Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:28, реферат
Опасность - центральное понятие как сферы безопасности жизнедеятельности, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре, т.е. вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных)факторов на определенный объект (предмет) воздействия.
оценить параметры возможных
вторичных поражающих факторов, возникающих
как следствие воздействия
спрогнозировать зоны воздействия поражающих факторов;
определить значение критического параметра (максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается);
определить значение критического радиуса (минимальное расстояние от центра формирования источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается);
спрогнозировать величину сохраняющихся после той или иной чрезвычайной ситуации производственных мощностей или величину другого показателя, характеризующего сохраняющиеся возможности объекта по выполнению своего назначения.
При этом должны быть учтены характеристики самого объекта, в том числе количество зданий и сооружений, плотность застройки, численность наибольшей работающей смены, особенности конструкций зданий и сооружений, характеристики оборудования, коммунально-энергетических сетей, местности, обеспеченность защитными сооружениями и многое другое.
Устойчивость функционирования
объекта экономики в
Таким образом, даже общий перечень необходимых действий по оценке (исследованию) потенциальной устойчивости функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях показывает большую сложность этой задачи.
При чрезвычайных ситуациях объем и характер потерь и разрушений на объектах экономики будет зависеть не только от воздействия поражающих факторов и ранее названных условий, но и от своевременности и полноты заблаговременно осуществленных мер по подготовке объекта экономики к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций. Эти меры направлены на повышение устойчивости функционирования этих объектов.
Повышение устойчивости функционирования
объектов экономики достигается
путем заблаговременного
Основными направлениями повышения устойчивости объектов экономики являются:
повышение надежности инженерно-технического комплекса и подготовка объектов экономики к работе в условиях чрезвычайной ситуации;
рациональное размещение объектов экономики;
обеспечение надежной защиты персонала;
— повышение безопасности технологических процессов и эксплуатации технологического (технического) оборудования;
— подготовка к восстановлению нарушенного производства.
Работа по повышению устойчивости конкретных объектов экономики направлена на предотвращение аварий на данных объектах, исключение (снижение интенсивности) поражающих воздействий, поступающих извне — от аварий на других объектах и стихийных бедствий, а также на защиту от этих воздействий. Для этого используются общие научные, инженерно-конструкторские, технологические основы, служащие методической базой для предотвращения аварий.
Важной составной частью
деятельности по поддержанию устойчивого
функционирования объектов экономики
(в части опасных
В качестве общих мер, снижающих риск возможных аварий, могут быть названы:
совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования и эксплуатационной надежности;
своевременное обновление основных
фондов, применение качественной конструкторской
и технологической
использование высококвалифицированного персонала;
создание и использование эффективных систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации подавления аварийных ситуаций и многое другое.
Работу по предотвращению
аварий ведут соответствующие
Обеспечение безопасности объектов экономики, сохранение устойчивого их функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций должно строиться на единой нормативной правовой основе.
Наиболее важными
В российском законодательстве
указанные вопросы регулируются
в правовых актах, относящихся к
промышленной безопасности, экологическому,
санитарному, строительному
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены отношения в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В Федеральном законе «О пожарной
безопасности» установлены
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
В Федеральном законе «О радиационной
безопасности населения» предусмотрено
правовое регулирование в области
обеспечения радиационной безопасности,
регламентированы принципы и мероприятия
по обеспечению этой безопасности,
установлены гигиенические
В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Нормы этого закона направлены на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, от начала проектирования гидротехнических сооружений до их снятия с эксплуатации (ликвидации).
4.2 Подготовка объекта
экономики к устойчивому
С целью обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций проводится подготовка объектов к такому функционированию.
Подготовка объекта
экономики к устойчивому
В ходе этой подготовки:
осуществляются организационно-
готовятся варианты возможного изменения и совершенствования кооперационных и производственных связей объектов и отраслей, в том числе систем жизнеобеспечения, способствующих устойчивому их функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, проводятся другие организационно-экономические мероприятия по повышению устойчивости;
ведется разработка и внедрение безопасных технологий ускоренной безаварийной остановки цехов, технологических линий и оборудования производств с непрерывным технологическим циклом, перевода их на безопасный режим функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций;
разрабатываются и реализуются
специальные инженерно-
создаются и постоянно
эксплуатируются локальные
организуется взаимодействие между объектами по осуществлению возможного (при необходимости) маневра ресурсами между ними;
создается страховой фонд конструкторской, технологической, эксплуатационной документации;
накапливаются и поддерживаются в готовности к использованию резервные источники питания;
создаются запасы энергоносителей,
сырья, строительных материалов, других
материальных средств, необходимых
для поддержания
производится подготовка к возможной эвакуации особо ценного оборудования и персонала;
осуществляется подготовка к ведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты персонала и объекта;
ведется подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
осуществляется подготовка к возможному восстановлению нарушенного функционирования объектов экономики и систем жизнеобеспечения.
В деле повышения устойчивости функционирования объектов экономики важную роль играют общегосударственные, ведомственные, территориальные, корпоративные меры организационно-экономического характера.
Организационные меры предусматривают планирование действий (мероприятий) по повышению устойчивости функционирования, управление этими действиями, контроль за их результатами.
Целью организационных усилий
по поддержанию устойчивого
Организация конкретных действий
по поддержанию и повышению
декларирование промышленной безопасности;
лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;
государственная экспертиза проектной документации;
государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
государственный надзор в области промышленной безопасности;
страхование природных и техногенных рисков и некоторые другие.
В интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций могут быть приняты и другие меры организационно-экономического характера. К их числу могут быть отнесены:
повышение экономической ответственности за обеспечение должного уровня устойчивости функционирования, в том числе путем применения различного рода санкций, прежде всего экономических;
стимулирование работ по повышению уровня безопасности за счет льготного налогообложения, льготного кредитования, частичного бюджетного финансирования мер по повышению устойчивости функционирования производств особо важных для государства;
резервирование финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций и для восстановления нарушенного производства.
Умело примененная совокупность
организационно-экономических
Меры по повышению физической устойчивости зданий, сооружений, оборудования предусматривают обычно сейсмостойкое строительство, физическую защиту особо важных объектов, уникального оборудования, ценностей и т. д.
В частности, такими мерами являются:
проектирование и