Размещение производства и рациональное природопользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития – в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике – в государствах постсоветского пространства. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Размещение производства. Принципы и факторы размещения производительных сил…………………………………………………………....5
2.Методы выявления и анализа факторов рациональной организации и размещения производительных сил…………………….……………………….8
3.Понятие рационального природопользования………………………………17
4.Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов…………………………………………………………………………..19
5.Охрана и рациональное природопользование земель……………………….22
6.Охрана и защита лесов, экономическое стимулирование рационального лесопользования…………………………………………………………………24
7.Основные пути рационального использования и охраны недр…………….30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Мой реферат4.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Рациональное использование водных ресурсов связано с проведением различных организованных и технологических мероприятий. Показателями рационального использования воды являются: отношение объема водоотведения к объему полученной свежей воды; кратность использования воды, т.е. отношение валового водопотребления к объему потребления свежей воды; число предприятий, прекращающих сброс неочищенных и необезвоженных сточных вод к общему числу предприятий. Особо важное значение имеют уменьшение абсолютного объема водопотребления за счет сокращения безвозвратных потерь и соблюдение научно обоснованных норм и лимитов водопотребления.

Среди организационно-технических мероприятий, которые способствуют предотвращению истощения водных ресурсов и улучшению качества поверхностных и подземных вод, особенно важным является очистка сточных вод. Эффективными способами очистки сточных вод являются механические, биологические (биохимические) и физико-химические. Для ликвидации бактериального загрязнения применяется обеззараживание сточных вод (дезинфекция).

Механический – наиболее доступный метод – применяется главным образом для удаления из сточной жидкости нерастворенных и коллоидных частиц органического или минерального происхождения путем простого отстаивания. К приспособлениям механической очистки относятся песколовки, применяемые для задержания частиц минерального происхождения; отстойники, необходимые для задержания примесей органического происхождения, находящихся во взвешенном состоянии. Очисткой достигается выделение из бытовых сточных вод  до 60%, а из производственных – до 95% нерастворенных примесей. Она считается оконченной, если, по местным условиям и в соответствии с санитарными правилами, сточные воды можно после дезинфекции спустить в водоем. Чаще механическая отчистка является предварительной стадией перед биологической, или, точнее биохимической очисткой.

Биохимические методы очистки основаны на использовании жизнедеятельности микроорганизмов-минерализаторов, которые, размножаясь, перерабатывают и тем самым преобразуют сложные органические соединения в простые, безвредные минеральные вещества. Таким образом, удается практически полностью освободиться от органических загрязнителей, остающихся в воде после механической отчистки.

Вариант принципиальной схемы отчистки              сточных вод представлен на рис 1.

 

 

Рисунок 1 − Принципиальная схема отчистки сточных вод

 

К физико-химическим методам очистки сточных вод относятся электрохимический (в электрических полях), электрокоагуляция, электрофлотация, ионный обмен, кристаллизация и др.

Все перечисленные способы очистки сточных вод имеют две конечные цели: регенерацию – извлечение из сточных вод ценных веществ и деструкцию – разрушение загрязняющих веществ и удаление продуктов распада из воды. Эффективным методом борьбы с загрязнением водоемов является внедрение повторного и оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях. Оборотным водоснабжением называется такое водоснабжение, когда вода, забираемая из природного источника, рециркулирует затем в рамках применяемых технологий (охлаждаясь или очищаясь) без сброса в водоем или канализацию. В настоящее время объем оборотного и последовательного использования воды в отношении к общему объему водопотребления в производственные нужды в Беларуси достигает 89%, в России – 77%. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Охрана и рациональное природопользование земель.

 

Реализация государственной политики в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земельных ресурсов в России проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастр – свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Эта информация позволяет реализовать земельное законодательство, обеспечить регулирование земельных отношений и управление земельными ресурсами. Данные государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю.

Данные земельного кадастра могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. В настоящее время земельно-кадастровая информационная база совершенствуется с учетом использования современных технических средств и единых унифицированных технологий на основе европейской классификации земельных угодий и использования мировых цен на землю.

Охрана земель в странах СНГ регулируется земельным кодексом той или иной страны и включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышения плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Необходим комплексный подход к землям как к сложным природным образованиям с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

В природоохранных целях землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков обязаны осуществлять:

        восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

        защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения;

        защиту сельскохозяйственных земель от зарастания кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;

        рекультивацию нарушенных земель, проводить другие мероприятия по охране и рациональному использованию земель.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землепользователей и землевладельцев в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защиту земель от негативных последствий производственной деятельности. Оно включает:

        выделение средств из местных бюджетов для восстановления нарушенных земель;

        освобождение от платы за земельные участки в период сельскохозяйственного освоения;

        предоставление льготных кредитов;

        поощрение за повышение плодородия почв и продуктивности земель, производство экологически чистой продукции.

Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства. Генеральным направлением в распределении земель в процессе хозяйственной деятельности остается учет необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры. Однако сельскохозяйственное использование земель не всегда может быть признанным как наиболее рациональное. Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение в народнохозяйственный оборот ранее не использовавшихся территорий.

В области земельных ресурсов необходима координация программ по улучшению и сохранению плодородия почв, согласование нормативно-методических документов при ведении земельного кадастра, подготовка нормативных документов по расчетам и порядку  платы за аренду земель при строительстве и эксплуатации совместных объектов, рекультивации и использованию загрязненных сельскохозяйственных угодий, разработка совместных научно-технических программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Охрана и защита лесов, экономическое стимулирование рационального лесопользования.

 

Леса относятся к тем природным ресурсам, исполнение и охрана которых, как правило, регулируется национальным законодательством. Экологическое состояние лесов существенно сказывается на окружающей природной среде планеты в целом и это, в свою очередь, требует создания международного механизма охраны и защиты лесов.

Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Задачами охраны и защиты лесов являются разработка и осуществление комплекса организованных, правовых и других мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, загрязнения, засорения и иных вредных воздействий. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается на юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, органы государственного управления, а также на местные органы власти.

На государственную лесную охрану возлагается охрана лесов от пожаров, незаконных рубок, загрязнения и повреждения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, засорения промышленными, строительными и коммунально-бытовыми отходами и отбросами, защита лесов от вредителей и болезней.

 

Показатели / годы             

1998 г.             

1999 г.             

2000 г.             

2001 г.             

2002 г.

Количество пожаров             

5097             

4898             

4834             

4769             

4758

Количество пожаров на 10 тыс. нас.             

12,5             

11,9             

11,7             

11,5             

11,6

Общий ущерб (тыс. руб.)             

449842             

346417             

432273             

472953             

485287

Прямой ущерб (тыс. руб.)             

31091             

35127             

38827             

53078             

66760

Ущерб на 10 тыс. нас. (руб.)             

75169             

84702             

94496             

128604             

163202

Ущерб на 1 пожар (руб.)             

6098             

7172             

4956             

11130             

14031

Ущерб на 1 человека (руб.)             

7,60             

8,55             

9,46             

12,93             

1632

Погибло людей

в том числе детей

256

27

251

15

308

22

324

19

356

20

Погибло людей на 10 тыс. нас.             

0,63             

0,61             

0,75             

0,79             

0,87

Травмировано людей             

282             

296             

263             

289             

320

Травмировано людей на 10 тыс. нас.             

0,65             

0,69             

0,63             

0,69             

0,78

 

Таблица 2 - Краткая статистика по пожарам за 1998 – 2002 года

 

Показатели/ годы

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Зарегистрировано пожаров

239286

231486

226952

218570

211163

200386

Всего погибших

в том числе дети

19275

774

18377

701

18194

732

17065

698

15924

597

15165

584

Получили травмы

14058

13673

13183

13379

13646

12800

Спасено

93940

97944

90468

96851

98363

94220

Ежедневное число пожаров, в которых

гибнет

656

 

53

634

 

50

623

 

50

599

 

47

579

 

44

549

 

42

Информация о работе Размещение производства и рациональное природопользование