Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:41, реферат
В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма свое¬временного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными куль¬турными, этническими, конфессиональными общностями, способ¬ствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.
Сторонники пацифизма стоят на принципах морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы. Пацифизм явление не новое.
В Париже
через сто лет после
Именно в 1901 г. на X Всеобщем конгрессе мира в Глазго несколько участников сначала неформально, а затем открыто выступили за введение понятий пацифист и пацифизм. Дискуссия показала, что, несмотря на видимое единство, движение включало различные идеологические тенденции, которые не всегда преследовали одни и те же цели. Впрочем, эти тенденции были заметны уже с самого начала пацифистского движения.
Наполеоновские войны начала XIX в. послужили импульсом создания первых обществ мира, которые возникли поначалу в англосаксонских странах.
К тому же бурный рост промышленности и торговли стимулировал общественную и экономическую среду для развития филантропии и благотворительности, а также и пацифистского движения. Действительно, с конца ХVIII в. Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль и другие экономисты убедительно показали взаимосвязь между торговлей, промышленными кругами и проблемой мира. Первыми пацифистами часто становились пасторы и экономисты.
Например, пацифистка
Присцилла Пекковер, выходец из
семьи богатого кембриджского
квакера использовала
Под знаменем
пацифизма укрывалось
Пацифизм стал, таким образом, «сплавом чувств доброжелательности и любви к другим людям». Этот сплав чувств выявил социолог Вильфредо Парето, так писавший о двойственности пацифизма: «Какой логик будет достаточно изощренным, чтобы объяснить нам, простым смертным, почему завоевание Египта "соответствуют праву", а завоевание Ливии противоречит праву? Воинственные пацифисты 1911 г. грешили или просто верили, что Юлий Цезарь, Наполеон I и другие завоеватели были простыми "убийцами"; что не было "справедливых войн", кроме, может быть, войны для защиты Родины; затем в один прекрасный день они изменили своим убеждениям и пожелали, чтобы другими завоевателями любовались как героями и чтобы завоевательные войны признали "справедливыми"».
Таким образом,
пацифизм стал двойственной
На рубеже
70-80-х годов обнаружился
Пацифизм
как политическая позиция и
как известное состояние
Пацифистам необходимо было защититься от множества нападок милитаристской партии, которая умышленно смешивала их с антимилитаристами, о чем пацифисты горько сожалели. Кроме того, пресса часто уподобляла их «анархистам», «людям без родины», «революционерам» и «антипатриотам». Их демарш скорее объясняется стремлением отмежеваться от того, чем они не хотели быть. Именно это утверждал д'Эстурнель де Констан: «Я имею право и даже обязан предостеречь правительства и народы против неожиданности войны, так как в наше время война вспыхивает не потому, что ее хотят; она разражается случайно, из-за неосторожности, из-за глупости; и наши дети и в Германии, и во Франции станут жертвами, несомненно героическими, но жертвами этой глупости».
Пацифистское
движение дает возможность
3. Антимилитаризм
Антимилитаризм
- политическое движение
Антимилитаризм
уходит в глубь истории
Как только одно государство увеличивает число своих войск, другие увеличивают свои, так что от этого ничего не получается, кроме разорения.
Ш. Монтескье
Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых.
А. Фулье
4. Философские убеждения
Философия
по праву считается наукой
наук. Она дает ответы на самые
важные вопросы, с которыми
сталкивается человечество. Один
из основных вопросов
Начиная с
Гераклита античные философы
искали решение извечного
Первый взгляд был классически сформулирован Гераклитом, изрекшим, что "война - отец всего и всего царь; одним она определена быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других свободными". У этого взгляда было и есть немало сторонников. Вместе с тем, начиная с глубокой древности, предлагались проекты "вечного мира". Центральный вопрос выдающихся памятников античной философии и политической мысли - "Государства" Платона и "Афинской политии" Аристотеля - вопрос о войне, мире и возможностях государственной власти обуздать войну в интересах мира.
Античные мыслители подметили, что не только война, но и подготовка к войне, несут с собой необратимые деструктивные последствия, деформируя сложившийся механизм общественных отношений и даже вовсе разрушая его, особенно при завоевательных войнах. Руины Северной Африки и Индии, Средней Азии и Мексики, Ближнего Востока и Китая - наглядные свидетельства пагубных последствий войны. Цветущие цивилизации разрушали не только варвары.
Древние философы
и историки, осуждая войну и
использование военной силы
Идея всеобщего
мира получила особенно
Философы-просветители,
опираясь на идеи
Многочисленные проекты "вечного мира", включая предложения о законодательном запрещении войны как орудия национальной политики, сыпались как из рога изобилия. Они были различными по характеру - от монархо-аристократических до революционно-демократических. Руссо, будучи романтическим скептиком, не думал, что вечный мир может быть установлен "при помощи отдельной лишь книги". Он полагал, что трудности решения проблем войны и мира неимоверны, но многое зависит от исторически значительных личностей, которые силой своей политической воли и незаурядного интеллекта сумеют продвинуть вперед дело взаимопонимания народов и добьются высшей цели всеобщего мира и благоденствия народов.
Однако придерживаться
того или иного учения, разделять
его никому не воспрещается. Хотя
большинство проектов были
Л.Н. Толстой
создал оригинальное
Придя к
выводу о ненасилии как истине
любви, Толстой со всей
Толстой видел
разницу между различными
Толстой считал,
что насилие можно оправдать
лишь в рамках каннибальского
сознания. Но его нельзя обосновать
в рамках сознания, признающего,
что все люди являются
В представлении Л. Толстого, зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем еще в больших масштабах, чем прежде. И так происходит до бесконечности - до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло, в том числе, и от права на самооборону. Но главное не в самом этом отказе от мести, а в том просветленном чувстве, которое движет нравственно совершенным человеком - в чувстве любви ко всем людям без исключения.
Информация о работе Ненасилие как способ отношения к природе