Проблемы энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: в рассмотрении сущности энергосбережения, анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами и оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также рассмотреть проблемы энергосбережения и разработать мероприятия по энергосбережению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......4
1 Энергосбережение как энергетический ресурс……………………………….5
1.1 Содержание понятия «энергосбережение», цели и принципы энергосбережения……………………………………………………………..5
1.2 Система и структура энергосбережения в РБ…………………….................6
1.3 Методы реализации государственной политики энергосбережения...........8
1.3.1 Социально-психологические методы …………………..............................9
1.3.2 Административные методы……………………………………………….11
1.3.3 Финансово-экономические методы………………………. ……………..13
1.4 Основные показатели эффективности использования энергии и энергосбережения……………………………………………………………….15
2 Оценка энергосберегающей деятельности ЧПУП «Поставский мебельный центр»……………................................................................................................18
2.1 Краткая характеристика ЧПУП «Поставский мебельный центр» и анализ финансово-хозяйственной деятельности...........................................................18
2.2 Анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами..............................................................................................................19
2.3 Оценка уровня эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на исследуемом предприятии..............................................................22
3 Проблемы энергосбережения………............................................................26
3.1 Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ….............26
3.2 Нормативные документы в области энергосбережения……......................28
3.3 Энергетическое обследование предприятия ЧПУП «Поставский мебельный центр» как основополагающие направление сберегающей деятельности предприятия и мероприятия по энергосбережению на исследуемом предприятии………………………………………………………29
Заключение……………………………………………...………………………..34
Список использованных источников……………………………………….......35

Файлы: 1 файл

Курсовая Проблемы энергосбережения.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

В перспективе следует  искать новые формы управления ТЭК.

Направления совершенствования  системы управления энергетическим сектором следующие:

1. Создание единой  по вертикали системы управления  энергосбережением, в том числе:

·  на государственном уровне – создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;

·  на региональном уровне – создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;

·  на муниципальном уровне – продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;

·  на уровне хозяйствующих субъектов – выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.

2. Регулирование цен  на топливо и энергию как  инструмент стратегии государства  в области энергосбережения.

3. Приведение стандартов, норм и правил в соответствие  с требованиями обеспечения снижения  энергоемкости продукции, работ  и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.

4. Переход от дотационного  принципа финансирования энергосбережения  к установлению налоговых льгот,  стимулирующих инвестиционную активность  использования энергосберегающего  оборудования (снижение налогов  на прибыль, дифференциация налоговых ставок, ускоренная амортизация).

5. Осуществление действенных  мер по структурной перестройке  экономики, выражающейся в снижении  в ней доли энергоемких производств  и обеспечении условий для  опережающего развития малоэнергоемких  и наукоемких производств.

6. Создание национальной  программы расширения использования  на современной научно-технической  базе местных топливно-энергетических  ресурсов, включая нетрадиционные  и возобновляемые источники энергии. [9, с 241]

 

    1. Методы реализации государственной политики энергосбережения

 

Методы управления (регулирования) энергосбережением – это способы  воздействия на поведение и деятельность, управляемых с целью снижения потребления, топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управления:

·  социально-психологические методы или меры морального стимулирования;

·  административные методы, основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения;

·  финансово-экономические методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий. [11, с 87 ]

1.3.1 Социально-психологический методы

 

Основными инструментами социально-психологического управления являются:

·  образование и воспитание;

·  обучение;

·  доступность информации;

·  общественное давление;

·  переговорные процессы;

·  добровольные соглашения.

В Беларуси социально-психологический  механизм управления реализуется по следующим направлениям.

В рамках социально-психологического управления энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.

Основные направления  и задачи в области обучения, пропаганды и информации:

1. Развитие непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения, базирующееся на:

·  совершенствовании учебных программ и планов и координации их с Республиканской программой по энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники;

·  укреплении и развитии учебно-методических и научно-лабораторных баз вузов и центров переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и экономической квалификации;

·  открытии на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий республиканских межотраслевых научно-исследовательских и образовательных Центров для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим технологиям с целью координации и концентрации усилий науки и производства;

·  создании компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных кафедрах и центрах системы образования по энергосбережению;

·  организации баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения практических навыков энергосбережения;

·  использовании системы тестов и стендов при проведении энергетических обследований предприятий.

2. Широкое использование республиканской информационно-аналитической системы «Энергосбережение» (далее РИАС) как автоматизированной системы проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования:

2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии энергопотребления и внедрении энергосберегающих оборудования, технологий, выполнении директив государственных органов и действующих программ энергосбережения. До 2005 года предусматривается разработка этой подсистемы и создание ее узловых элементов у крупных потребителей энергии и в демонстрационных зонах энергоэффективности.

2.2. В составе РИАС подсистема перманентной информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать:

·  организацию правового обеспечения и информирования по вопросам энергосбережения соответствующих звеньев персонала предприятий, организаций и населения в целом;

·  издание целевых информационных бюллетеней с директивными нормативными документами в области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения;

·  периодический (2 раза в год) выпуск для средних и высших учебных заведений, для производственных предприятий и коммунальных учреждений тематических бюллетеней о первоочередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении;

·  создание системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным вопросам энергосбережения;

·  дальнейшее издание научно-технического и информационного журнала «Энергоэффективность», информационного бюллетеня об отечественном и зарубежном опыте по энергосбережению; издание серии книг «Энергосбережение», включающей оригинальную научно-популярную, учебно-методическую и научно-техническую литературу, написанную ведущими учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбережению;

·  информацию о проведении выставок по энерго- и ресурсосбережению, тематических семинарах в областях, городах, на предприятиях республики;

·  открытие веб-страницы в системе Интернет и постоянное представление информации о состоянии и работе в области энергосбережения в Республике Беларусь;

·  создание единого информационного поля в области энергосбережения с соответствующими управленческими структурами России и других стран СНГ, в том числе, издание совместного реферативного журнала отечественных и зарубежных публикаций и изобретений в области энергосбережения, каталога инноваций по энергосбережению с соответствующими экономическими оценками.

2.3. В составе РИАС подсистема пропаганды и рекламы по энергосбережению должна предусматривать создание автоматизированной системы сбора, обработки и актуализации справочно-адресной информации о производителях и поставщиках энергосберегающих оборудования и приборов, их технических и экологических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, новинках-экспонатах энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных научно-технических выставках, конгрессах, семинарах.

3. Создание единой республиканской высококачественной интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на существующую социально-демографическую структуру общества, включающей:

·  комплексное использование всех средств масс-медиа: тематические информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные программы по телевидению и радио, информационно-пропагандистские и дискуссионные материалы в общественной печати, рекламно-информационные материалы в сети Интернет;

·  разработка принципов рекламы энергосбережения городов и создание сети рекламно-пропагандистских средств в городах и населенных пунктах республики совместно с местными органами власти;

·  создание эффективных средств пропаганды и рекламы энергосбережения для предприятий и учреждений с учетом профиля их производственно-хозяйственной деятельности, организация распространения этих средств;

·  образование бюро для организации, координации всех видов и форм рекламы в области энергосбережения и контролю ее содержательной части, художественного качества и нормативно-финансовых аспектов. [11, с 89]

 

1.3.2 Административные методы

 

Основными инструментами административного управления являются:

·  формирование структуры управления;

·  формирование законодательства;

·  формирование энергетических стандартов и нормативов;

·  организация энергетического менеджмента;

·  проведение энергетических аудитов;

·  энергетическая паспортизация;

·  лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии;

·  целевые программы в области энергосбережения.

Рассмотрим более подробно, как эти инструменты административного  управления реализуются в нашей  республике.

1. Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах структуре управления энергосбережением:

·  Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору;

·  Областные и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

·  Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;

·  Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору;

·  Государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение».

2. Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения.

3. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 №56 «О Республиканской программе энергосбережения на 2001-2005 годы» в целях регламентирования единых методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Республики Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг) для каждого министерства, ведомства, которые впоследствии доводятся до всех субъектов хозяйствования.

В Беларуси также разработаны и действуют нормативные сопротивления теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны гарантировать теплопотери ниже максимально допустимого уровня при проектировании и строительстве новых зданий.

4. В нашей республике разработана и действует стройная система энергетического менеджмента.

5. Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический паспорт, в котором приводятся такие сведения как объем ТЭР, электрической и тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия; использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом процессе и т.п. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер.

6. В республике многие виды хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, использованием энергии и ТЭР подлежат лицензированию. Однако, ежегодно следует уточнять перечень лицензируемых видов деятельности.

Информация о работе Проблемы энергосбережения