Проблемы энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: в рассмотрении сущности энергосбережения, анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами и оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также рассмотреть проблемы энергосбережения и разработать мероприятия по энергосбережению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......4
1 Энергосбережение как энергетический ресурс……………………………….5
1.1 Содержание понятия «энергосбережение», цели и принципы энергосбережения……………………………………………………………..5
1.2 Система и структура энергосбережения в РБ…………………….................6
1.3 Методы реализации государственной политики энергосбережения...........8
1.3.1 Социально-психологические методы …………………..............................9
1.3.2 Административные методы……………………………………………….11
1.3.3 Финансово-экономические методы………………………. ……………..13
1.4 Основные показатели эффективности использования энергии и энергосбережения……………………………………………………………….15
2 Оценка энергосберегающей деятельности ЧПУП «Поставский мебельный центр»……………................................................................................................18
2.1 Краткая характеристика ЧПУП «Поставский мебельный центр» и анализ финансово-хозяйственной деятельности...........................................................18
2.2 Анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами..............................................................................................................19
2.3 Оценка уровня эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на исследуемом предприятии..............................................................22
3 Проблемы энергосбережения………............................................................26
3.1 Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ….............26
3.2 Нормативные документы в области энергосбережения……......................28
3.3 Энергетическое обследование предприятия ЧПУП «Поставский мебельный центр» как основополагающие направление сберегающей деятельности предприятия и мероприятия по энергосбережению на исследуемом предприятии………………………………………………………29
Заключение……………………………………………...………………………..34
Список использованных источников……………………………………….......35

Файлы: 1 файл

Курсовая Проблемы энергосбережения.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Вывод: Таким образом, на основании проведенного анализа можно отметить, что на предприятии наблюдается неравномерное потребление тепло- и энергоресурсов, это относится к отрицательным факторам производства, потому что данные скачки не позволяют спланировать потребности предприятия на следующий год. В свою очередь это коренным образом влияет на прибыль и издержки предприятия.

Также можно отметить, что структура топливно-энергетического баланса в ЧПУП «Поставский мебельный центр» следующая: удельный вес тепловой энергии составляет 26,0%, электроэнергии - 10%, наибольший удельный вес занимает технологическая вода и она составляет 64%.

 

 

 

 

 

3 Проблемы энергосбережения в Республике Беларусь 

 

 

3.1 Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ

 

Предметом особого внимания энергетической стратегии Республики Беларусь являются следующие проблемы:

1) высокая энергоемкость  ВВП, которая не позволяет снизить  цены на продукцию народного  хозяйства республики и обеспечить  ее конкурентоспособность;

2) критическое финансовое положение отраслей ТЭК;

3) несовершенство  ценовой, налоговой и финансовой  политики государства в отраслях  ТЭК, не обеспечивающее их самофинансирование;

4) дефицит инвестиций  в ТЭК, приводящий к несвоевременному  замещению выбывающих мощностей;

5) повышение  надежности топливообеспечения  республики за счет включения  новых видов топлива (угля, ядерного  топлива и др.) в топливный баланс  республики и расширение номенклатуры  поставщиков топлива;

6) отсутствие  современной нормативно-законодательной  базы функционирования отраслей ТЭК;

7) несовершенство  производственной структуры ТЭК  в условиях рыночной экономики;

8) недостаточная  производственная база но выпуску  комплектующих, запасных частей, вспомогательного энергетического  и энергосберегающего оборудования. [3, с 87]

27 октября 2000 года Совет Министров республики  принял постановление №1667, которым  одобрил "Основные направления  энергетической политики Республики  Беларусь на 2001 - 2005 годы и на  период до 2015 года".

Формирование  основ энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 года, когда правительство республики одобрило "Энергетическую программу Республики Беларусь па период до 2010 года".

За истекшие годы в той или иной степени  были реализованы многие из стратегических целевых установок и рекомендаций данной энергетической программы:

• функционирование ТЭК в основном обеспечило потребности  страны в топливе и энергии;

• реализуется  энергосберегающая политика, стабилизировано  потребление ТЭР, энергоемкость  ВВП в 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократилась на 22,4 %;

• снижена техногенная  нагрузка ТЭК на окружающую среду;

• стабилизировалась  добыча нефти, объем и глубина  ее переработки;

• осуществляется эффективное государственное регулирование  деятельности ТЭК по обеспечению  энергетической безопасности страны;

• продолжается подготовительная работа по проведению структурной перестройки электроэнергетической  отрасли;

• принят ряд  важных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношений  в ТЭК, определяющих налоговую, инвестиционную политику и ценообразование в нем. Сформирована нормативно-правовая база для реализации энергосберегающей политики.

В то же время  некоторые положения энергетической программы выполнить не удалось. В частности:

• хуже прогнозных оценок сформировались экономические, финансовые и объемные показатели функционирования всех отраслей ТЭК;

• фактический  объем годовых инвестиций в ТЭК  за рассматриваемый период был почти  в 2 раза ниже требуемого;

• перекосы и  диспропорции в ценовой и налоговой политике привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства структур топливно-энергетического комплекса;

• не решена проблема своевременной оплаты за поставленные энергоносители как внутри страны, так и внешним поставщикам.

В условиях проведения реформ ТЭК является своевременным "донором" бюджета и других отраслей, но в результате и сам  оказался "заложником" экономических проблем, вызывающих в совокупности основную угрозу энергетической безопасности страны. [6, с 189]

Достижение  поставленных предыдущими "Основными  направлениями энергетической политики" целей по-прежнему остается актуальной задачей, однако сложившиеся социально-экономические условия требуют новых решений.

Новая редакция "Основных направлений" формирует  оптимальную в изменившихся условиях энергетическую политику как органическую составляющую экономической политики республики в целом. Учитывая высокую инерционность и капиталоемкость ТЭК, время действия документа устанавливается до 2015 г.

В социально-экономической  сфере энергетическая стратегия  Беларуси исходит из необходимости  достижения в рассматриваемый период следующих основных целей:

• обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения;

• создание эффективной, конкурентоспособной экономики.

При этом развитие экономики и энергетики в начальный  период будет осуществляться в условиях, характеризующихся ограниченными  инвестиционными возможностями, необходимостью использования имеющегося производственного, технологического и кадрового потенциала и, как следствие, относительно низкими темпами структурной перестройки. В последующий период, по мере расширения инвестиционных возможностей, возрастут темпы позитивных, структурных и энергоэффективных тенденций, что будет соответственно сказываться на роли ТЭК и требованиях, предъявляемых к нему со стороны экономики и общества.

Исходя из этого, основной целью энергетической политики республики является определение путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, создание условий для производства конкурентоспособной продукции и достижения уровня жизни населения высокоразвитых европейских государств.

Главным средством  достижения указанной цели должно стать  формирование цивилизованного энергетического  рынка и экономических взаимоотношений  его субъектов с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться с помощью:

• ценовой и  налоговой политики, направленной на регулирование уровней и соотношений  внутренних цен на топливо и энергию, обеспечивающих как потребности  экономики в них и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, так и финансовую устойчивость отраслей ТЭК; на стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов;

• институционально-организационных преобразований в ТЭК при одновременном совершенствовании методов антимонопольного контроля цен и регулирования естественных монополий;

• совершенствования  законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического  сектора, стандартизации и сертификации, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка.

Основным механизмом достижения целей и задач энергетической политики является система нормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти.

В новой редакции энергетической программы представлены два варианта функционирования народного хозяйства - в оптимальном режиме и на случай непредвиденных обстоятельств. [1, с 114]

 

 

3.2 Нормативные документы в области энергосбережения

 

 

Основное место в  административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:

1.   Закон РБ «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;

2.   Постановление №1582 Совета Министров РБ от 16.10.1998 года «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»;

3.   Постановление №1583 Совета Министров РБ от 16.10.1998 года «О порядке проведения энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций»;

4.   Положение о порядке разработки и выполнении республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 11.11.1998 года №1731;

5.   Постановление №153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 года «Об утверждении соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества независимых государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения»;

6.   Постановление №189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 года «Об утверждении положения об аккумулировании и использовании организациями, финансируемых из республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от внедрения энергосберегающих мероприятий». [ 15, с 8]

 

3.3 Энергетическое обследование предприятия ЧПУП «Поставский мебельный центр» как основополагающие направление сберегающей деятельности предприятия и мероприятия по энергосбережению на исследуемом предприятии.

 

Энергетическое  обследование предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, производится с целью получения общей характеристики предприятия и данных, необходимых для оценки экономии энергоресурсов.

Проведение  энергоаудита необходимо для любой  организации, которая хотела бы контролировать энергозатраты и затраты на коммунальные услуги. Результатом аудита является детальное изучение того, как энергия закупается, распределяется и используется. По данным его проведения выявляется возможность экономии энергоресурсов.

Обязательному энергетическому аудиту подлежат субъекты хозяйствования с годовым суммарным потреблением ТЭР более 1,5 тыс. т. у. т. Обследование проводится согласно графику, утвержденному соответствующим республиканским органом государственного управления, объединениями, подчиненными Совету Министров РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом и согласованному с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Интервал между энергетическими обследованиями не должен превышать 5 лет. О сроках проведения обследование субъекты хозяйствования извещают за 3 месяца до его начала

В общей характеристике предприятия отражается:

- отраслевая  принадлежность;

-номенклатура  продукции и фактические удельные  расходы энергоресурсов на ее  производство за год, предшествующий началу проведения энергетического обследования;

- источники  и схема энергоснабжения;

- показатели  суточных (зимнего и летнего) графиков  электрической нагрузки;

- доля энергетической  составляющей в себестоимости  продукции;

- организационная структура энергослужбы;

- состояние  энергетической отчетности (в том  числе наличие паспортов оборудования, оперативных журналов, документов  внутризаводской отчетности, материалов  ранее проведенных обследований).

Для оценки эффективности  энергоиспользования проводится обследование по следующим семи направлениям:

1 Состояние  технического учета:

- способы учета  (расчетный, приборный, опытно-расчетный);

- формы получения,  обработки и представления информации  о контроле расхода энергии  по цехам, участкам, энергоемким агрегатам;

- соответствие  схемы учета энергии структуре  норм;

- оснащенность  приборами расхода ТЭР (электросчетчики,  теплосчетчики, расходомеры газа  и жидкого топлива).

2 Состояние  нормирования ТЭР:

- наличие на  предприятии утвержденных в установленном порядке норм расхода энергоресурсов;

- охват нормированием  статей потребления энергоресурсов;

- фактическая  структура норм и соответствие  ее технологии и организации  производства;

- динамика норм  и удельных расходов за 3 предшествующие  обследованию года.

3. Определение  резервов экономии энергоресурсов, которые определяются на основании  обследования энергопотребляющего  оборудования технологических процессов,  состояния использования ВЭР.

4 Участие предприятия  в регулировании графиков электрической нагрузки энергосистемы:

- предусматриваемые  мероприятия по использованию  энергоемкого оборудования в  качестве потребителей-регуляторов;

- режим работы  предприятия в условиях ограничения  мощности энергосистемы в осенне-зимний  период.

5 Перечень и  краткое описание важнейших организационно-технических мероприятий по экономии топлива и энергии, намеченных на текущий год планами предприятия и рекомендуемых по результатам проведения целевого обследования.

6 Выявленные  источники нерационального расходования  энергии и топлива и оценки величины потерь их.

7 Основные показатели, характеризующие состояния энергоиспользования  на предприятии.

Энергетическое  обследование предприятий любой  формы собственности является эффективной  мерой экономии энергоресурсов. По результатам аудита составляется технический отчет, в котором должны содержаться мероприятия, способствующие рациональному использованию энергоресурсов, сроки окупаемости и количественные параметры экономии, рекомендации и разъяснения по финансированию предложенных мер. Таким образом, энергетический аудит позволяет определить резервы экономии каждого конкретного предприятия.

Информация о работе Проблемы энергосбережения