной акцент делают на этическом аспекте. Следует  практиковать ненасилие (ахимса), быть правдивым, честным, сдержанным, т.е. избегать причинения вреда как действием, так и намерением, словом, следуя восточной традиции. Ахимса в данном контексте означает последовательное воздержание от причинения зла всем живым тварям и одновре¬менно отсутствие чувства вражды и ненависти. «Не убий» здесь основное правило, даже самозащита не оправдывает убийства. Этическая подготовка (яма и нияма) служит базой для следующих ступеней: через владение телом, дыханием, успокоением чувств человек постепенно поднимается к усвоению высших ступеней йоги, вплоть до состояния самадхи - интуитивного проникнове¬ния в истину, возвращения духа к своей естественной основе.

 Каковы же  нравственные и философские основы  ненасилия в индуизме. Чтобы ответить  на этот вопрос, нужно обратиться  не¬посредственно к анализу проблем  ненасилия, который дается в замечательном памятнике индийской литературы, философии, религии - «Бхагават-гите».

 Содержание  книги, входящей в качестве  составной части в «Махабхарату»,  составляет разговор между Арджуной  и Кришной, принявшим облик  принца одной из царских династий перед нача¬лом сражения. В этом разговоре излагаются основы мироздания, религии, роль и назначение человека и его путь к спасению.

 Диалог начинается  с того, что Арджуна высказывает  сомнение Кришне, взявшему на  себя роль возничего колесницы  прослав¬ленного лучника принца Арджуны, о целесообразности войны, т.е. совершения насилия, сомневается также в том, имеет ли он моральное право на войну, тем более что на противоположной стороне находятся его родственники. На что Кришна отвечает, что со смертью человек не исчезает, а затем раскрывает смысл идеи о переселении душ и учения о предопределении. Основная задача человека, в том числе и в этом конкретном случае, - не вы¬ходить из равновесия, сохранить твердость духа и в счастье, и в несчастье. Душа же не претерпевает изменений, она бессмертна.

 Таким образом,  в приведенном отрывке ненасилие  не призна¬ется ценностью. Поскольку  душа человека вечна, то в  принципе жизнь и смерть не  имеют значения, что делает возможным  оправ¬дать насилие. Однако дальнейший  ход мысли показывает, что все гораздо сложнее. Оправдывается, как в приведенной ситуации, только насилие во имя определенных принципов. Во имя религи¬озных принципов, например, оправдывается жертвоприношение. Кришна утверждает, что сражение предопределено свыше, как предопределен и его исход, а задача Арджуна как в этом, так и в другом деле исполнять свой долг, главное состоит в том, чтобы делать свое дело (любое), не привязываясь к результатам, к про¬дуктам деятельности. Отказ же от долга, предначертанного свы¬ше, есть религиозный грех.

 В «Бхагават-гите»  неоднократно подчеркивается, что  самое важ¬ное для человека - это  отрешенность от мира, от чувственных  удо¬вольствий, материального богатства.  Плоды деятельности не при¬надлежат  человеку. Рассуждения заканчиваются призывом: «Сра¬жайся! Отбрось все сомнения». Тем самым как бы оправдывается насилие, но только то, которое предначертано свыше; во всех иных случаях утверждается принцип ахимсы как один из осново¬полагающих нравственных принципов. Отмечается, что все качества, в том числе и отказ от насилия, сотворены Верховным Брах¬мой. Ахимса как отказ от насилия означает, что не следует совер¬шать поступков, причиняющих страдания или беспокойство дру¬гим. Ахимса означает также, что людей необходимо обучать таким образом, чтобы можно было достичь полной реализации возмож¬ностей человеческого тела, которое предназначено для духовного самосознания, поэтому любое движение или поступок, не ведущие к этой цели, есть насилие над собой. То, что приближает духовное счастье всех людей, называется отказом от насилия.

 Отказ от  насилия в «Бхагават-гите» - это  этический принцип и знание, выступающее  в противовес невежеству.

 В других  текстах этой книги ненасилие  рассматривается и как качество, присущее праведным людям, наделенным божественной природой, наряду с очищением своего существования, развитием духовного знания, благотворительностью и др. В то же время особо подчеркивается ценность древнего, первоначального значения тер¬мина «ахимса», именно как «непрерывание чьей-либо жизни»; на¬пример, если животное убивают преждевременно, то ему снова придется возвращаться в эту форму жизни, чтобы завершить по¬ложенный срок существования в ней, и лишь затем перейти в сле¬дующую форму. Ненасилие выступает и в качестве особой формы аскетизма.

 Таким образом,  ненасилие по отношению к человеку  и всему живому на Земле  выступает, с одной стороны,  как некоторая цен¬ность, выражающаяся  одновременно и как этический  принцип, и как знание, и как  божественное качество, и как  форма аскетизма. По своему содержанию это: а) непрерывание чьей-либо жизни, так как человек не вправе нарушить произвольно цепь перевоплоще¬ний; б) отказ от поступков, причиняющих страдания и беспокой¬ство другим; в) ненасилие - это также все то, что способствует ду¬ховному счастью всех людей. С другой стороны, не само по себе ненасилие самоценно, а лишь в связи с обращенностью каждого человека к Верховному Божественному Началу - Брахме. Насилие недопустимо, если оно совершается человеком по личному произ¬волу. От такого насилия нужно отказываться, преодолевая в себе наклонности к принуждению, не говоря о самом факте насилия, в то же время оно допустимо, если совершается по высшему боже¬ственному предначертанию, когда человек выполняет свой долг и не может в силу определенных законов поступить иначе.

 Даосизм.  Основателем даосизма считается  древнекитайский философ Лао-цзы,  написавший трактат «Дао-дэ-цзин».  В центре даосской концепции  учение о великом Дао, всеобщем  Законе и Абсолюте. Дао находится  везде и во всем, его никто  не создал, все происходит от него, оно всему дает начало, форму и имя. Познать Дао, «путь», слиться с ним, следовать ему - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через Дэ, и если Дао все порож¬дает, то Дэ все вскармливает. Так же, как и в других религиозных концепциях Востока, постичь Дао можно через самоотречение, уход от страстей и суетности жизни. Достигается это при помощи специальных процедур, получивших название даосской йоги.

 С точки  зрения анализа проблемы ненасилия  даосизм интере¬сен тем, что  он выступил против всякого манипулирования лич¬ностью, которое признавалось конфуцианством. Даосизм утверж¬дает принцип ненасилия прежде всего для каждого человека, став¬шего на путь познания великого Дао. Этот процесс познания нель¬зя ускорить или замедлить, нельзя навязать, каждый индивид в соответствии со своей духовной природой проходит свой путь сам. Для этого необходимо забыть все нормы и условности, а вместе с этим свое «Я».

 В качестве  универсального принципа и одновременно  метода достижения Дао является принцип «не-деяния» («у-вэй»), который в контексте обсуждаемой проблемы имеет большое значение для понимания сути ненасилия. Принцип «не-деяния» означает не не¬делание, а отстранение от своих дел, своих мыслей, переживаний, страстей, т.е. умение встать по отношению к себе как бы в пози¬цию стороннего наблюдателя, приобрести то, что мы сегодня на¬зываем эмоциональной устойчивостью. Если в негативном смысле «не-деяние» характеризуется как «ненарушение естественного хо¬да вещей», «отказ от насильственного вмешательства в природу человека», то в позитивном как «деяние-через-не-деяние». Такого рода «не-деяние» давало возможность преодолеть свой страх пе¬ред угрозой нападения, смертельной опасностью, с одной сторо¬ны, закладывало основу для побед, например, в единоборствах -с другой. Такой подход стал условием для так называемого нена¬сильственного сопротивления и нашел в последующем развитие в ненасильственном взаимодействии и с людьми, и с природой.

 Таким образом,  хотя в даосизме специально  и не решалась про¬блема ненасилия, однако разрабатывались ее принципиальные по¬ложения, которые в дальнейшем развивались другими религиозны¬ми и философско-этическими концепциями. Это положения даосиз¬ма о недопустимости насилия над природой человека, о следовании естественности окружающего мира в целом; т.е. индивид самостоя¬тельно, в соответствии со своими наклонностями и способностями должен вступить на путь единения с Дао, а также фундаментальный принцип недеяния как условие приобретения эмоционального рав¬новесия, что является предпосылкой отказа от насилия.

 Ислам. Догматика  ислама сводится к следующим  положениям: вера в Бога, предполагающая  внутреннюю убежденность, исповедание  веры словом и совершением  добрых дел; исповедание, что  Мухаммед - пророк Аллаха; признание существования ангелов и злых духов; ожидание Страшного Суда; убеждение, что в послед¬ний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: кто праведники - блаженство в раю, а грешники - мучения в аду; признание существования божественного предопределения, поскольку Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

В соответствии с догматикой строятся практические и обрядо¬вые заповеди, к которым  относятся: пятикратная ежедневная мо¬литва; обязательное омовение перед  молитвой и в других специ¬ально оговоренных случаях, налог в пользу бедных, ежегодный пост и паломничество (хадж) в Мекку.

 Рассмотрим  теперь, каким образом ставится  проблема ненаси¬лия в мусульманстве.  В отличие от других религий  в исламе пол¬ностью оправдывается  насилие по отношению к неверным, осо¬бенно к последователям тех религий, которые не имеют Писания. Коран содержит воинственные призывы к борьбе с многобожниками; вина же за убийство неверных здесь снимается.

 Достаточно  жесткая система наказаний предусматривается  в Коране за различного рода нарушения этических и правовых норм. Все действия людей разбиты на пять категорий: 1) обязан¬ность или необходимое действие; сюда вошли действия, соверше¬ние которых вознаграждается, а несовершение влечет наказание; 2) рекомендуемое действие, за которое полагается награда, но не¬совершение которого не наказывается; 3) дозволенное действие или безразличное действие; 4) предосудительное действие, но не¬наказуемое; 5) запрещенное действие и наказуемое. В Коране в полной мере нашел отражение так называемый «закон уравнове¬шивания» в его исходной первоначальной формуле: «око за око, зуб за зуб», что выражает понимание о справедливости через при¬знание мести. Суть же справедливости состоит в том, что отвечать (мстить) нужно однородным действием. Однако такого рода предписание допускает в отличие от некоторых языческих рели¬гий отсрочку наказания и уплату денежного штрафа, но только за первое убийство. Вообще же в Коране убийство осуждается, хотя и делается исключение для убийств в ходе священной войны -джихада. Делаются здесь различия в убийстве предумышленном и убийстве случайном. Во втором случае месть не применима и за¬меняется выкупом. Следует указать и на факт строгого наказания за воровство, которое предусматривает отсечение кисти руки вору или воровке. Предусматривается система наказаний и за нанесе¬ние морального ущерба, например ростовщичество запрещено многими стихами Корана. В ряде положений Корана принижают¬ся права женщин, оправдывается ограничение их свободы, дис¬криминация, а узаконивается принуждение. Однако отношение к женщине в исламе определяется ее обязанностями матери и жены, данными ей Аллахом. В то же время в Коране определяются иму¬щественные и социальные права женщин, что способствовало уп¬рочению статуса женщины в семье и обществе.

Информация о работе Ненасилие как способ отношения к природе