Размещение производства и рациональное природопользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития – в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике – в государствах постсоветского пространства. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Размещение производства. Принципы и факторы размещения производительных сил…………………………………………………………....5
2.Методы выявления и анализа факторов рациональной организации и размещения производительных сил…………………….……………………….8
3.Понятие рационального природопользования………………………………17
4.Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов…………………………………………………………………………..19
5.Охрана и рациональное природопользование земель……………………….22
6.Охрана и защита лесов, экономическое стимулирование рационального лесопользования…………………………………………………………………24
7.Основные пути рационального использования и охраны недр…………….30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Мой реферат4.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

                       обеспечение наиболее полного извлечения из запасов минеральных ресурсов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

                       рациональное использование вскрышных пород;

                       охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других бедствий, снижающих качество и промышленную ценность полезных ископаемых.

Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов непосредственно связаны с перспективами развития добывающих отраслей, геологоразведочных работ, проведением природоохранных мероприятий в целом по стране. Производственные программы (бизнес-планы) предприятий добывающей промышленности и геологоразведочных работ, с одной стороны, и планы охраны окружающей среды – с другой, должны разрабатываться в едином блоке. Однако добыче и потреблению минеральных ресурсов предшествуют геологоразведочные работы. Именно на стадии поиска и разведки полезных ископаемых выявляются наиболее рациональные пути их использования.

Проведение единой, согласованной межгосударственной стратегии развития минерально-сырьевой базы позволит странам СНГ решить многие проблемы и в сфере охраны недр, рационального использования минеральных ресурсов. Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов дало возможность создать правовую базу взаимодействия в новых экономических условиях. Оно предусматривает:

                       поэтапное сближение и гармонизацию законодательных и иных национальных нормативно-правовых актов;

                       совершенствование правовой базы хозяйственного сотрудничества;

                       геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

                       рост эффективности производства, транспортировки и использования полезных ископаемых и продуктов их переработки при условии одновременного повышения уровня безопасности и сведения к минимуму проблем загрязнения окружающей среды;

                       разработку новых механизмов эффективного сотрудничества органов государственной власти и управления, а также субъектов хозяйственной деятельности.

Функционирование минерально-сырьевой базы сопряжено с рядом особенностей, которые требуют разработки специфических подходов и решений. К их числу относятся: невозобновляемость извлекаемых минерально-сырьевых ресурсов, безвозвратность допущенных эксплуатационных потерь при добыче; непрерывное выбытие производственных мощностей по добыче и необходимость постоянного инвестирования капитала в их воспроизводство; особо сложные и опасные условия труда при подземной добыче полезных ископаемых и использовании иных ресурсов недр; негативное воздействие горного производства на окружающую среду.

Перспективные прогнозы и планы геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы включают разработку экологобезопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышение коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатированных месторождениях. Развитие научно-технического сотрудничества обеспечивает вовлечение в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых и в итоге достигается расширение минерально-сырьевой базы государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По оценкам специалистов, за последние годы уровень разведанных запасов минерального сырья начал снижаться. Добыча ряда видов этого сырья даже при его сократившихся объемах превышает прирост разведанных сырьевых запасов. Состояние минерально-сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий эксплуатации месторождений. В связи с этим в настоящее время особую остроту приобретает задача подготовки поисковых заделов. Реализация этой задачи потребует осуществления комплекса мероприятий по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведению разведочных работ. Специфические проблемы, связанные с состоянием природно-сырьевой базы, возникают и в отраслях, добывающих и использующих возобновляемые виды природных ресурсов - лесные, водные ресурсы, объекты животного мира и водные биологические ресурсы.

Следовательно, в условиях сохранения определяющей роли природопользования в хозяйственном освоении территории страны выявление резервов расширения налоговой (платежной) базы при эксплуатации природных ресурсов становится одним из важнейших требований оценки налогового потенциала того или иного региона.

Высокий размер ресурсных платежей тормозит развитие отраслей, добывающих природные ресурсы, и экономическую активность их предприятий, зачастую провоцирует их на уклонение в явной или скрытой форме от уплаты налогов. И, наоборот, в результате излишнего занижения ставок платежей природопользование с точки зрения интересов государственного бюджета становится малоэффективным, а финансирование мероприятий по охране и восстановлению природных ресурсов за счет целевых источников приобретает дефицитный характер.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо постепенно привести рациональное природопользование во всех принятых и вновь принимаемых нормативных актах, в первую очередь федеральных законах, к единому пониманию.

2. Ввести рациональное природопользование в обязательном порядке в принципы конституционного права. От грамотного формулирования и использования принципов права в значительной мере зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Принципы выступают важным средством устранения пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Принципы всегда выступают в виде общеобязательных требований и имеют прямую юридическую силу. Не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.

3. Принятие единого нормативного акта, регулирующего рациональное природопользование всех видов природных ресурсов и их компонентов, вряд ли целесообразно, хотя данная идея выглядит привлекательно, особенно в отношении природных комплексов, так как в настоящее время зачастую природные ресурсы, образующие единую систему (например: водные ресурсы и водные биологические ресурсы), регулируются различными нормативными актами, часто не учитывающими специфичность каждого вида ресурсов. Рациональнее объединить регулирование только определенных природных ресурсов, таких, как лес и обитающие в нем объекты животного мира, причем лесопользование и пользование животным миром должны возникать на основании единых документов, что позволит уменьшить бюрократические заслоны и позволит создавать преимущественно лесоохотничьи хозяйства. Вместе с тем должен быть создан единый орган по охране окружающей среды.

4. Несмотря на свою значимость, рациональное природопользование в принципах экологического законодательства должно иметь подчиненный характер по отношению к таким основам, как охрана природных ресурсов, приоритет охраны природных ресурсов перед их использованием, сохранение особо ценных природных ресурсов.

5. В отношении ресурсов, имеющих статус особо ценных, редких или находящихся под угрозой исчезновения, использовать данный принцип не представляется возможным. Исключение рассматриваемого понятия из нормативных актов всех уровней приведет к исчезновению расплывчатых норм, позволяющих эксплуатировать запрещенные к использованию объекты окружающей среды. Одним из важнейших в данном разделе является законодательство об особо охраняемых природных территориях. В настоящее время в России создана целая сеть особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.

6. Необходим отдельный законодательный акт, регулирующий рациональное природопользование в городских и сельских поселениях. Ухудшение состояния окружающей среды в городах является одной из главных причин слабого здоровья и низкого качества жизни людей.

7. Рациональное природопользование должно максимально учитывать потребности граждан Российской Федерации, быть источником благосостояния всех народов, проживающих на территории страны. Необходимо устранение всех явных и скрытых норм, допускающих ограничение прав граждан на благоприятную среду и рациональное природопользование.

Делая вывод из всего вышеизложенного, под рациональным природопользованием следует понимать комплекс мер, осуществляемых государством, иными собственниками природных ресурсов, природопользователями, направленными на достижение максимального экономического эффекта от использования природных ресурсов при минимизации количественного и качественного потребления компонентов природной среды, с учетом взаимодействия природных ресурсов друг с другом и с антропогенными факторами, при условии приоритета охраны природных объектов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. Данное понятие должно послужить основой для дальнейшей правильной и полноценной эксплуатации природных объектов и комплексов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Бураев Р.А. Размещение производительных сил и экономика регионов СССР: Уч. пос. – Нальчик: Изд-во КБГУ, 1989. – 83 с.

2.Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Уч. пос. для вузов. – М.: Гардарики, 1999. – 156 с.

3.Евстигнеев В.П. Эффективность размещения общественного производства: Метология и методика / Отв. ред. В.В. Кистанов. – М.: Наука, 1985. – 173 с.

4.Заставный Ф.Д. Совершенствование территориальной организации производительных сил: Теория, методы, практика / Отв. ред. Н.Т. Агафонов. – Л.: Наука, 1986. – 139 с.

5. Копанев В.А. География промышленности России и стран СНГ: Уч. пос. – М.: Маркетинг, 1999. – 159 с.

6. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Уч. пос. / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 522 с.

7. Рябчиков А.К. Хозяйственный механизм рационального природопользования. Йошкар-Ола, МарПИ, 1996. С.130

8. Шарыгин М.Д., Федорцов Н.П. Основы учения о территориально-производственных комплексах: Уч. пос. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. – 150 с.

9. Комплексные региональные исследования производительных сил СССР: Научно-историч. очерк. – Ч.2: Научный центр размещения производительных сил СССР. – М.: СОПС, 1991. – 100 с.

10. Пути повышения эффективности функционирования территориально-производственных комплексов / Ред. Ф.Е. Поклонский. – Донецк: ИЭП, 1988. – 155 с.

11. Размещение производительных сил: Учеб. для вузов / Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. – М.: Экономика, 1994. – 588 с.

12. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 1993. – 126 с.

13. Региональная экономика: Учеб. пособие. / Ред. М.В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 462 с.

14. Региональная экономика: Учеб. пособие. / Ред. Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 319 с.

15.Савченко М.Е. Вопросы теории и методики изучения территориально-производственных комплексов: Учеб. пособие.- Свердловск: ОГПИ, 1990. – 87с.

16.Система методов оценки размещения производства: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.П. Евстигнеев. – М.: СОПС, 1989. – 133 с.

17.Территориальная организация хозяйства в современных условиях / Под ред. Т.М. Калашниковой. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 175 с.

18.Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования / Под ред. М.К. Бандмана, А.И. Чистобаева. – Л.: Наука, 1990. – 211 с.

19.Территориально-производственные комплексы: совершенствование процесса формирования: Сб. ст. / Отв. ред. М.К. Бандман. – Новосибирск: Наука, 1986. – 263 с.

20.Экономическая география России: Учеб. / Ред. В.И. Видяпин, М.В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 533 с.

21.Шимова О.С., Соколовский Н.К.Экономика природопользования: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 377 с. – (Высшее образование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Размещение производства и рациональное природопользование