Природа опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Опасность - центральное понятие как сферы безопасности жизнедеятельности, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре, т.е. вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных)факторов на определенный объект (предмет) воздействия.

Файлы: 1 файл

Природа опасности.docx

— 298.41 Кб (Скачать файл)

Предохранительные устройства по характеру действия бывают блокировочными и ограничительными. Блокировочные  устройства препятствуют проникновению  человека в опасную зону либо во время пребывания его в этой зоне устраняют опасный фактор. Примерами  ограничительных устройств являются элементы механизмов и машин, рассчитанные на разрушение (или несрабатывание) при перегрузках.

Оградительные устройства, как  средства защиты от травм, по конструктивному  исполнению подразделяются на кожухи, щиты, козырьки, барьеры, экраны и др. Они бывают стационарные и передвижные. При необходимости наблюдения за рабочей зоной кроме сеток  и решеток применяют сплошные оградительные устройства из прозрачных материалов.

Средства сигнализации используются для предупреждения об опасности. Чаще всего в них применяют световые и звуковые сигналы, поступающие  от различных контрольно-измерительных  приборов и приборов, регистрирующих ход технологического процесса, в  том числе уровень опасных  и вредных факторов. Большое применение находит предупредительная сигнализация, опережающая включение оборудования или подачу высокого напряжения.

Системы дистанционного управления и автоматические сигнализаторы  на опасную концентрацию паров, газов, пыли применяют чаще всего во взрывоопасных  производствах и производствах  с выделением в воздух рабочей  зоны токсичных веществ.

Повышение электробезопасности  в установках достигается применением  систем защитного заземления, зануления, защитного отключения и других средств и методов защиты, в том числе знаков безопасности и предупредительных плакатов и надписей.

К средствам индивидуальной защиты от статического электричества  относятся электростатические халаты и специальная обувь, подошва  которой выполнена из кожи или  электропроводной резины, а также  антистатические браслеты.

Большую опасность для  персонала и некоторых производственных установок представляет атмосферное  статическое электричество, эффективным  средством защиты от которого является молниезащита. Она включает комплекс мероприятий и устройств, предназначенных для обеспечения безопасности людей, предохранения зданий, сооружений, оборудования и материалов от взрывов, воспламенений и разрушений, возможных при воздействии молний.

Применение средств защиты обычно сопровождается определенными  неудобствами — ограничением обзора, затруднением дыхания, ограничением в  перемещениях и т. п. В тех случаях, когда рабочее место постоянно, устранить эти неудобства удается  применением защитных кабин, снабженных системами кондиционирования воздуха, вибро- и шумозащитой, защитой от излучений и электрических полей.

В целом, эффективные меры защиты персонала на рабочих местах могут существенно повлиять на его  безопасность, а следовательно, дать ему возможность достаточно успешно функционировать и в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

4.5 Восстановление  утраченной устойчивости функционирования  объекта экономики

 

Несмотря на меры, принимаемые  по подготовке объектов экономики к  устойчивому функционированию, аварии на этих объектах или воздействие  на объект стихийных бедствий и других аварий извне приводят, как правило, к нарушению на этом объекте производства или выполнения им других его целевых  функций. В результате приходится принимать  меры по восстановлению утраченной устойчивости функционирования.

Кроме того, при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях после аварийно-спасательных и других неотложных работ в ряде случаев остаются неустраненными их долговременные последствия. В качестве таких последствий могут быть значительные разрушения объектов производственного и социального назначения (при землетрясениях, массовых пожарах, сильных взрывах), загрязнения радиоактивными веществами обширных территорий при радиационных авариях, загрязнения иного характера, значительно усугубляющие экологическую обстановку (нефтью, нефтепродуктами, стойкими АХОВ, диоксинами), изменения ландшафта вследствие землетрясений, оползней, селей, карстовых явлений, наводнений и других. Эти последствия не позволяют оперативно восстановить прежний уровень жизнедеятельности на пострадавшем объекте, возобновить его функционирование. Требуются восстановительные работы, а в начале — подготовка к ним.

Основными задачами подготовки к восстановлению функционирования объекта являются:

анализ и оценка разрушений и объемов восстановительных  работ в целях возобновления  функционирования объекта экономики, принятие решения о целесообразности восстановления и восстановлении;

задействование в интересах  восстановления резервных фондов материальных и финансовых ресурсов, изыскание  дополнительных ресурсов в требуемых  объемах;

разработка проектно-сметной  документации по восстановлению основных производственных фондов (зданий, технологического оборудования, связи, транспортных и  энергетических коммуникаций и т. п.);

разработка плана восстановления объекта и графика проведения работ;

создание и подготовка на объектовом уровне специализированных формирований для проведения восстановительных  работ, привлечение к работе, при  необходимости, строительно-монтажных  организаций;

организация контроля хода и  результатов восстановления объекта.

При определении времени  на ведение восстановительных работ  на химически и радиационно опасных объектах экономики следует учитывать возможность радиоактивного, химического, биологического заражения территории объекта, а также необходимость выполнения при этом режимных мероприятий. Все это может отодвинуть сроки начала восстановительных работ и снизить их темпы.

Работы по восстановлению функционирования объекта до приемлемого  или прежнего уровня весьма трудоемки, часто требуют привлечения огромных объемов финансовых, материальных и  трудовых ресурсов. Они организуются и ведутся путем устранения разрушений и восстановления пострадавших объектов, нового строительства, мероприятий  по реабилитации пострадавших территорий и т. д.

Восстановительные (реабилитационные) работы в ходе ликвидации последствий  чрезвычайной ситуации ведутся, как  правило, в условиях повседневного  функционирования объекта. Они выполняются  в соответствии с упомянутыми  планами восстановления и графиками  проведения работ, чаще всего специализированными  организациями (ремонтными, строительными, монтажными и др.). Однако следует  иметь в виду, что первоочередные восстановительные работы, в основном, будут выполняться рабочими и  служащими объекта. Поэтому в  планах восстановления производства предусматривается  создание ремонтно-восстановительных  бригад из специалистов и квалифицированных  рабочих объекта. Восстановление объектов ведется за счет средств организаций, эксплуатирующих эти объекты, страховых  средств, банковских кредитов, средств  виновников происшествия, если таковые  определены.

При определении подходов к восстановлению функционирования объекта после чрезвычайной ситуации возможны различные варианты. В некоторых  случаях такое восстановление представляется нерациональным и восстановительные  или реабилитационные работы не проводятся. В других случаях ограничиваются восстановлением минимально необходимых  производственных или иных функциональных элементов, иногда по временной схеме, не доводя функционирование до уровня, который имелся до чрезвычайной ситуации. Такие меры особенно характерны для восстановления неперспективных с экономической и других точек зрения объектов экономики.

Часто администрации стремятся  восстановить функционирование своих  объектов в прежних масштабах, ввести в строй все разрушенные или  поврежденные объекты производственного  и социального назначения. Это  наиболее распространенный подход к  восстановлению, применяемый в большинстве  случаев чрезвычайных ситуаций.

В отдельных случаях после  чрезвычайных ситуаций восстановление происходит на качественно новой  основе, когда достигается не только прежний уровень функционирования, но и происходит интенсивное развитие объекта. Так случилось, например, с  моторным заводом КамАЗа после пожара 1993 года.

Выбор подхода к восстановлению и состав конкретных восстановительных  мер зависит от:

конкретных масштабов  последствий чрезвычайных ситуаций;

социально-экономической  значимости и вида объекта экономики;

степени необходимости восстановления его функционирования;

перспектив развития и  заинтересованности в этом органов  власти и населения;

реальных возможностей владельцев и соответствующей объектовой администрации  провести необходимые работы, наличия  у них необходимых финансовых и материальных ресурсов.

Проведенное в соответствии с рационально выбранным подходом, в короткие сроки и с незначительными  затратами восстановление устойчивости функционирования объекта экономики  существенно снижает издержки от чрезвычайной ситуации соответствующей  хозяйственной структуры — владельца.

Вопросы и задания

Дайте определение устойчивости функционирования объекта экономики  при чрезвычайной ситуации.

Назовите факторы, влияющие на устойчивое функционирование объекта  экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

Перечислите основные направления  по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях.

В чем состоит подготовка объекта экономики к устойчивому  функционированию в условиях чрезвычайной ситуации?

Какое влияние на устойчивость функционирования объектов экономики  имеет рациональное размещение их с  точки зрения безопасности?

Перечислите основные организационно-экономические  меры повышения устойчивости функционирования объекта экономики.

 

4.6 Правовые аспекты  анализа риска и управления  промышленной безопасностью

 

Усложнение технологий, использование  широкой номенклатуры химических веществ привело к тому, что происходящие техногенные аварии стали носить все более катастрофический характер, оказывая пагубное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Впервые серьезное внимание мирового сообщества к крупным промышленным авариям было привлечено после двух катастроф в середине 70-х годов.

1 июня 1974 г. в Великобритании (г. Фликсборо) на предприятии, производящем циклогексан, произошел взрыв, в результате которого 28 человек погибли, 89 получили травмы. Предприятию был нанесен значительный материальный ущерб. Спустя два года (10 июля 1976 г.), в итальянском городе Севезо на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу диоксина, имевший серьезные последствия для здоровья людей, окружающей среды и приведший к эвакуации нескольких тысяч человек. Основная причина таких тяжелых последствий - неподготовленность персонала к действию во время аварий.

Европейское сообщество отреагировало  на эти аварии принятием так называемой “Директивы по Севезо” (Директива Европейского Сообщества от 24 июня 1982 № 82.501.ЕЕС по предотвращению крупных промышленных аварий), которая обязала руководителей опасных производств проводить оценку опасности или риска, принимать меры по подготовке к возможным авариям и предоставлять информацию об опасностях.

Через 10 лет (19 ноября 1984 г.) произошла  крупная авария в г.Мехико (пригород г.Мехико Сан-Хуан-Иксуатепек) - взрыв хранилища сжиженного нефтяного газа, в результате чего около 650 человек погибли, несколько тысяч получили травмы, а около 200 тыс. остались без крова или были эвакуированы. Выброс метилизоцианата на химическом предприятии в г. Бхопале (Индия) в том же году (3 декабря 1984 г.) привел к распространению ядовитого газового облака, из-за этого более 2000 чел. погибли (число погибших точно не было установлено, по разным оценкам цифра колеблется в пределах от 2 до 10 тыс. человек), более 200 тыс. были травмированы.

В этих случаях также сказалось  практическое отсутствие соответствующих  политики, законодательства и механизмов управления безопасностью на промышленных объектах. При расследовании аварий выяснилось, что предприятия и  соответствующие государственные  органы не имели конкретных планов действий на случай аварии, отсутствовала  необходимая информация об используемых химических веществах и технологиях, не были вовремя приняты меры по предотвращению этих аварий. Откликом на эти события стали поправки в Директиве по Севезо для Европейских стран. В Великобритании в 1985 г. была разработана и принята основная часть законодательства по предупреждению крупных аварий, именуемая Системой нормативных актов - CIMAN - английская версия Директивы Севезо. Конгрессом США в 1986г. был принят Закон “О чрезвычайном планировании и праве населения на информацию” (поправки к Закону о Суперфонде) и некоторые другие документы.

Поскольку уровень и характер законодательства всегда отражают степень  подготовленности общества к решению  тех или иных проблем, далеко не во всех странах в 70-80-е годы начало формироваться законодательство по промышленной безопасности, оно было в то время достаточно редким явлением. В 90-е годы международные организации  продолжали активную деятельность по урегулированию вопросов предупреждения промышленных аварий. Принятые в последующие  годы Конвенция МОТ по предотвращению крупных промышленных аварий и Конвенция  ООН о трансграничном воздействии  промышленных аварий обязывают страны, подписавшие их, разработать политику в области обеспечения промышленной безопасности. Однако ратификация их возможна только при наличии соответствующего государственного правового регулирования  в этих странах.

Крупные промышленные аварии 70-80-х годов, как уже отмечалось, заставили политиков и промышленников развитых стран пересмотреть свое отношение  к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость  появления законов, регулирующих специфические  вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 80-е годы развивалось законодательство по промышленной безопасности не только в странах  ЕЭС, но и в США, Канаде, Японии. Структура  систем законодательства в большинстве  случаев, в т.ч. и в России, представляет многоступенчатую пирамиду, в вершине которой располагается Основной закон страны (Конституция) или Головной Закон, имеющий либо объединяющие вопросы охраны труда, экологии, гигиены труда и промышленной безопасности. Ниже расположены законы по промышленной безопасности (не во всех странах), которые принимаются либо парламентом, либо региональными органами власти. На следующей ступени- межотраслевые нормативные документы, принимаемые правительством на основании законов. Следующая ступень - отраслевая нормативная и нормативно-техническая документация, утвержденная соответствующими компетентными государственными органами. За ними следуют различные ведомственные инструкции, положения, правила и т.д.

Информация о работе Природа опасности