Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:28, реферат
Опасность - центральное понятие как сферы безопасности жизнедеятельности, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре, т.е. вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных)факторов на определенный объект (предмет) воздействия.
Основные элементы правового регулирования промышленной безопасности, составляющие национальные системы регулирования национальной безопасности, сводится к следующим требованиям.
4.6.1 Классификация
промышленных объектов по
Первое мероприятие в любой системе контроля за опасностями - разработка правительствами через компетентный орган соответствующих критериев, согласно которым должно определяться, какие объекты представляют наибольшую потенциальную угрозу для безопасности. В большинстве стран (США, ФРГ, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Франции) классификация промышленных объектов по опасности производится по наличию опасных веществ на объекте. Такой же подход предлагается в Директиве по Севезо и Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий. В законодательных актах устанавливается перечень опасных веществ и их пороговых количеств, при превышении которых на промышленном объекте последствий относят к категории опасного. Однако в законодательной международной практике известны и другие подходы к идентификации. Например, законодательством Бельгии опасные промышленные объекты классифицируются по видам опасной деятельности (шахты и каменоломни; паровые машины; предприятия по производству взрывчатых веществ; ядерные реакторы и установки, использующие радиоактивные материалы; предприятия, производящие и использующие отравляющие вещества). В Греции используется иной классификационный признак - по видам опасности. Промышленные объекты классифицируются как опасные (возможность взрыва, пожара и т.п.), вредные для здоровья (дым, газы и т.п.), дискомфортные (шум, запах и т.д.).
4.6.2 Оценка опасности промышленного объекта
Необходимо определить:
возможные сбои, неполадки и ошибки, которые могут привести к аварии, а также сценарии возможных аварий;
необходимые превентивные технические и организационные меры, которые должен принять предприниматель во избежание аварии;
возможные последствия аварий;
меры, которые должны быть приняты при локализации аварии и ликвидации ее последствий.
Для оценки опасности могут
использоваться различные методы, такие
как предварительный анализ опасности,
анализ дерева ошибок и анализ последствий
аварий, оценка риска. Какой бы метод
ни применялся, цель оценки опасности
- определение потенциальных
4.6.3 Декларация
безопасности опасного
Это одна из форм предоставления информации, закрепленная законодательно в странах Европейского сообщества для опасных промышленных объектов. Основная цель декларирования безопасности - заставить предприятие (опасный промышленный объект) провести оценку опасностей и информировать об этих опасностях компетентные органы. Декларация должна включать:
- информацию об объекте
и процессах на нем с целью
определения характера и
- перечень мер, направленных
на безопасное
- идентификацию типа возможной аварии, ее вероятность и возможные последствия;
- инструкции на случай аварийной ситуации на объекте.
Декларация безопасности должна обновляться либо через определенные промежутки времени, установленные законодательством, либо в случаях внесения изменений на объекте, либо получения новой информации об опасных веществах.
4.6.4 Требования
к размещению промышленного
При размещении промышленного
объекта должны учитываться возможные
отрицательные воздействия на окружающую
среду и население. Законодательно
устанавливается процедура
4.6.5 Система лицензирования
Законодательствами многих
стран предусматривается
4.6.6 Экспертиза промышленной безопасности
Проведение экспертизы промышленной
безопасности предусматривается на
всех стадиях функционирования промышленных
объектов, начиная со стадии проектирования.
Декларации безопасности также могут
стать объектом экспертизы. В практическом
руководстве Международного бюро труда
”О предупреждении крупных промышленных
аварий” говорится о
4.6.7 Информирование
государственных органов и
По оценке западных специалистов одно из наивысших достижений демократии - “право общественности на информацию о вредном воздействии” (Community Right-to-Know), внесенное в США в раздел 313 части 111 Закона о поправках к Суперфонду (1986 г.). Эта информация должна включать описание:
установки - объект потенциальной опасности;
потенциально опасных видов деятельности, опасных используемых веществ и методов контроля за ними;
способов оповещения о чрезвычайных ситуациях;
действий населения, принимаемых в случае чрезвычайных ситуаций;
известного воздействия на людей в результате происшедших ранее аналогичных аварий;
мер, которые необходимо принимать в случае поражения в результате аварии.
Рекомендации по определению
территории вокруг объекта, на которой
население необходимо информировать
о нем, могут дать эксперты, проводившие
экспертизу опасности. Информация должна
периодически повторяться и при
необходимости дополняться, обновляться
с учетом возможных процессов
миграции населения. В странах, где
введена процедура
Местные власти и администрация должны проверять, насколько такая информация доходит до людей и полно ими понимается. При необходимости принимать меры, направленные на усовершенствование этой работы.
Во время чрезвычайных ситуаций администрация должна информировать население, проживающее вблизи опасного объекта,
о развитии аварии, результатах расследования причин возникновения чрезвычайной ситуации и возможном ближайшем или долгосрочном воздействии последствий аварии на население и окружающую среду.
4.6.8 Ответственность
производителей или
Вопросы ответственности
администрации предприятия
4.6.9 Учет и расследование
При проведении оценки опасности и составлении декларации безопасности необходимо учитывать опыт вех происшедших аварий, анализировать причины их возникновения. Поэтому требование учета и расследования аварий- обязательный элемент законодательства по промышленной безопасности. Информацию об авариях администрация промышленного объекта обязана предоставлять в компетентные органы власти. Здесь следует отметить, что учету и расследованию причин мелких аварий придается большое значение, поскольку любая мелкая авария при определенном стечении обстоятельств может привести к катастрофическим последствиям. В Европейском сообществе ведется банк данных по учету аварий. Члены ЕЭС обязаны предоставлять туда информацию о происшедших авариях. Такое требование тоже содержится и в национальных законодательных актах. Например, в Законе ФРГ “Об аварийных ситуациях” указано, что владелец установки обязан сообщить в компетентные органы об аварии, а также не позднее, чем в недельный срок сообщить о причинах аварии и мерах, принятых для ее локализации и ликвидации ее последствий.
4.6.10 Участие органов
местного самоуправления и
Большое внимание в законодательстве
развитых стран уделяется участию
местных органов власти и общественности
в регулировании промышленной деятельности.
Они могут повлиять на решение
о размещении промышленного объекта,
принимают участие в
4.6.11 Государственный
контроль и надзор за
Любая система надзора и контроля объектов повышенной опасности должна строиться на государственном уровне, т.е. должен существовать специальный орган (или органы), ответственный за промышленную безопасность и охрану труда. В России, например, Госатомнадзор – государственная организация, занимающаяся надзором за безопасной эксплуатацией объектов ядерной энергетики (АЭС, АСТ, АТЭЦ и др.), в США - это OSHA (Occupational Safety and Health Administration) и EPA (Enviromental Protection Agency), во Франции - служба промышленной экологии и Бюро оценки риска и промышленного загрязнения, в Норвегии - Государственный орган по борьбе с загрязнениями и Директорат по предотвращению пожаров и взрывов. Основная их задача - контролировать соблюдение требований действующего законодательства в области экологической и промышленной безопасности. На предприятиях должны существовать специально уполномоченные лица или органы, контролирующие соблюдение требований промышленной безопасности, что закрепляется законодательно. Например, в Законах ФРГ “Об инженерах по технике безопасности “ и Нидерландов “Об охране окружающей предприятие среды”.
4.6.12 Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
В странах, где законодательством регулируется предоставление Декларации безопасности, в которую входят планы по локализации аварий и ликвидации их последствий, требование о составлении таких планов в отдельных законодательных актах отсутствует. Однако в некоторых законах самостоятельно регулируются вопросы планирования, в частности в Законе США “О планировании на случай чрезвычайных ситуаций и о праве общественности на информацию”. Для планирования действий при ЧС создаются местные комитеты, которые разрабатывают планы действий. В этих планах определяются объекты, на которых используются опасные вещества, маршруты их перевозок, содержатся инструкции и меры по ликвидации последствий аварий на промышленной площадке и за ее пределами.
4.6.13 Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности
В мировой практике широко применяются экономические механизмы регулирования промышленной безопасности. К ним относятся штрафы, квоты на загрязнение, налоговые и страховые механизмы, общественные и государственные фонды и т.д.
Вопрос экономического регулирования
промышленной безопасности - предмет
отдельной статьи. Однако отметим, что
наиболее эффективный источник компенсации
для запланированных
Основная задача всех мероприятий по промышленной безопасности - предупреждение промышленных аварий и подготовка к действиям при их возникновении. К наиболее важным мероприятиям относятся введение критериев для выявления опасных промышленных объектов, проведение оценки опасности и составление для опасных промышленных объектов на базе этих оценок Декларации безопасности и введение лицензирования опасных видов промышленной деятельности.
4.6.14 Российское
законодательство в области
В России в настоящее время
объективные тенденции, связанные
с увеличением техногенных