Природа опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Опасность - центральное понятие как сферы безопасности жизнедеятельности, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре, т.е. вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных)факторов на определенный объект (предмет) воздействия.

Файлы: 1 файл

Природа опасности.docx

— 298.41 Кб (Скачать файл)

Основные элементы правового  регулирования промышленной безопасности, составляющие национальные системы  регулирования национальной безопасности, сводится к следующим требованиям.

 

4.6.1 Классификация  промышленных объектов по степени  опасности

Первое мероприятие в  любой системе контроля за опасностями - разработка правительствами через компетентный орган соответствующих критериев, согласно которым должно определяться, какие объекты представляют наибольшую потенциальную угрозу для безопасности. В большинстве стран (США, ФРГ, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Франции) классификация промышленных объектов по опасности производится по наличию опасных веществ на объекте. Такой же подход предлагается в Директиве по Севезо и Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий. В законодательных актах устанавливается перечень опасных веществ и их пороговых количеств, при превышении которых на промышленном объекте последствий относят к категории опасного. Однако в законодательной международной практике известны и другие подходы к идентификации. Например, законодательством Бельгии опасные промышленные объекты классифицируются по видам опасной деятельности (шахты и каменоломни; паровые машины; предприятия по производству взрывчатых веществ; ядерные реакторы и установки, использующие радиоактивные материалы; предприятия, производящие и использующие отравляющие вещества). В Греции используется иной классификационный признак - по видам опасности. Промышленные объекты классифицируются как опасные (возможность взрыва, пожара и т.п.), вредные для здоровья (дым, газы и т.п.), дискомфортные (шум, запах и т.д.).

 

4.6.2 Оценка опасности  промышленного объекта

Необходимо определить:

возможные сбои, неполадки  и ошибки, которые могут привести к аварии, а также сценарии возможных  аварий;

необходимые превентивные технические  и организационные меры, которые  должен принять предприниматель  во избежание аварии;

возможные последствия аварий;

меры, которые должны быть приняты при локализации аварии и ликвидации ее последствий.

Для оценки опасности могут  использоваться различные методы, такие  как предварительный анализ опасности, анализ дерева ошибок и анализ последствий  аварий, оценка риска. Какой бы метод  ни применялся, цель оценки опасности - определение потенциальных причин отказа в работе или аварий на промышленном объекте. В большинстве стран  критерий оценки опасности - качественные показатели. В Нидерландах используют количественный показатель степени  риска.

 

4.6.3 Декларация  безопасности опасного промышленного  объекта

Это одна из форм предоставления информации, закрепленная законодательно в странах Европейского сообщества для опасных промышленных объектов. Основная цель декларирования безопасности - заставить предприятие (опасный  промышленный объект) провести оценку опасностей и информировать об этих опасностях компетентные органы. Декларация должна включать:

- информацию об объекте  и процессах на нем с целью  определения характера и масштабов  использования опасных веществ;

- перечень мер, направленных  на безопасное функционирование  объекта и на контроль за отклонениями от обычного режима работ;

- идентификацию типа возможной  аварии, ее вероятность и возможные  последствия;

- инструкции на случай  аварийной ситуации на объекте.

Декларация безопасности должна обновляться либо через определенные промежутки времени, установленные  законодательством, либо в случаях  внесения изменений на объекте, либо получения новой информации об опасных  веществах.

 

4.6.4 Требования  к размещению промышленного объекта

При размещении промышленного  объекта должны учитываться возможные  отрицательные воздействия на окружающую среду и население. Законодательно устанавливается процедура получения  разрешения на размещение промышленного  объекта, обеспечивающее участие в  нем государства, предпринимателя  и общественности. Политика правильного  размещения объекта применяется  только к новым объектам. Что касается уже существующих, то она может  быть направлена на ограничение развития районов в непосредственной близости от промышленных объектов. В развитых странах, таких как Нидерланды, Бельгия, Япония, в определенных случаях правительство  компенсирует населению затраты  на переселение из особо техногенно опасных регионов.

 

4.6.5 Система лицензирования

Законодательствами многих стран предусматривается предоставление компетентным органам право ограничивать производство путем установления лицензионного  порядка. В большинстве стран  требования по лицензированию промышленной деятельности касаются промышленных объектов, отнесенных к категории опасных.

 

4.6.6 Экспертиза  промышленной безопасности

Проведение экспертизы промышленной безопасности предусматривается на всех стадиях функционирования промышленных объектов, начиная со стадии проектирования. Декларации безопасности также могут  стать объектом экспертизы. В практическом руководстве Международного бюро труда  ”О предупреждении крупных промышленных аварий” говорится о необходимости  проведения экспертиз промышленных объектов. Они могут проводиться  как в обязательном порядке в  соответствии с действующим законодательством, так и по поручению специально уполномоченных органов, местных органов  власти или общественности.

 

4.6.7 Информирование  государственных органов и общественности  об опасностях и авариях

По оценке западных специалистов одно из наивысших достижений демократии - “право общественности на информацию о вредном воздействии” (Community Right-to-Know), внесенное в США в раздел 313 части 111 Закона о поправках к Суперфонду (1986 г.). Эта информация должна включать описание:

установки - объект потенциальной  опасности;

потенциально опасных  видов деятельности, опасных используемых веществ и методов контроля за ними;

способов оповещения о  чрезвычайных ситуациях;

действий населения, принимаемых  в случае чрезвычайных ситуаций;

известного воздействия  на людей в результате происшедших  ранее аналогичных аварий;

мер, которые необходимо принимать  в случае поражения в результате аварии.

Рекомендации по определению  территории вокруг объекта, на которой  население необходимо информировать  о нем, могут дать эксперты, проводившие  экспертизу опасности. Информация должна периодически повторяться и при  необходимости дополняться, обновляться  с учетом возможных процессов  миграции населения. В странах, где  введена процедура декларирования безопасности, указанная информация для опасных промышленных объектов предоставляется в составе декларации безопасности.

Местные власти и администрация  должны проверять, насколько такая  информация доходит до людей и  полно ими понимается. При необходимости  принимать меры, направленные на усовершенствование этой работы.

Во время чрезвычайных ситуаций администрация должна информировать  население, проживающее вблизи опасного объекта,

о развитии аварии, результатах  расследования причин возникновения  чрезвычайной ситуации и возможном  ближайшем или долгосрочном воздействии  последствий аварии на население  и окружающую среду.

 

4.6.8 Ответственность  производителей или предпринимателей  за нарушения законодательства  и нанесенный ущерб

Вопросы ответственности  администрации предприятия регулируются во всем блоке законодательства, касающегося  вопросов охраны окружающей среды, труда  и обеспечения промышленной безопасности. Эти вопросы обычно рассматриваются  в головных законодательных актах. В США - это Закон “О профессиональной безопасности и здравоохранении”, в России - это “Закон об охране окружающей природной среды”, “Закон о недрах”, в Великобритании - закон “Об  обеспечении охраны труда и здоровья”, в Нидерландах и Норвегии - Законы “Об охране окружающей предприятие природной среды” и т.д. Усиление ответственности предприятий, на которых производят, перевозят, обрабатывают или хранят опасные вещества, регулируется в поправках 1990 г. к Закону США “О чистом воздухе”. Администрация промышленных объектов несет ответственность за проектирование и безопасную эксплуатацию установки, происшедшие аварии и сведение к минимуму их последствий. Ответственность за последствия аварий по западному законодательству наступает вне зависимости от вины.

 

4.6.9 Учет и расследование

При проведении оценки опасности  и составлении декларации безопасности необходимо учитывать опыт вех происшедших  аварий, анализировать причины их возникновения. Поэтому требование учета и расследования аварий- обязательный элемент законодательства по промышленной безопасности. Информацию об авариях администрация промышленного объекта обязана предоставлять в компетентные органы власти. Здесь следует отметить, что учету и расследованию причин мелких аварий придается большое значение, поскольку любая мелкая авария при определенном стечении обстоятельств может привести к катастрофическим последствиям. В Европейском сообществе ведется банк данных по учету аварий. Члены ЕЭС обязаны предоставлять туда информацию о происшедших авариях. Такое требование тоже содержится и в национальных законодательных актах. Например, в Законе ФРГ “Об аварийных ситуациях” указано, что владелец установки обязан сообщить в компетентные органы об аварии, а также не позднее, чем в недельный срок сообщить о причинах аварии и мерах, принятых для ее локализации и ликвидации ее последствий.

 

4.6.10 Участие органов  местного самоуправления и общественности  в процессах обеспечения промышленной  безопасности

Большое внимание в законодательстве развитых стран уделяется участию  местных органов власти и общественности в регулировании промышленной деятельности. Они могут повлиять на решение  о размещении промышленного объекта, принимают участие в информировании граждан об опасных объектах и  авариях, которые могут нанести  ущерб населению, в подготовке к  действиям во время аварий и чрезвычайных ситуаций. В США разработана такая  система, которую в настоящее  время пытаются адаптировать и в  других странах, в частности в  России. В ней детально разработан механизм участия местных органов  и общественности в регулировании  промышленной безопасности.

 

4.6.11 Государственный  контроль и надзор за промышленной  безопасностью

Любая система надзора  и контроля объектов повышенной опасности  должна строиться на государственном  уровне, т.е. должен существовать специальный  орган (или органы), ответственный  за промышленную безопасность и охрану труда. В России, например, Госатомнадзор – государственная организация, занимающаяся надзором за безопасной эксплуатацией объектов ядерной энергетики (АЭС, АСТ, АТЭЦ и др.), в США - это OSHA (Occupational Safety and Health Administration) и EPA (Enviromental Protection Agency), во Франции - служба промышленной экологии и Бюро оценки риска и промышленного загрязнения, в Норвегии - Государственный орган по борьбе с загрязнениями и Директорат по предотвращению пожаров и взрывов. Основная их задача - контролировать соблюдение требований действующего законодательства в области экологической и промышленной безопасности. На предприятиях должны существовать специально уполномоченные лица или органы, контролирующие соблюдение требований промышленной безопасности, что закрепляется законодательно. Например, в Законах ФРГ “Об инженерах по технике безопасности “ и Нидерландов “Об охране окружающей предприятие среды”.

 

4.6.12 Разработка  планов по ликвидации аварий  и локализации их последствий,  а также планов по ликвидации  чрезвычайных ситуаций

В странах, где законодательством  регулируется предоставление Декларации безопасности, в которую входят планы  по локализации аварий и ликвидации их последствий, требование о составлении  таких планов в отдельных законодательных  актах отсутствует. Однако в некоторых  законах самостоятельно регулируются вопросы планирования, в частности  в Законе США “О планировании на случай чрезвычайных ситуаций и о  праве общественности на информацию”. Для планирования действий при ЧС создаются местные комитеты, которые  разрабатывают планы действий. В  этих планах определяются объекты, на которых используются опасные вещества, маршруты их перевозок, содержатся инструкции и меры по ликвидации последствий аварий на промышленной площадке и за ее пределами.

 

4.6.13 Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности

В мировой практике широко применяются экономические механизмы регулирования промышленной безопасности. К ним относятся штрафы, квоты на загрязнение, налоговые и страховые механизмы, общественные и государственные фонды и т.д.

Вопрос экономического регулирования  промышленной безопасности - предмет  отдельной статьи. Однако отметим, что  наиболее эффективный источник компенсации  для запланированных экологических  ущербов (плановые выбросы и сбросы предприятий) - экологические фонды, формирующиеся за счет штрафов, квот и т.д. В случае нестационарных (аварийных) ущербов наиболее эффективный источник - фонды страховых компаний, образующиеся из страховых сумм по страхованию  ответственности (за ущерб, нанесенный деятельностью предприятия населению  и окружающей среде). Страхование  ответственности в развитых странах  обязательно и закреплено соответствующими законодательными актами. Конкретные системы тарификации страховых  сумм должны определяться страховыми компаниями совместно с компетентными  органами.

Основная задача всех мероприятий  по промышленной безопасности - предупреждение промышленных аварий и подготовка к  действиям при их возникновении. К наиболее важным мероприятиям относятся  введение критериев для выявления  опасных промышленных объектов, проведение оценки опасности и составление  для опасных промышленных объектов на базе этих оценок Декларации безопасности и введение лицензирования опасных  видов промышленной деятельности.

 

4.6.14 Российское  законодательство в области промышленной  безопасности

В России в настоящее время  объективные тенденции, связанные  с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим  кризисом, который привел к медленным  темпам реконструкции производств, отставаниям сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному  состоянию систем предупреждения и  ликвидации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Наблюдается  устойчивая тенденция быстрого износа и старения основных фондов. В целом  по России износ основных фондов составляет 40,6%, а машин и оборудования - 57%. Особенно тяжелое положение сложилось  в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей  промышленности. Амортизационный износ  оборудования достигает 80-85%, а в  отдельных производствах 100%. Допускаются  грубые нарушения установленных  требований по проведению ремонта оборудования, перенос сроков ремонта без надлежащих технических обоснований, необоснованная замена регламентных видов ремонта  на упрощенные.

Информация о работе Природа опасности