Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель работы: в рассмотрении сущности энергосбережения, анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами и оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также рассмотреть проблемы энергосбережения и разработать мероприятия по энергосбережению.
Введение……………………………………………………………………….......4
1 Энергосбережение как энергетический ресурс……………………………….5
1.1 Содержание понятия «энергосбережение», цели и принципы энергосбережения……………………………………………………………..5
1.2 Система и структура энергосбережения в РБ…………………….................6
1.3 Методы реализации государственной политики энергосбережения...........8
1.3.1 Социально-психологические методы …………………..............................9
1.3.2 Административные методы……………………………………………….11
1.3.3 Финансово-экономические методы………………………. ……………..13
1.4 Основные показатели эффективности использования энергии и энергосбережения……………………………………………………………….15
2 Оценка энергосберегающей деятельности ЧПУП «Поставский мебельный центр»……………................................................................................................18
2.1 Краткая характеристика ЧПУП «Поставский мебельный центр» и анализ финансово-хозяйственной деятельности...........................................................18
2.2 Анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами..............................................................................................................19
2.3 Оценка уровня эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на исследуемом предприятии..............................................................22
3 Проблемы энергосбережения………............................................................26
3.1 Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ….............26
3.2 Нормативные документы в области энергосбережения……......................28
3.3 Энергетическое обследование предприятия ЧПУП «Поставский мебельный центр» как основополагающие направление сберегающей деятельности предприятия и мероприятия по энергосбережению на исследуемом предприятии………………………………………………………29
Заключение……………………………………………...………………………..34
Список использованных источников……………………………………….......35
Вывод: Таким образом, на основании проведенного анализа можно отметить, что на предприятии наблюдается неравномерное потребление тепло- и энергоресурсов, это относится к отрицательным факторам производства, потому что данные скачки не позволяют спланировать потребности предприятия на следующий год. В свою очередь это коренным образом влияет на прибыль и издержки предприятия.
Также можно отметить, что структура топливно-энергетического баланса в ЧПУП «Поставский мебельный центр» следующая: удельный вес тепловой энергии составляет 26,0%, электроэнергии - 10%, наибольший удельный вес занимает технологическая вода и она составляет 64%.
3 Проблемы энергосбережения в Республике Беларусь
3.1 Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ
Предметом особого внимания энергетической стратегии Республики Беларусь являются следующие проблемы:
1) высокая энергоемкость
ВВП, которая не позволяет
2) критическое финансовое положение отраслей ТЭК;
3) несовершенство
ценовой, налоговой и
4) дефицит инвестиций
в ТЭК, приводящий к
5) повышение
надежности топливообеспечения
республики за счет включения
новых видов топлива (угля, ядерного
топлива и др.) в топливный баланс
республики и расширение
6) отсутствие
современной нормативно-
7) несовершенство
производственной структуры
8) недостаточная
производственная база но
27 октября 2000
года Совет Министров
Формирование основ энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 года, когда правительство республики одобрило "Энергетическую программу Республики Беларусь па период до 2010 года".
За истекшие годы в той или иной степени были реализованы многие из стратегических целевых установок и рекомендаций данной энергетической программы:
• функционирование ТЭК в основном обеспечило потребности страны в топливе и энергии;
• реализуется энергосберегающая политика, стабилизировано потребление ТЭР, энергоемкость ВВП в 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократилась на 22,4 %;
• снижена техногенная нагрузка ТЭК на окружающую среду;
• стабилизировалась добыча нефти, объем и глубина ее переработки;
• осуществляется
эффективное государственное
• продолжается
подготовительная работа по проведению
структурной перестройки
• принят ряд
важных законодательных и нормативно-
В то же время
некоторые положения
• хуже прогнозных оценок сформировались экономические, финансовые и объемные показатели функционирования всех отраслей ТЭК;
• фактический объем годовых инвестиций в ТЭК за рассматриваемый период был почти в 2 раза ниже требуемого;
• перекосы и диспропорции в ценовой и налоговой политике привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства структур топливно-энергетического комплекса;
• не решена проблема своевременной оплаты за поставленные энергоносители как внутри страны, так и внешним поставщикам.
В условиях проведения реформ ТЭК является своевременным "донором" бюджета и других отраслей, но в результате и сам оказался "заложником" экономических проблем, вызывающих в совокупности основную угрозу энергетической безопасности страны. [6, с 189]
Достижение поставленных предыдущими "Основными направлениями энергетической политики" целей по-прежнему остается актуальной задачей, однако сложившиеся социально-экономические условия требуют новых решений.
Новая редакция "Основных направлений" формирует оптимальную в изменившихся условиях энергетическую политику как органическую составляющую экономической политики республики в целом. Учитывая высокую инерционность и капиталоемкость ТЭК, время действия документа устанавливается до 2015 г.
В социально-экономической сфере энергетическая стратегия Беларуси исходит из необходимости достижения в рассматриваемый период следующих основных целей:
• обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения;
• создание эффективной, конкурентоспособной экономики.
При этом развитие
экономики и энергетики в начальный
период будет осуществляться в условиях,
характеризующихся
Исходя из этого, основной целью энергетической политики республики является определение путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, создание условий для производства конкурентоспособной продукции и достижения уровня жизни населения высокоразвитых европейских государств.
Главным средством
достижения указанной цели должно стать
формирование цивилизованного
• ценовой и
налоговой политики, направленной на
регулирование уровней и
• институционально-
• совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора, стандартизации и сертификации, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка.
Основным механизмом достижения целей и задач энергетической политики является система нормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти.
В новой редакции энергетической программы представлены два варианта функционирования народного хозяйства - в оптимальном режиме и на случай непредвиденных обстоятельств. [1, с 114]
3.2 Нормативные документы в области энергосбережения
Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:
1. Закон РБ «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;
2. Постановление №1582 Совета Министров РБ от 16.10.1998 года «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»;
3. Постановление №1583 Совета Министров РБ от 16.10.1998 года «О порядке проведения энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций»;
4. Положение о порядке разработки и выполнении республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 11.11.1998 года №1731;
5. Постановление №153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 года «Об утверждении соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества независимых государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения»;
6. Постановление №189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 года «Об утверждении положения об аккумулировании и использовании организациями, финансируемых из республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от внедрения энергосберегающих мероприятий». [ 15, с 8]
3.3 Энергетическое обследование предприятия ЧПУП «Поставский мебельный центр» как основополагающие направление сберегающей деятельности предприятия и мероприятия по энергосбережению на исследуемом предприятии.
Энергетическое обследование предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, производится с целью получения общей характеристики предприятия и данных, необходимых для оценки экономии энергоресурсов.
Проведение энергоаудита необходимо для любой организации, которая хотела бы контролировать энергозатраты и затраты на коммунальные услуги. Результатом аудита является детальное изучение того, как энергия закупается, распределяется и используется. По данным его проведения выявляется возможность экономии энергоресурсов.
Обязательному энергетическому аудиту подлежат субъекты хозяйствования с годовым суммарным потреблением ТЭР более 1,5 тыс. т. у. т. Обследование проводится согласно графику, утвержденному соответствующим республиканским органом государственного управления, объединениями, подчиненными Совету Министров РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом и согласованному с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Интервал между энергетическими обследованиями не должен превышать 5 лет. О сроках проведения обследование субъекты хозяйствования извещают за 3 месяца до его начала
В общей характеристике предприятия отражается:
- отраслевая принадлежность;
-номенклатура
продукции и фактические
- источники и схема энергоснабжения;
- показатели суточных (зимнего и летнего) графиков электрической нагрузки;
- доля энергетической составляющей в себестоимости продукции;
- организационная структура энергослужбы;
- состояние
энергетической отчетности (в том
числе наличие паспортов
Для оценки эффективности энергоиспользования проводится обследование по следующим семи направлениям:
1 Состояние технического учета:
- способы учета
(расчетный, приборный, опытно-
- формы получения,
обработки и представления
- соответствие схемы учета энергии структуре норм;
- оснащенность
приборами расхода ТЭР (
2 Состояние нормирования ТЭР:
- наличие на
предприятии утвержденных в
- охват нормированием
статей потребления
- фактическая структура норм и соответствие ее технологии и организации производства;
- динамика норм и удельных расходов за 3 предшествующие обследованию года.
3. Определение
резервов экономии
4 Участие предприятия
в регулировании графиков
- предусматриваемые
мероприятия по использованию
энергоемкого оборудования в
качестве потребителей-
- режим работы
предприятия в условиях
5 Перечень и краткое описание важнейших организационно-технических мероприятий по экономии топлива и энергии, намеченных на текущий год планами предприятия и рекомендуемых по результатам проведения целевого обследования.
6 Выявленные
источники нерационального
7 Основные показатели,
характеризующие состояния
Энергетическое обследование предприятий любой формы собственности является эффективной мерой экономии энергоресурсов. По результатам аудита составляется технический отчет, в котором должны содержаться мероприятия, способствующие рациональному использованию энергоресурсов, сроки окупаемости и количественные параметры экономии, рекомендации и разъяснения по финансированию предложенных мер. Таким образом, энергетический аудит позволяет определить резервы экономии каждого конкретного предприятия.