Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель работы: в рассмотрении сущности энергосбережения, анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами и оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также рассмотреть проблемы энергосбережения и разработать мероприятия по энергосбережению.
Введение……………………………………………………………………….......4
1 Энергосбережение как энергетический ресурс……………………………….5
1.1 Содержание понятия «энергосбережение», цели и принципы энергосбережения……………………………………………………………..5
1.2 Система и структура энергосбережения в РБ…………………….................6
1.3 Методы реализации государственной политики энергосбережения...........8
1.3.1 Социально-психологические методы …………………..............................9
1.3.2 Административные методы……………………………………………….11
1.3.3 Финансово-экономические методы………………………. ……………..13
1.4 Основные показатели эффективности использования энергии и энергосбережения……………………………………………………………….15
2 Оценка энергосберегающей деятельности ЧПУП «Поставский мебельный центр»……………................................................................................................18
2.1 Краткая характеристика ЧПУП «Поставский мебельный центр» и анализ финансово-хозяйственной деятельности...........................................................18
2.2 Анализ обеспеченности предприятия топливно-энергетическими ресурсами..............................................................................................................19
2.3 Оценка уровня эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на исследуемом предприятии..............................................................22
3 Проблемы энергосбережения………............................................................26
3.1 Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ….............26
3.2 Нормативные документы в области энергосбережения……......................28
3.3 Энергетическое обследование предприятия ЧПУП «Поставский мебельный центр» как основополагающие направление сберегающей деятельности предприятия и мероприятия по энергосбережению на исследуемом предприятии………………………………………………………29
Заключение……………………………………………...………………………..34
Список использованных источников……………………………………….......35
7. В Беларуси разработана и действует Государственная программа энергосбережения . В ней содержатся перспективные направления в области энергосбережения на заданный период времени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают свои отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в государственной или отраслевых программах энергосбережения, могут получить льготное финансирование своих энергосберегающих мероприятий. [11, с 90]
Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
· формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;
· кредитный механизм энергосбережения;
· режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
· тарифы на энергию
· энергетические налоги.
Реализация финансово-
1. Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.
2. Разработаны и приняты нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования энергосберегающих мероприятий, такие как:
· Постановление о мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий от 31.03.1998, №504;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.1996, №85 «Об утверждении порядка премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.1998, №58 «О внесении изменений и дополнений в Порядок премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов»;
· Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;
· Приказ об утверждении порядка выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению в 1999 г. от 12.04.99, №83/31;
· Порядок выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
· Письмо Госкомэнергосбережения от 25.05.99, №04-11/132 о финансировании программ энергосбережения в 1999 году;
· Письмо Госкомэнергосбережения от 13.12.99, №04-11/309 о разработке и финансировании программ энергосбережения;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.1998, №1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнении республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережении»;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.1999, №1150 «О проведении государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов».
3.В 1996 году была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.
Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в программе по энергосбережению на 1996–2000г.г., такими как:
· модернизация и повышение эффективности котельных;
· внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
· оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
· перевод паровых котлов в водогрейный режим;
· замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;
· внедрение систем учета и регулирования электроэнергии;
· использование вторичных энергоресурсов;
· уменьшение потерь при передаче электроэнергии;
· внедрение частотно-регулируемых приводов;
· установка энергоэкономичных осветительных устройств;
· внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;
· внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
· реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению [14, с 235]
1.4 Основные показатели эффективности использования энергии и энергосбережения
Для оценки эффективности
использования энергии в
Поэтому, прежде чем выделить эти показатели, проанализируем процесс превращения первичных энергоресурсов в полезную работу, ради которой эти ресурсы использовались.
В любом потреблении энергии присутствуют полезная составляющая и потери. Под полезно потребленной энергией понимается та часть израсходованного энергоресурса, которая непосредственно направлена на осуществление поставленной цели и удовлетворение потребностей. В силовых процессах — это механическая энергия на валу двигателя, в температурных технологических процессах — теплота, выделившаяся в объеме технологической печи, в сушилке и переданная нагреваемой среде, в осветительных процессах — количество получаемой световой энергии от осветительных приборов и т.д.
Долю полезно потребленной энергии в расходе первичного природного энергоресурса определяет значение коэффициента полезного использования (КПП), который является наиболее общим показателем эффективности энергоиспользования.
По значению КПП судят о совершенстве энергоснабжающего процесса в целом, включая его научно-технический уровень, организацию управления и культуру эксплуатации. КПП можно определить для отдельного энергопотребляющего процесса, отдельного предприятия, города и республики в целом. В последнем случае КПП является важнейшим показателем эффективности энергоснабжающей системы государства.
В свою очередь КПИ определяется как произведение частных коэффициентов полезного действия (КПД) различных звеньев энергоснабжающего процесса, включая добычу, транспортирование, хранение, переработку и преобразование первичных (природных) энергоресурсов, а также передачу, распределение и использование преобразованных энергоносителей. По соотношению частных КПД судят об энергетической эффективности каждого звена. [1, с 93]
Для определения других показателей энергосбережения необходимо провести классификацию энергетических потерь. Они делятся на невозвратные и возвратные. К невозвратным относятся потери, которые невозможно устранить существующими ныне способами и технологиями.
К возвратным относятся потери, которые возможно устранить, осуществляя те или иные затраты на реконструкцию. По их величине судят о технически достижимом потенциале энергосбережения. Реальные же масштабы энергосбережения могут оказываться значительно ниже потенциальных и определяться уровнем экономически оправданных вложенных средств.
Зависимость реализации возвратных потерь от осуществленных затрат является важнейшей экономической характеристикой энергосбережения. Нижний предел их иногда может оказываться близким к нулю. Это так называемые малозатратные мероприятия, чаще всего организационного порядка. Верхний экономический уровень затрат в каждом конкретном случае индивидуален и обусловливается стоимостью замещающего энергоресурса в альтернативном варианте
Кроме того, при
определении показателей
В каждом звене,
будь то добыча, транспортировка, преобразование
и использование
Аналогично обстоят дела и с энергетическим потенциалом потерь. Более калорийное топливо, более нагретая вода, пар с более высоким давлением и температурой обладают большим энергетическим эффектом и поэтому имеют более высокую цену, что, к сожалению, не учитывается при существующих тарифах на тепло. Наибольшую цену имеет наиболее качественный и прогрессивный теплоноситель — электроэнергия.
Оба названных обстоятельства необходимо учитывать при экономической оптимизации энергосбережения и распределении средств в энергохозяйстве.
Как отмечалось
выше, об эффективности энергосбережения
косвенно можно судить по показателю
энергоемкости внутреннего
Кроме энергоемкости внутреннего валового продукта, в сопоставимых ценах рассчитывается также удельная энергоемкость производства отдельных видов продукции и сравнивается с аналогичными показателями энергоемкости производства однотипной продукции на других предприятиях.
Таким образом, показатель энергоэффективности — это научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения. [10, с 45]
Какие основные факторы влияют на абсолютное значение энергоемкости?
Кроме экономического роста и цен на энергоресурсы, на энергоемкость влияет НТП. Разница между энергопотреблением на основе старых и новых технологий определяет технический потенциал энергосбережения.
Технический потенциал показывает максимальные возможности энергосбережения. Часть технического потенциала, которая может быть прибыльно освоена, составляет экономический потенциал.
Различают также поведенческий потенциал энергосбережения, который определяется мерой осознания актуальности задачи энергосбережения всеми лицами, реализующими ее. [3, 67]
В настоящее время энергоаудит в нашей стране осуществляется в соответствии с "Положением о проведении энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций", разработанным Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь.
По результатам энергетического обследования составляется соответствующий технический отчет, на основе которого разрабатывается оптимальный режим потребления топливно-энергетических ресурсов, а также программа по энергосбережению, выполнение которой контролируется и анализируется до следующего энергетического обследования.
Вывод: Энергосбережение – комплекс мер по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов , при существующем полезном эффекте от их использования и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Основными целями государственного регулирования являются:
· защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;
· ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;
· защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;
· проведение энергосберегающей политики;
· защита окружающей среды. [2, с 88]
ЧПУП «Поставский мебельный центр» (ПМЦ) на протяжении более 10 лет занимается производством дверей. Располагается предприятие в Беларуси в г. Поставы, ул. Полевая 96.
В настоящее время
на предприятии работают более 890 человек,
производственные площади составляют
порядка 10790 кв. м., годовой выпуск продукции
– более 200 тыс. дверей. ПМЦ обладает значительными
производственными мощностями на всех
технологических этапах производства
продукции. Имеется своя пилорама, сушильный
комплекс, цеха по обработке древесины
и лакокрасочный цех.
На протяжении всего времени основной
целью для коллектива предприятия являлось
повышение качества продукции. Для чего
предприятие постоянно осуществляет модернизацию
оборудования, использует деревообрабатывающий
инструмент и материалы ведущих производителей,
производит обучение персонала. Поэтому
двери ПМЦ можно реже увидеть на территории
Беларуси, но зато практически во всех
регионах России, в странах Балтии, на
Украине, а так же в Италии и в Дании, и
даже в Ираке.
Основная специализация предприятия –
это производство дверей межкомнатных
(глухих и остекленных) из клееного соснового
массива.
Ассортимент продукции постоянно расширяется.