Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:59, дипломная работа
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые способствовали бы умственному развитию детей дошкольного возраста и учитывали возрастные индивидуальные особенности ребенка. Познавательно-практическая деятельность является эффективным средством умственного развития дошкольника. В познавательно-практической деятельности не только проявляются, но и развиваются психика ребенка, сенсорика, природная любознательность, формируется активное отношение к окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом. Важный результат этой деятельности-знания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Познавательно-практическая деятельность как средство развития ребёнка-дошкольника……………………………………………………....5
Работа педагога по организации опытнической деятельности старших дошкольников………………………………………………………………11
Создание условий в группе для проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….............13
Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе дошкольного учреждения……………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПРОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
Государственное учреждение образования
«Минский областной институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЫТОВ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Минск 2013
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПРОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
3
Введение
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые способствовали бы умственному развитию детей дошкольного возраста и учитывали возрастные индивидуальные особенности ребенка. Познавательно-практическая деятельность является эффективным средством умственного развития дошкольника. В познавательно-практической деятельности не только проявляются, но и развиваются психика ребенка, сенсорика, природная любознательность, формируется активное отношение к окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом. Важный результат этой деятельности-знания.
Для ребенка-дошкольника деятельность должна быть значимой, захватывающей, радостной. Все это включает в себя специфическая дошкольная деятельность - познавательно-практическая. Л.В.Венгер отмечал, что в познавательно- практической деятельности, как и в других видах деятельности, идет своеобразное отображение действительности ребенком, дети тут не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные замещаемым объектом. Для этого вида деятельности необходимо наличие познавательного интереса. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательная потребность определяет направленность мышления, чувств, воли ребенка.
Особую радость переживает
ребенок, когда он, наконец, сам может дать
ответ на свои же вопросы. А все это создает
своего рода исследовательский стереотип,
лежащий в основе дальнейшего развития
познавательного интереса к окружающей
действительности. Его наличие несет ребенку
радость открытия, укрепляет «аппетит»
к исследовательской деятельности. В познавательно-практической
деятельности очень ярко проявляется
развитие интереса к процессу познания
у ребенка. В этом виде деятельности происходит
своеобразная форма практического размышления
ребенка об окружающем. Ребенок удовлетворяет
хотя бы на некоторое время свою жажду
познания практическим путем в процессе
манипулирования, предметной деятельности,
занимаясь экспериментированием. Особенно
важен результат этой деятельности - полученные
знания. С одной стороны, расширяется объем
и углубляются точные знания детей об
окружающем, с другой стороны, возникают
еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические
знания, которые выступают в форме вопросов.
Проблемность, характерная для таких вопросов
является, по мнению ученых В.В.Давыдова,
Н.Н.Подъякова и других, мощным стимулятором
умственной активности. Все выше сказанное
и определяет актуальность и практическую
значимость темы выпускной работы.
4
Цель выпускной работы: описание деятельности воспитателя по организации и проведению опытов с целью развития познавательной активности старших дошкольников
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую
методическую литературу по использованию
элементарных опытов в развитии познавательной
активности старших дошкольников.
2. Составить картотеку элементарных опытов
с объектами неживой природы.
3. Разработать конспекты занятий с использованием
опытов с объектами неживой природы.
5
1. Познавательно-практическая
деятельность как средство
Желание познать окружающий мир появляется у ребёнка рано. Уже на первом году жизни, удовлетворяя свою потребность в новых впечатлениях, он активно манипулирует игрушками – сжимает, пытается удержать, грызёт, совершает первые ориентировочные движения: нажимает пальцами, бросает и т.д. Овладение способностью самостоятельно передвигаться значительно расширяет познавательные возможности ребёнка. Ему до всего хочется дотронуться, всё попробовать на вкус, заглянуть в каждую щель. Уже в том возрасте ребёнка интересуют не только сами предметы, но и то, что с ними можно сделать. Дети полны желания узнавать и понимать, искать и добывать новые впечатления. Они проявляют большую познавательную активность.
Каждому возрастному периоду свойственны определенные формы этой активности, но не все взрослые знают, что нужно делать для того, чтобы развивалась эта деятельность. Учебная программа помогает определить, что могут и хотят познать дети разного дошкольного возраста, как они познают окружающий мир, что должен делать взрослый, чтобы помочь в том ребёнку. Работа по развитию познавательно – практической деятельности строится по принципу: что вижу и трогаю, то и познаю. Важный результат той деятельности – добытые в ней знания. С одной стороны, расширяется объём и углубляются точные, ясные знания об окружающем мире. С другой стороны, в процессе познавательной деятельности возникает вторая группа знаний, ещё не совсем ясных, незавершённых. Они выступают в форме детских вопросов, предложений: «А что, если червяк вырастет, он может превратится в большую змею?» Неопределённость, проблемность являются мощным стимулятором умственной активности. Стремясь получить интересующую информацию, ребёнок сам продолжает её «добычу». И поиск захватывает не только его разум, но и эмоции, вызывает творческую активность. Проблемные знания возникают, развиваются, как правило, при самостоятельном поиске экспериментирования. Экспериментируя с новым предметом, ребёнок может получить совсем неожиданную для себя информацию, и поиски могут пойти совсем не традиционным путём. Здесь никто не принуждает ребёнка к мыслительной деятельности, запоминанию, не определяет ни порядка, ни объёма добываемых знаний и умений. Всё запоминается само собой, непроизвольно. Это своеобразный «институт» стихийного обучения, в котором не происходит переутомления ребёнка, потому что он также непроизвольно, позволяет ребёнку осуществлять поиск нужной ему информации в соответствии со своими интересами и желаниями.
Познавательно – практическая деятельность выступает в разной форме: стихийная или запланированная педагогом; возникающая по инициативе самого ребёнка, организованная старшими, или совместная – ребёнка и
6
взрослого. Воспитателю подчас трудно определить меру своего участия в развитии познавательной активности детей. Критерием должно быть стремление не подавлять детскую инициативу, не погасить желание ребёнка открыть мир. Необходимо поощрять активные действия детей в окружающей действительности, их желание подражать взрослым, перенимать их опыт и взгляды на мир, стараться отвечать на все их вопросы.
Анализируя практическую деятельность детей, педагоги пришли к выводу, что её следует рассматривать, с одной стороны, как целенаправленное, соответствующее возможностям и социальным задачам обучение, с другой, как самостоятельную активность ребёнка. Активность ребёнка обусловлена социальной ситуацией. Социальная ситуация развития включает в себя предметы, людей и правила взаимодействия людей между собой и с предметами. Но объективный, развивающий потенциал среды, его активное понимание и использование человеком для собственного развития редко бывает в соотношениях соответствия, то есть всё происходящее вокруг ребёнок не в соответствии самостоятельно узнать и понять, да и времени на э то уйдёт слишком много. Поэтому без помощи взрослого эта деятельность ребёнка малоэффективна. От чего же зависит уровень развития ребёнка, желание поскорее понять окружающее? От организации, содержания и предметов его деятельности. Основное значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений во взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявит их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному, поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Как показывает исследование, проведённое Е.М. Калининой, игры и опыты с объектами неживой природы (водой, воздухом, солнцем, песком) не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений, навыков и способностей, в том числе исследовательские и речевые. Опыты с природным материалом оказывают существенное влияние на развитее познавательной деятельности, понимание причинно – следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Опыты с водой глиной песком и т.д. позволяют знакомить детей со свойствами и качествами различных природных материалов, их преобразованием в зависимости от изменения внешних свойств, а также средой обитания животных и растений. Как показало экспериментальное обучение Е.М.Калининой, для формирования адекватных представлений о неживой природе целесообразно использовать те объекты, которые непосредственно
7
окружают ребёнка в повседневной жизни. Такой подход позволяет детям в процессе игры определить их цвет, форму, размер, упругость, запах, вес и т.д. В этом случае информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребёнка более полным, достоверным и прочным. Известно, что чем больше органов чувств задействовано в познании объекта, тем более правильные и глубокие представления о нём можно сформировать у ребёнка. «Всё видимое - глазу, всё – слышимое уху, всё ощутимое – руке» (Я.А.Коменский). Кроме того, объекты неживой природы доступны, опыты с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий. Целесообразно использовать объекты неживой природы как на групповых так и на индивидуальных, с включением игр в песочнице, с водой, со снегом. Это одно из форм естественной деятельности с ребёнком, педагог формирует жизненный опыт и элементарные знания ребёнка.
Поисковая деятельность предполагает
высокую активность и самостоятельность
детей, открытие новых знаний и способов
познания. Поисковая деятельность начинается
с постановки воспитателем и принятия
детьми познавательной задачи. Затем выдвигаются
предположения, осуществляется первоначальный
анализ, отбираются способы проверки предложений,
выдвинутых детьми, осуществляется их
проверка. Завершается поисковая деятельность
анализом полученных в ходе проверки результатов
и формулированием выводов. Познавательные
задачи всегда содержат вопрос и обязательно
основаны на некоторых данных, уже известных
детям. Часть данных ребята должны отыскать
в процессе комбинирования, преобразования
имеющихся и известных им способов действия.
Незнание должно быть частичным тогда
познавательную задачу можно будет решить
с помощью опыта, сравнительного наблюдения
или эвристического рассуждения. Если
задача непосильна детям или слишком легка,
не требует умственных усилий, то проблемной
ситуации не возникает. К самостоятельному
формированию выводов детей необходимо
побуждать. Случается, что ребёнок делает
неправильные выводы, тогда необходимо
провести дополнительные наблюдения или
опыты, чтобы каждый пришёл к правильным
выводам. Учитывая специфику жизненного
опыта детей, а именно: ограниченность,
не системность знаний , недостаточность
традиционных методик для развития внутренних
планов действий и т.д. , - формирование
активности необходимо связать как с реальными
действиями, так с более сложными умственными
задачами.
Исследования ведущих психологов и педагогов современности (А.В. Запорожца, А.П.Усовой, Н.Н. Подъякова, С.Л.Новосёловой идр.) доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно – воспитательского процесса собственную активность ребёнка. И если рассматривать формирование познавательной активности в связи с эмоциональной регулирующей поддержкой взрослого, то станет более необходимость развивать как можно
8
раньше вне ситуативную познавательную активность ребёнка, наполняя и направляя её формы на повышение адекватности взаимодействия с предметом внешней средой и людьми.
Многие ученые высказывают мнение, что развитие ребенка происходит именно в познавательной деятельности, где формируется его познавательная активность, с помощью которой ребенок познает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является организация элементарных опытов, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предметах окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детскую опытническую деятельность в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства
«островок» познавательно-
Познавательно-
Первый этап характеризуется проявлением любопытства. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.