Развитие рыночных организационно-экономических инструментов экологизации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей своей истории человечество использует природные ресурсы с целью удовлетворения собственных потребностей. Первоначально в силу простоты и значительно меньшего объема потребностей объем используемых ресурсов был незначителен, отходы жизнедеятельности ассимилировались природой. С возрастанием и усложнением запросов людей ассимиляционный потенциал окружающей среды стал недостаточен для переработки отходов, образующихся в процессе производства и потребления человеком разнообразных товаров (работ), услуг. Отходы в различных формах стали накапливаться, загрязняя природу и нарушая экологическое равновесие.

Содержание работы

Введение. 3
Экологическое предпринимательство 4
Экономические методы и принципы решения экологических проблем. 6
Принципы, на которых базируется экологическая политика в развитых странах 7
1. Принцип стоимости упущенных возможностей. 7
2. Принцип “загрязнитель платит”. 7
3. Принцип долгосрочной перспективы. 9
4. Принцип взаимозависимости. 9
5. Принцип “пользователь платит”. 10
Экономические методы охраны окружающей среды. 10
1. Экологические стандарты. 10
2. Контроль за состоянием окружающей среды. 12
3. Экономическое регулирование охраны окружающей среды. 13
4. Эмиссионный налог и платежи. 14
5. Налоги и платежи за ресурсы. 16
6. Залоги и облигации. 16
7. Экологические фонды. 16
8. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг. Принцип “колпака”. 18
Примеры применения рыночных организационно-экономических инструментов экологизации производства 19
1. МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» 19
2. Ашинский химзавод 19
3. ОАО «Комбинат «Магнезит» 20
Особенности природоохранной деятельности в России. 21
Заключение. 28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

эк. менеджмент..docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические  причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической  политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической политики по-разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.

    1. Принцип долгосрочной перспективы.

Стоимость экологической  деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб.

Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления антиполлюционного капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение Фирм требуют одного - двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы порой наблюдаем  обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения, будущего ущерба.

    1. Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения  и сокращения загрязнения,  между самими загрязняющими веществами.

В качестве  отрицательного примера можно привести экологическую  политику в США и некоторых  европейских странах в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.

    1. Принцип “пользователь  платит”.

Принцип “пользователь платит”  является применением принципа “загрязнитель  платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

Экономические методы охраны окружающей среды.

    1. Экологические стандарты.

Размышляя об экологии, нельзя не сказать об экологических стандартах. Грань, отделяющая сегодняшнее состояния нашей планеты от экологической катастрофы настолько тонка, что речь надо вести не об “экологии вообще”, а о размерах отклонений экологических характеристик нашей среды обитания от значений минимально необходимых для жизнедеятельности обитателей планеты. Сегодня эти значения возведены в ранг обязательных экологических стандартов.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения  или неблагоприятных воздействий, которые не должны  превышаться в данной среде или ее компонентах. Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха  и о качестве вод. В соответствии с Законом 1970 г. о чистом воздухе стандарты вводятся на уровне штатов в планах мероприятий по соблюдению национальных стандартов качества воздуха (НСКВ) и распространяются на действующие и новые источники загрязнения воздуха. В поправках 1977 г. к этому закону НСКВ подразделяются на первичные и вторичные. Первичные устанавливают предельно допустимые количества (ПДК) химических веществ в атмосфере в интересах охраны здоровья населения, вторичные вводят предельно допустимые уровни загрязнения (ПДУ), достаточные для охраны природной среды и "общественного благосостояния" от реальных и потенциальных последствий загрязнения. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы, но не соблюдались в силу отсутствия соответствующих законодательных механизмов. Из стран Западной Европы в последние несколько лет они были введены в Германии и Дании. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод,  шума и вибрации, неприятных запахов.

Товарные стандарты - стандарты на продукцию, обычно общенациональные, которыми могут определяться:

- предельные уровни содержания  загрязнителей или неблагоприятных воздействий в составе продукта;

- свойства и характеристики  конструкции товара;

- способы использования.

Товарные стандарты  используются для запрета или ограничения  производства экологически вредной  продукции. В случае необходимости  в них также включаются правила  тестирования, упаковки и маркировки продукции.

Технологические стандарты представляют собой спецификации экологического  характера для средств техники, оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.

Промышленные круги во многих странах недовольным тем, что строгие экономические законы и регулирующие нормы ставят их в  неблагоприятное положение в конкуренции с иностранными фирмами, которые сталкиваются с более мягким регулированием. Такой аргумент приводится и в отношении экологических налогов и платежей.

Эти заявления, однако, отнюдь не полностью соответствуют действительности. Долгосрочная выгода часто перевешивает краткосрочный недостаток конкурентоспособности.

Оригинальная практика сложилась в Японии, где механизмы управления ориентированы на разработку в первую очередь стандартов здоровья, дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Экологические стандарты вырабатываются в процессе так называемых публичных переговоров между промышленными фирмами и местными органами власти. В Финляндии также нет единообразной системы экологических стандартов выбросов. Вместо этого каждая область имеет право вести переговоры со строителями и достичь договоренности о приемлемых экологических нагрузках.

Существует еще один вид стандартов - стандарты "межрегиональной диффузии", которые определяют объем загрязняющих веществ, выносимых за пределы региона на определенный промежуток времени.

Фирмы в Японии, Германии, Швеции и других странах уже реагируют на повышение цен на энергию, на существующие экологические нормы и их будущее ужесточение более эффективными производственными процессами и более экологически чистой продукцией.

    1. Контроль  за состоянием окружающей среды.

Для обеспечения объективной  информацией процессов создания, реализации и оценки экологической  политики необходима система экологического мониторинга. Более того, в некоторых  странах, например в Японии, в каждом регулирующем законе содержится требование к административным органам осуществлять постоянный надзор загрязнения.

Экологический мониторинг может  быть задействован на следующих этапах экологической политики:

    1. Оценка стратегии с целью проверки возможности возникновения нежелательных последствий в перспективе.
    2. Деятельность по уменьшению загрязнения окружающей среды, например:
    • краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;
    • мониторинг соблюдения стандартов выбросов и качества окружающей среды;
    • мониторинг при комплексной оценке экологического воздействия.

3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению.

Распределение ролей в  экологическом мониторинге между  национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы  предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих  условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.

Частные агентства и фирмы также вовлечены во многих случаях в схемы мониторинга. Происходит это в основном как часть принципа "загрязнитель платит”. Очевидно, что первым шагом в контроле загрязнения является знание типа и объема выброса загрязнителя. Поэтому фирмы занимаются мониторингом своих собственных выбросов в целях оценки соблюдения ими разрешений или лицензий и нормативного (стандартного) состояния окружающей среды в окрестностях данного объекта.

    1. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.

Многие специалисты, в  том числе и юристы, в развитых странах считают экологические  проблемы, по сути, проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и, особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

Роль экономических методов  заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

В числе экономических  инструментов экологического регулирования  можно назвать:

    • платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;
    • компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;
    • платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
    • дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Все эти чисто экономические  инструменты служат соблюдению экологических  стандартов наиболее эффективным путем.

    1. Эмиссионный налог и платежи.

Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.

В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов.

Система налогов на загрязнение  воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.

Налоговая система имеет  два главных преимущества по cpавнению с системой административного достижения стандартов - ПДВ или ПДК.

Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой  борьба с загрязнением будет концентрироваться  на тех объектах, где она дешевле  всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать  загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.

Информация о работе Развитие рыночных организационно-экономических инструментов экологизации производства