Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:08, реферат
Использование различных природных ресурсов (а значит, и их истощение), а также определенное загрязнение среды неизбежны при любой экономической деятельности. Это непосредственно связано с процессами производства и потребления. Например, количество угарного газа, попадающего в атмосферу, связано с количеством и качеством топлива, сжигаемого в автомобильных двигателях различных типов; спуск загрязненной воды в озера и реки зависит от уровня производства стали, бумаги, тканей и т.п. Количество грязной воды в каждом случае определяется технологическими характеристиками конкретной отрасли.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Понятие экономического стимулирования природоохранной деятельности…………………………………………………………………….5-6
2. Плата за загрязнение окружающей природной среды как средство экономического стимулирования……………………………………………7-8
3. Налогообложение как средство экономического стимулирования охраны окружающей природной среды…………………………………………………..9
4. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности………………………………………………………………….10-14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………..…….16
б) налог на прибыли, иначе называемый рентным, также способствует снижению темпов извлечения ресурса природы;
в) ройялти — выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса; является по сути налогом на валовой доход от продажи.
4. Экологический налог в ценах на продукцию — надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически “грязных” продуктов и технологий. Так, по рекомендации Института экологических прогнозов в г. Гейдельберге (ФРГ) предложено ввести такой налог на тропическую древесину, алюминиевую фольгу, пестициды, синтетические моющие средства, бензин и т. п. В перспективе он будет играть значительную роль в эконо-мике природопользования, поскольку способствует сокраще-нию как производства, так и применения экологически вредной продукции (низкая цена для производителя и высокая для потребителя).
5. Дифференциация
налогов на прибыль представляет собой
систему применения льготных налогов
для предприятий, выпускающих экологически
чистую продукцию, и, наоборот, завышенных
нормативов налога для предприятий, которые
выпускают “грязную” продукцию. Недостатком
такой дифференциации является нейтрализация
поступлений в бюджет, в то время, как налоги
должны его пополнять, поэтому данный
вид платежей не имеет пока широкого применения,
хотя во многих странах используется для
стимулирования производства и потребления
бессвинцового бензина. Вместе с тем его
считают весьма перспективным в будущем.
6. Субсидии представляют
собой государственную помощь природопользователям
в проведении природоохранных мероприятий.
Существуют следующие их виды: а) гранты
(стипендии) — безвозмездная финансовая
помощь государства предприятию для реализации
крупномасштабного проекта по значительному
снижению загрязнения окружающей среды;
б) мягкие ссуды или низкопроцентные кредиты
предприятиям на осуществление экологизации
производства (совершенствование технологий);
в) налоговые льготы (например, по подоходным
налогам, налоговые скидки на ускоренную
амортизацию природоохранного оборудования,
снижение налога на механические транспортные
средства, использующие “незагрязняющие”
виды топлива и т. п.). Этот инструмент стимулирования
широко распространен в странах Запада,
поскольку налоговые льготы непосредственно
отражаются на доходах и дополнительных
прибылях предприятий в отличие от дифференциации
налогов на прибыль (п. 5), которая функционирует
через механизм цен (очевидно, что дорогостоящие
товары не всегда конкурентоспособны
на рынке).
7. Экологическое страхование —
страхование экономи-ческой (имущественной)
ответственности предприятий-источников
повышенного экологического риска за
причинение экономического ущерба третьим
лицам (физическим, юридическим, органам
власти) в связи с аварийным и внезапным
загрязнением окружающей среды. Целью
экологического страхования является
компенсация ущерба, причиняемого окружающей
среде, и экономическое стимулирование
предотвращения аварий, в результате которых
этот ущерб образуется.
Во многих развитых странах
распространено добровольное страхование
ответственности за возмещение ущерба
от аварийного загрязнения окружающей
среды в рамках общего страхования гражданской
ответственности предприятий. В некоторых
государствах (Бельгия, Нидерланды, Швеция)
существует обязательное экологическое
страхование, осуществляемое частными
компаниями. Из средств от продажи страховых
полисов образуются страховые экологические
фонды, необходимые для компенсации ущерба
от аварийных загрязнений. Предприятие
может получить поощрение (премию) от страховой
компании в случае, если размеры причиненного
им ущерба меньше страховых платежей,
внесенных данным предприятием. Кроме
того, стимулирующая роль страхования
предусматривается в самой ставке страхового
платежа, в которой учитываются затраты
страховщика на проведение совместно
с предприятием-загрязнителем противоаварийных
(природовосстановительных) работ.
В целом, в развитых странах
мира находят применение более 150 разных
инструментов, из которых свыше 50% составляют
различные платежи, около 30% — субсидии,
остальное приходится на прочие экономические
стимулы (эко-логическое страхование,
залогово-возвратные платежи и пр.)
Наряду с положительными моментами
в ходе использования экономических методов
выяснилось, что их усложнение ведет, во-первых,
к росту производственных затрат, во-вторых,
– к снижению экологических результатов,
поскольку, реализуя принцип “загрязняй,
но плати”, они могут ухудшить состояние
природной среды. Эти негативные моменты
послужили причиной распространения рыночных
процессов в экологической сфере. Рубеж
70-80-х гг. знаменует начало нового этапа
в использовании экономических методов
в природоохранной сфере передовых государств
мира в связи с формированием особого
рынка разрешений на загрязнение.
Рынком разрешений (или
прав, лицензий) на выбросы принято
называть конкурентную систему распределения
прав на выбросы обычно посредством купли-продажи
лицензий после их первоначального распределения
между участниками рынка.
Схематически формирование современного “рынка загрязнений” можно представить следующим образом. Первоначально компетентные органы природоохраны определяют допустимые масштабы воздействия на природу, далее распределяют лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами, а затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать свои лицензии. Органы же управления лишь следят за эквивалентностью сделок, то есть за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры — организаций, обеспечивающих закрепление прав собственности и реализацию этих прав путем выдачи лицензий или сертификатов собственности. В их компетенцию входит осуществление контроля за деятельностью экологических банков и бирж, обеспечение сделок по торговле правами на выбросы.
Основными элементами системы
рыночного регулирования, нашедшей широкое
применение в США и, в некоторой степени,
в ФРГ, являются следующие
1. Баббл-принцип (принцип
“пузыря”, или “облака”), в соответствии
с которым норматив выбросов устанавливается
для целого региона, а находящиеся на его
территории предприятия могут совместно
найти наиболее выгодный вариант обеспечения
соблюдения этого норматива. Теперь не
каждая “дымящая труба”, а территория
региона в целом, отдельные источники
эмиссии загрязнений которой как бы формируют
“облако”, становится объектом установления
экологических нормативов. Цель “баббл-принципа”
— развязать предприятиям руки для достижения
наибольшей экономической эффективности
за счет оптимального перераспределения
выбросов между участниками рынка. Например,
если на одной территории расположены
крупная электростанция и несколько мелких
котелен, то оказывается выгоднее улавливать
оксиды серы и азота на крупном источнике,
чем пытаться бороться с выбросами от
каждого мелкого загрязнителя. Принцип
“пузыря” создает условия для торговли
правами на загрязнение на уровне региона.
2. Политика компенсации выбросов. Предприятия, уменьшившие свои выбросы, приобретают тем самым право на выброс, фиксируемое в виде соответствующего документа — лицензии, или разрешения, на выброс. Эту лицензию можно продать фирме, желающей разместить в данном регионе свои предприятия и нуждающейся в разрешении на эмиссию своих загрязнений. Иначе говоря, появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину, большую, чем будут осуществлять покупатели. Так, в Лос-Анджелесе, в соответствии с местным законодательством, каждая тонна загрязнителя, произведенная новым предприятием, должна компенсироваться снижением выбросов на других предприятиях на 1,67 тонны.
3. Банки выбросов – специальные
банки, в которые фирма, сократившая объемы
своих выбросов ниже уровня, предусмотренного
нормативами, может положить аккредитив,
полученный на разницу, чтобы впоследствии
продать или использовать при необходимости
самой. Это облегчает потенциальным покупателям
лицензий поиск подходящих продавцов.
Банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая
процесс погашения израсходованных прав
и не допуская их повторного использования.
4. Биржи прав на загрязнение –
посреднические организации, необходимые
при расширении рынка прав на загрязнения
для осуществления сделок по купле-продаже
прав на выбросы.
Механизм торговли правами на выбросы в США, где он получил наибольшее распространение, уже показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану окружающей среды за счет разницы в себестоимости борьбы с загрязнениями на различных предприятиях.
Заключение
Экологическая ситуация в мире, которую можно охарактеризовать как состояние экологического кризиса, наряду с обострением глобальных социально-экономических и политических проблем, требует остановки опасных тенденций и изменение курса развития современной цивилизации. Одно из основных противоречий – столкновение между экономическим ростом и необходимостью ограничения его природоемкости. Для решения этой сложнейшей проблемы требуется сочетание политической воли, международных усилий и смены парадигмы экономики, заключающейся в переходе от экономической системы цивилизации к эколого-экономической системе.
Важнейшей задачей, стоящей перед мировой экономикой, является определение способов включения экологических издержек в себестоимость производства продукции. Если в ценах на сырье и продукцию не будут заложены социальные издержки, и если не будет установлена стоимость используемого воздуха, воды и земельных ресурсов, которые в настоящее время являются бесплатными приемниками отходов, то ресурсы и дальше будут использоваться нерационально, а степень загрязнения скорее всего будет возрастать.
Список использованной литературы
1. Акимова Т.А., Хаськин В.В. Экология. М., 2006 г.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 2005 г.
3. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая).
4. Постановление Правительства от 12 июня 2003 г. №344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
5. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
6. ФЗ "Об охране окружающей природной среды"2 от 10.01.2002. №7-ФЗ.
Информация о работе Понятие экономического стимулирования природоохранной деятельност