Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:41, реферат
В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма свое¬временного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными куль¬турными, этническими, конфессиональными общностями, способ¬ствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.
Таким образом,
видно, что в данной
Итак, в исламе, с одной стороны, провозглашается закон «воз¬дающей справедливости» - «за добро - добро», «за зло - зло»; во имя религиозных принципов оправдывается насилие фактически во всех сферах жизнедеятельности и в отношении человека, и в отношении окружающей среды, но, с другой стороны, здесь при¬ветствуется умеренность, способность сдерживать эмоции, стрем¬ление совершать добрые дела.
Христианство.
Наиболее последовательно
Мир создан Богом, который благ, всемогущ и добр, об этом же свидетельствует концепция искупления; поэтому в качестве цен¬трального по сложности ставится вопрос о происхождении зла.
О природе
и происхождении зла, об
А. П. Скрипкин излагает также христианское учение о грехе и природе зла в свете мифа о первородном грехе. В Новом Завете можно найти достаточно подробную классификацию греховных действий и качеств: ложь, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клеве¬та, богоненавистничество, обида, самохваление, гордыня, изобре¬тательность на зло, непослушание родителям, безрассудность, веро¬ломство, нелюбовность, непримиримость, немилостивость и мно¬гое другое. Склонность к греху объясняется двойственностью че¬ловека, обладающего телом и душой. Добрые начала нередко за¬глушаются чувственными побуждениями. Так появляется грех, а от него и зло. Первое греховное деяние - грехопадение Адама и Евы. Первородный грех выражается в слабости воли, неспособно¬сти решиться на добро, в незнании Бога и добра, в активном стрем¬лении к пороку. Отсюда, чтобы прийти к спасению, необходимо приобщиться к Богу, преодолеть в себе гордыню. Именно гордыня составляет основу греха и зла. Таким образом, зло - это извра¬щенная, гипертрофированная форма самоутверждения человека.
Ненасилие
в христианстве выступает в
качестве формы, спо¬
Смирение
же, как указано в Библейской
энциклопедии, - это добродетель,
противоположная гордыни.
Итак, путь
спасения через смирение
Во-первых, ненасилие
исходит из миролюбия как
Во-вторых, ненасильственное
действие прямо связывается с
иде¬ей непротивления злу
В-третьих, ненасильственное действие не ограничивается пас¬сивным непротивлением, оно активно, особенно по отношению к тем, кто совершает зло; человек должен не только не оказывать противления злу, но и отвечать на него добром.
Каково же нравственное основание ненасильственного дейст¬вия, выступающего как миролюбие, как непротивление злу и как творение добра по отношению к ненавидящим? Таким основани¬ем является любовь, которая проявляется в естественном чувстве человеческой благожелательности, в осуществлении добрых дел («вера без дел мертва»). Любовь - это ни естественная привязан¬ность к родным и близким, ни сентиментальное чувство. Любовь -это чистое, просветленное, созидательное приязненное отношение к другим; это образ действий, который вдохновенно и внезапно внушает человеку делать добро всем людям без исключения - как добрым, так и злым; ею обусловлены деяния, совершенные неза¬висимо от внешнего влияния, а поэтому независимо от достоинств и недостатков адресата деяния.
В Новом
Завете рассматриваются три
Итак, в христианстве
мы находим достаточно полную
характе¬ристику проблемы
Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордыню; если человек смирился, то сделать ему следующий шаг к ненаси¬лию - не так сложно. Таким образом, условием совершения нена¬сильственного действия является смирение. Само ненасильствен¬ное действие выступает, с одной стороны, как миролюбие, умение прощать другим грехи, обиды, оскорбления, с другой - непротив¬ление злу насилием, с третьей - способность отвечать добром на добро. Основанием нравственного поведения является любовь, прежде всего к Богу, а через Него - к другим людям и самому себе.
ЛИТЕРАТУРА
Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. - М., 1995.
Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. - М., 1984.
Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 76-80.
Бганба-Церера
В. Р. Становление
Бганба-Церера В. Р. Экология души: ненасилие - путь в грядущее. - СПб., 1994.
Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989.
Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.-С.5-11.
Захаров А. А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.
Культура и экология: поиск путей становления новой этики. - М., 1992.
Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.
Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.
Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.
Экология и религия. - М.,1994.
Содержание
1. Концепция ненасилия
2. Пацифизм
3. Антимилитаризм
4. Философские убеждения
Источники
1. Концепция ненасилия
Указанная
концепция признает
Идея ненасилия
родилась в древневосточных
По мнению
Августина, из любви к
Очищение
и возрождение идей ненасилия
стало одной из целей западной
Реформации. Протестантизм стремился
перевести раннехристианские
В Новейшее время принципы ненасилия нашли наиболее полное выражение в учении непротивления злу насилием Л. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди.
Ненасильственные идеи М. Ганди имеют глубокие корни в индийской культуре и религии, а также испытали воздействие христианства. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной сферы, лишь опосредовано влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. Для Ганди конечной целью является усовершенствование мира, преобразование его посредством любви и глубочайшего уважения к человеку.
В наши
дни нет оснований утверждать,
что ненасилие заложено в
2. Пацифизм
Пацифизм (от
лат. Pacificus - миротворческий, от pax - мир
и facio - делаю) - антивоенное движение,
участники которого главным
Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным идеологическим воплощением его является буддизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии и Китая. Раннему христианству также был присущ пацифизм, но впоследствии он был.
Информация о работе Ненасилие как способ отношения к природе