Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:59, дипломная работа
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые способствовали бы умственному развитию детей дошкольного возраста и учитывали возрастные индивидуальные особенности ребенка. Познавательно-практическая деятельность является эффективным средством умственного развития дошкольника. В познавательно-практической деятельности не только проявляются, но и развиваются психика ребенка, сенсорика, природная любознательность, формируется активное отношение к окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом. Важный результат этой деятельности-знания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Познавательно-практическая деятельность как средство развития ребёнка-дошкольника……………………………………………………....5
Работа педагога по организации опытнической деятельности старших дошкольников………………………………………………………………11
Создание условий в группе для проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….............13
Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе дошкольного учреждения……………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПРОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
5. «Угол покоя»
Пластиковый стакан (ведро) наполнить сухим песком и медленно высыпать на землю. Ребёнок заинтересован тем, что сколько бы раз он не проделывал этот опыт, высота кучки песка будет одинакова (при условии, что сыпать каждый раз он будет на новое место). Проблемный вопрос: может быть сыпать медленнее и аккуратнее, тогда горка получится выше? Нет, это физическое явление называется «угол покоя». Когда песчаный конус достигает этого значения, все последующие песчинки уже не задерживаются на вершине, а скатываются вниз. Для каждой сыпучей породы «угол покоя» свой, значит, высота горки тоже своя.
В своей работе я использую проведение опытов не только в нерегламентированной деятельности, а включаю их как составной компонент в специально организованную деятельность. Например занятие (О капле-Капитошке узнаем мы немножко).
Конспект занятия «О капле-Капитошке узнаем мы немножко)
Задачи: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить знания о разном состоянии воды, где и в каком виде
22
существует вода в окружающей среде. Познакомить с явлением круговорота воды в природе. Продолжать знакомить со свойствами воды опираясь на опыты. Расширять кругозор, желание узнать больше.
Материал: Капелька (голубой воздушный шарик наполненный водой), схема круговорота в природе, иллюстрации ответов на загадки; две бутылочки с газированной водой; ширма, стаканы, стеклянная кастрюля, чашечки с водой и льдом, электрочайник, костюмы для профессоров Обучайкина и Проверяйкина.
Предварительная работа:
1. Заучивание
стихотворения Н.Рыжовой «Вы
2. Проведение опытов: есть ли вкус, цвет, запах у воды;
3. Чтение «Сказка о дождике, который хотел напоить дерево».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятия пришли гости. Они хотят увидеть, что-то интересное. Поздоровайтесь с ними. А как, вы думаете, откуда люди узнают о том, что происходит в природе и окружающем мире? (Смотрят телевизор, читают газеты, слушают радио и т.д.)
Воспитатель: Правильно, ребята, но у нас в группе нет ни компьютера, ни телевизора, да и газет нет, но есть радио. Давайте его включим и послушаем. (Включается магнитофон и звучит запись).
«Дорогие радиослушатели, передаём прогноз погоды. Сегодня в нашем городе ожидается переменная облачность, дождь со снегом. Выходя на улицу не забудьте взять с собой зонты».
Воспитатель: Ребята, а вы взяли с собой зонты?
(В это время из-за двери брызгают на детей из бутылки с водой, звучит шум дождя и музыка).
Воспитатель: Ой, дождь! Настоящий, но очень кратковременный.
(Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Каплю висящую на двери, берёт её в руки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите это капля – Капитошка! Как она к нам попала?
Голос Капли:
«Кто же я, от куда?
Где теперь мои друзья?
23
Где же Капли-Капитошки…
Разбежались по дорожке?
Ответы детей. Она попала к нам с дождём, её принесла туча т.д..
Воспитатель: А что такое дождь, капли? (Вода)
А вы слыхали о воде?
Говорят она везде?
1 ребёнок:
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
2 ребёнок:
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Наша спутница всегда!
3 ребёнок:
Без воды нам не умыться,
Не поесть и не напиться.
Смею, вам, я доложить
Без воды нам не прожить.
Все:
Путешествует всегда
Наша спутница – ВОДА!
Воспитатель: Да,
вода великая путешественница и
твои капли действительно
24
к ним попасть, надо выполнить задание: надо научиться говорить без помощи языка, где и как мы используем воду, как это можно? (Показать жестами).
(Показ 4-5 действий детей: стирать, купаться, плавать, готовить еду.)
Воспитатель: Молодцы, здорово справились с заданием. А теперь вперёд!
(Подходят к столу, на нём лежит книга)
Воспитатель: Куда же мы попали? Никто нас не встречает. А вот лежит книга, может она нам подскажет?
(Из книги выпадают картинки: льдинка, снежинка, вода, мячик, воробей, дождь, облако).
Звучит магнитофон, голос профессора Обучайкина:
«Отгадайте вы загадки
Мои милые, ребятки.
В страну знаний вы зайдёте,
Когда в картинках ответы найдёте».
1. «Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе». (Облако)
2. «Что за звёздочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь вода в руке. (Снежинка)
3. «Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает
И бормочет, и поёт убаюкивает? (Дождь)
4. «В огне не горит, и в воде не тонет»? (Лёд)
5. «Много её – беда!
Мало её – беда!
Нужна нам всегда,
Больше, чем еда! (Вода)
25
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки, возьмите отгадки с собой, возможно, они нам пригодятся.Звучит музыка, открывается дверь, входит профессор Обучайкин. Приносит с собой плакат-схему круговорота воды в природе.
Обучайкин: Здравствуйте, ребята! Что вас привело в страну знаний, что вы хотите узнать?
Дети: Мы хотим помочь Капельке найти своих сестричек, они потерялись где-то.
Обучайкин: Вы их почти нашли, когда отгадали загадки, в отгадках был ответ, где можно в природе найти воду, капли. Давайте ваши отгадки и я расскажу, как путешествует по свету вода.
Рассказ Обучайкина о круговороте воды в природе: Вода всегда путешествует. Находясь в водоёмах и под лучами солнца, она нагревается и превращается в капельки воды, которые поднимаются вверх образуя облака и тучи. Когда в них собирается очень много капелек и дует прохладный ветер, то на землю проливается дождь. Вода снова попадает в почву, в водоёмы и вновь под воздействием солнца превращается в пар, туман и вновь поднимается вверх – так совершает вода свой круговорот. Даже зимой, когда холодно круговорот продолжается, только от холодного воздуха она превращается в снежинки, которые так же падают к нам на землю. Так вода и капельки совершают своё путешествие в течении всего времени года. Надеюсь, вы, ребята и ты капелька поняли, что такое круговорот воды в природе, давайте с вами повторим. (Ответы детей)
Обучайкин: Вы познакомились на занятии с новым словом – круговорот, оно образовано от слова – вода. Давайте с вами образуем новые слова используя слово – вода.
Дидактическая игра «Образование новых слов». Для этого используются картинки: водопад, водовоз, водоканал, водоросли, водоём, водопад, водолей и т.д.
Воспитатель: Спасибо, вам профессор Обучайкин, теперь все дети знают, что такое круговорот воды в природе и где можно встретить сестрёнок капельки. А, ты, Капелька всё поняла?
Запись голоса Капельки: И всё, таки, я не верю, что вода может быть твёрдой – льдом, и паром – облаком, и может на землю возвращаться дождём.
Воспитатель: Ну, тогда вам в этом поможет другой профессор – Проверяйкин. Отправляемся, ребята, к нему? Надо сказать волшебные слова: «Влево, вправо повернись, в лаборатории профессора очутись».
26
(Звучит музыка. Воспитатель открывает ширму, за столом сидит профессор, он переливает воду из одного сосуда в другой).
Воспитатель: Профессор как всегда занят исследованиям, проводит опыты.
– Здравствуйте, профессор!
Проверяйкин: Здравствуйте, ребята! Я профессор Проверяйкин, зачем, вы пришли ко мне? (Ответ детей. Капелька не верит, что вода может быть: паром, льдом).
Проверяйкин: Мы сейчас с вами ей поможем в этом убедиться и для этого проведём с вами опыты, хотите? Садитесь за столы, но сначала скажите мне, что вы знаете о воде, какие её свойства? (Вода без цвета – прозрачная, не имеет цвета, но может растворять не которые вещества, у неё нет запаха, и т.д.)
Проверяйкин: А откуда, вы знаете столько о воде? (Знакомились на занятиях)
– Молодцы! Вот сейчас, познакомимся и проведём опыт, есть ли у воды форма? И если есть, то, при каких условиях она меняется. Давайте проведём ряд опытов.
Опыт № 1. Вот у меня в руках кувшин (прозрачный) с водой, какой формы сейчас вода?(форма кувшина). Наливаю воду в банку, какую теперь она имеет форму? (форму банки). У вас на столе вода в бутылочке, какая форма у воды? Ребята возьмите и налейте воду в стаканы, которые стоят у вас на столе, какая теперь форма? А если воду налить на стол, какую теперь имеет форму вода? (У неё нет формы – она бесформенная). Вывод, какой мы с вами сделаем? У воды нет своей формы, она принимает ту форму, в каком сосуде находится. А почему её можно перелить из одного сосуда в другой? (она жидкая, течёт).
Опыт № 2. А что можно сделать с водой, чтоб у неё на время появилась форма, и её можно было бы взять в руки? (Заморозить). При каких условиях вода замерзает? (Когда на улице низкая температура воздуха, а может замёрзнуть в морозильной камере). Как называется замёршая вода? (Лёд). А где человек использует лёд? (Достаёт и показывает детям кусочки льда). Теперь возьмите лёд в руки и посмотрите, какой он формы (он имеет ту форму, в которой вода замёрзла: зайчик, квадрат, звёздочка и т.д.). А потрогайте его – он твёрдый, и сейчас его можно взять в руки, но что с ним случится, если мы его подержим в руках? У нас станут мокрые руки? (Лёд тает). Почему лёд тает? (У нас тёплые руки, и в группе тоже тепло. Снег и лёд от тепла тает).
Вывод: В каком состоянии был лёд, и стал после того, как полежал в тепле? (Был твёрдый, стал жидкий)
27
Опыт № 3. Ребята, а как вы думаете, что легче лёд или вода? Давайте проведём опыт и научно решим наш спор! Положите кусочек льда в стакан с водой, и посмотрите, что с ним произойдёт? (Он плавает). А можно просто его мало положили в стакан , поэтому он плавает? (Лёд всё равно не тонет)
Вывод: лёд легче воды, поэтому он плавает. И это мы с вами доказали. Да, но вот ещё вопрос: почему с наступлением весны на земле наступает наводнение? Куда девается вода потом? (Тает снег, лёд и превращается в воду. Часть воды уходит в реки, а часть испаряется и поднимается вверх образуя облака). А из чего состоят облака? (Из пара). Пар и воздух – это газ, а так как пар легче воздуха, то он поднимается вверх. Так образуются облака.
Опыт № 4. Давайте проведём эксперимент. Включаю электрический чайник. Смотрите, как кипит вода и поднимается пар из чайника. А нам надо доказать, что пар это вода. Значит, давайте соберём пар, для этого накроем его стеклянной крышкой и видим, как на ней оседают капельки пара. А капельки становятся водой. Так все эти явления и происходят в природе. Итак, какой же мы с вами можем сделать вывод? Вода может находиться в трёх состояниях: Твёрдой – лёд, жидкой – вода, газообразной – пар. При низкой температуре воздуха вода превращается в лёд, если на улице или в помещении тепло станет снова – водой, а если очень сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Воспитатель: Капитошка, ты теперь знаешь, где в природе можно найти твоих сестрёнок? Ну а нам, ребята, пора возвращаться в наш детский сад. Давайте скажем: «Раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять»!
(Закрывается ширма и дети снова в группе. Звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: Капелька-Капитошка, а ты хотела бы остаться у нас в группе? (Конечно) Ребята, а где мы поселим нашу капельку? Где в группе можно встретить воду? (В кране, в чайнике, в аквариуме…)
(Воспитатель несёт капельку и отпускает в аквариум)
Воспитатель: Вот какие вы, ребята молодцы помогли Капельке. А что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о воде?
Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по проведению опытов переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на время проведения всего опыта и затем необходимо следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность опытов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо