Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа
На протяжении всей своей истории человечество использует природные ресурсы с целью удовлетворения собственных потребностей. Первоначально в силу простоты и значительно меньшего объема потребностей объем используемых ресурсов был незначителен, отходы жизнедеятельности ассимилировались природой. С возрастанием и усложнением запросов людей ассимиляционный потенциал окружающей среды стал недостаточен для переработки отходов, образующихся в процессе производства и потребления человеком разнообразных товаров (работ), услуг. Отходы в различных формах стали накапливаться, загрязняя природу и нарушая экологическое равновесие.
Введение. 3
Экологическое предпринимательство 4
Экономические методы и принципы решения экологических проблем. 6
Принципы, на которых базируется экологическая политика в развитых странах 7
1. Принцип стоимости упущенных возможностей. 7
2. Принцип “загрязнитель платит”. 7
3. Принцип долгосрочной перспективы. 9
4. Принцип взаимозависимости. 9
5. Принцип “пользователь платит”. 10
Экономические методы охраны окружающей среды. 10
1. Экологические стандарты. 10
2. Контроль за состоянием окружающей среды. 12
3. Экономическое регулирование охраны окружающей среды. 13
4. Эмиссионный налог и платежи. 14
5. Налоги и платежи за ресурсы. 16
6. Залоги и облигации. 16
7. Экологические фонды. 16
8. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг. Принцип “колпака”. 18
Примеры применения рыночных организационно-экономических инструментов экологизации производства 19
1. МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» 19
2. Ашинский химзавод 19
3. ОАО «Комбинат «Магнезит» 20
Особенности природоохранной деятельности в России. 21
Заключение. 28
Список литературы. 29
Недостатки командно-
Значительный переход к экономическим методам регулирования экологических проблем был сделан в нашей стране во второй половине восьмидесятых годов, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О коренной перестройке дела охраны природы в стране” (от 7.01.1988 г.). С этого момента начался новый этап формирования хозяйственного механизма природопользования. Он продолжался до начала девяностых годов и основной его чертой был переход от административно-командных к экономическим методам природопользования. Была проведена определенная подготовительная работа по переводу управления природопользованием на экономическую основу. В СССР были созданы новые органы управления во главе с союзно-республиканским Государственным Комитетом по охране природы, имевшем разветвленную сеть региональных подразделений. Расширилась практика платного природопользования. В ряде регионов страны впервые стали формироваться специальные фонды охраны природы для целевого финансирования средств на проведение экологических мероприятий.
Согласно Постановлению с 1991 года в хозяйственную практику вводится плата за природные ресурсы с включением в себестоимость продукции затрат, связанных с использованием природного сырья, плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемая за счет прибыли предприятий. Текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и т.п.), также включены в себестоимость продукции предприятий. За превышение предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС) предусматривалась плата в кратном размере по отношению к нормативному уровню.
Первый опыт введения платежей
был опробован в
В качестве недостатка следует отметить и то, что эксперимент не предусматривал устранения противоречий между экономическими интересами предприятий и задачами охраны среды.
Аналогичные недоработки
свойственны и Постановлению
Совета Министров РСФСР “Об
Таким образом, на этом этапе ещё не была в достаточной степени разработана система экономических регуляторов, и поэтому отход от административно-командных мер губительно сказался на экологической ситуации. Кроме того обострились конфликты между центральными, республиканскими и местными органами управления. В 1990 году был сорван ввод в действие природоохранных объектов, включенных в государственный заказ. Из 296 таких сооружений и установок были введены лишь 78. Выход из состава Союза ряда республик незамедлительно привел к разрыву налаженных экономических связей, что в свою очередь пагубно отразилось на экологической обстановке.
В настоящее время граждане
стран бывшего
Еще одна проблема, стоящая перед странами с переходной экономикой - финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды. В 70-80 годы существовало бюджетное финансирование охраны природы, которое давало хоть небольшие, но стабильные средства на эти цели. В настоящее время традиционные бюджетные источники резко сократились. В связи с этим обострилась проблема поиска новых финансовых ресурсов. В странах с развитой рыночной экономикой финансирование аналогичных расходов основывается на принципе «загрязнитель платит». Государственные расходы, связанные с оказанием коллективных экологических услуг (например, снабжение чистой водой), финансируются за счет сборов и налогов с пользователей.
В период перехода к рыночной
экономике существует много факторов,
ограничивающих осуществление этого
принципа и затрудняющих создание эффективной
системы финансирования природоохранной
деятельности. Государству приходится
сталкиваться с проблемой сокращения
бюджетов и отсутствием внутренних
долгосрочных и недорогих кредитов.
Заниженные цены на энергетические и
природные ресурсы также
С учетом ограниченных ресурсов государственных бюджетов были созданы фонды охраны природы, экологические фонды и другие механизмы, которые аккумулируют налоги и штрафы за загрязнение. Однако низкие налоги за загрязнение, а также нестрогое соблюдение установленных норм и высокий уровень инфляции уменьшает объем поступлений.
В природе и её экологических
системах не существует административно-
В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды”. С его принятием начался новый период в формировании механизма природопользования, который характеризуется как этап преимущественного применения экономических, включая рыночные, методов. Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории страны. Хозяйственная, управленческая и иная деятельность, оказывающая отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, обязывалась руководствоваться следующими основными принципами:
Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Раздел III Закона определил экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулировал перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:
На государственные
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользования осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
Кроме того, в законодательном
порядке предусматривается
Для России в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы могут подняться на новый уровень сложности. Очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы.
Подводя итоги вышеизложенному можно отметить, что проблема окружающей среды будет оставаться серьезной проблемой до тех пор, пока меры по охране окружающей среды не будут достаточно жесткими, то есть если предприятия не будут строить очистные сооружения государство должно будет взимать штрафы, и эти штрафы должны быть довольно-таки солидными, в противном случае предприятиям будет проще заплатить штраф, нежели проводить природоохранные мероприятия. Противоречивым является еще и то, что проблема загрязнения окружающей среды не может решиться из-за нехватки средств, т. е. с одной стороны нужно штрафовать предприятия, а с другой финансировать в плане природоохранных проектов. Вообще нельзя однозначно и категорично рассматривать эту проблему, поскольку экономическая и экологическая ситуация в России особенная, так как переходная экономика ничего другого и не несет в себе, кроме как множество вопросов и даже ответов, только следом встает другой традиционный русский вопрос « где взять деньги?», таким образом нужно разрабатывать свою собственную стратегию решения этих проблем. Россия постоянно, так или иначе, ориентировалась на запад, но западный образец нам не подходит, не только из отличительных особенностей российской переходной экономики, не учитывается самое основное при рассмотрении проблем, западные страны практически все развитые и для них не является существенной проблемой проводить дорогостоящую экологическую политику.