Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа
На протяжении всей своей истории человечество использует природные ресурсы с целью удовлетворения собственных потребностей. Первоначально в силу простоты и значительно меньшего объема потребностей объем используемых ресурсов был незначителен, отходы жизнедеятельности ассимилировались природой. С возрастанием и усложнением запросов людей ассимиляционный потенциал окружающей среды стал недостаточен для переработки отходов, образующихся в процессе производства и потребления человеком разнообразных товаров (работ), услуг. Отходы в различных формах стали накапливаться, загрязняя природу и нарушая экологическое равновесие.
Введение. 3
Экологическое предпринимательство 4
Экономические методы и принципы решения экологических проблем. 6
Принципы, на которых базируется экологическая политика в развитых странах 7
1. Принцип стоимости упущенных возможностей. 7
2. Принцип “загрязнитель платит”. 7
3. Принцип долгосрочной перспективы. 9
4. Принцип взаимозависимости. 9
5. Принцип “пользователь платит”. 10
Экономические методы охраны окружающей среды. 10
1. Экологические стандарты. 10
2. Контроль за состоянием окружающей среды. 12
3. Экономическое регулирование охраны окружающей среды. 13
4. Эмиссионный налог и платежи. 14
5. Налоги и платежи за ресурсы. 16
6. Залоги и облигации. 16
7. Экологические фонды. 16
8. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг. Принцип “колпака”. 18
Примеры применения рыночных организационно-экономических инструментов экологизации производства 19
1. МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» 19
2. Ашинский химзавод 19
3. ОАО «Комбинат «Магнезит» 20
Особенности природоохранной деятельности в России. 21
Заключение. 28
Список литературы. 29
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра Аэрологии, охраны труда и окружающей среды.
Курсовая работа
по дисциплине «Экологический менеджмент и экологическое аудирование.»
на тему:
«Развитие рыночных организационно-экономических инструментов экологизации производства»
Выполнил: студент гр. 320601
Рудакова Д.А.
Проверил: Афанасьева Н Н.
Тула-2013г.
Оглавление
Введение. 3
Экологическое предпринимательство 4
Экономические методы и принципы решения экологических проблем. 6
Принципы, на которых базируется экологическая политика в развитых странах 7
1. Принцип стоимости упущенных возможностей. 7
2. Принцип “загрязнитель платит”. 7
3. Принцип долгосрочной перспективы. 9
4. Принцип взаимозависимости. 9
5. Принцип “пользователь платит”. 10
Экономические методы охраны окружающей среды. 10
1. Экологические стандарты. 10
2. Контроль за состоянием окружающей среды. 12
3. Экономическое регулирование охраны окружающей среды. 13
4. Эмиссионный налог и платежи. 14
5. Налоги и платежи за ресурсы. 16
6. Залоги и облигации. 16
7. Экологические фонды. 16
8. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг. Принцип “колпака”. 18
Примеры применения рыночных организационно-экономических инструментов экологизации производства 19
1. МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» 19
2. Ашинский химзавод 19
3. ОАО «Комбинат «Магнезит» 20
Особенности природоохранной деятельности в России. 21
Заключение. 28
Список литературы. 29
На протяжении всей своей
истории человечество использует природные
ресурсы с целью удовлетворения
собственных потребностей. Первоначально
в силу простоты и значительно
меньшего объема потребностей объем
используемых ресурсов был незначителен,
отходы жизнедеятельности
Первыми попытками решения
данных проблем были административные
инструменты регулирования, направленные
на снижение деградации окружающей среды
путем установления законодательно
нормативов для производства, технологий
или выбросов загрязнителей. Недостатком
подобного регулирования
В результате возникла потребность в экономических инструментах, предназначенных для ориентации деятельности экономических субъектов в экологически благоприятном направлении путем влияния на издержки и выгоды имеющихся в их распоряжении различных альтернатив поведения. К ним относятся платежи и налоги за загрязнение, все формы прямой финансовой помощи, например, в виде грантов, мягких займов, налоговых льгот, ускоренная амортизация, кредит, лизинг и т.д.
Подобные инструменты
имеют ряд преимуществ по сравнению
с использованием нормативной регламентации:
экономичность, возможность использования
более гибких решений, стимулирование
инновационной деятельности для
сохранения природных ресурсов и
предотвращения загрязнения. Однако
они пока слабо стимулируют
В качестве следующего этапа
развития природоохранной политики
рассматривается переход на рыночные
инструменты рационального
Согласно Я.Я. Яндыганову, под этим понятием подразумевается активная, под личную ответственность (в том числе имущественную) предпринимателя деятельность, организуемая с целью получения коммерческой прибыли и на основе использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов, объектов, законодательную базу которой составляет закон РФ о предпринимательстве и предпринимательской деятельности.
Определение экологического
предпринимательства включает два
аспекта. С одной стороны данный
вид деятельности является разновидностью
предпринимательства вообще, а значит,
подчиняется всем его законам; с
другой – его специфика определяется
сферой функционирования, а именно
сферой охраны окружающей среды и
рационального
Предпринимательство в области охраны окружающей среды и рационального природопользования направлено на изучение состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды; производство и реализация природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологий; производство и реализация экологически чистой продукции и т.д.
В современных условиях развивается
и такое направление
В действительности рециклинг охватывает все меры, нацеленные на восстановление материалов из отходов с целью возвращения их в процесс производства и потребления. Его инновационной составляющей является «управленческая технология», основа которой заключается в том, что природные экосистемы, практически реализуя принципы последовательного использования отходов одних их звеньев в качестве сырья другими звеньями, представляют собой достойный для подражания образец разработки экологически устойчивого, малоотходного бизнеса. Предприятия, занимающиеся рециклингом в качестве сырья, используют отходы других производств, восстанавливают либо перерабатывают их в продукцию, пользующуюся спросом на рынке. Практика стран Европейского Союза доказывает жизнеспособность и эффективность подобного направления предпринимательства.
В России данный вид деятельности не получил пока широкого развития поскольку недостаточно сформированы инструменты поддержки экологического предпринимательства в целом.
В связи с этим, нами рассматриваются организационно-правовые и экономические инструменты развития экологического предпринимательства, а также проблемы их применения российскими предприятиями в сфере рециклинга.
Среди таких инструментов выделяются:
-организационно-правовые формы рециклинговых компаний;
-виды логистических схем, объединяющие предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы, предприятия их перерабатывающие и предприятия использующие результаты переработки;
-ценообразование на продукты рециклинга;
-льготы, возможные для
применения к этой
Оптимальное сочетание вышеуказанных инструментов определяет эффективность функционирования субъектов экологического предпринимательства.
Проведенная оценка экологической, экономической и социальной эффективности позволила выделить эффективность рециклинговой деятельности на уровне предприятия – микроуровень; на муниципальном уровне – мезоуровень; на уровне региона – макроуровень. Для каждого уровня предложена система показателей эффективности деятельности предприятия:
микроуровень - объем использованных отходов на 1 руб. выпущенной продукции; плата за размещение отходов; экономия средств за счет использования отходов в качестве сырья при производстве продукции и другие;
мезоуровень - налоговые поступления от предприятий в муниципальный бюджет; создание и увеличение числа рабочих мест;
макроуровень - предотвращенный ущерб от ухудшения и разрушения почв и земель; площадь освобожденных земель, находившихся ранее под полигонами, свалками отходов.
Таким образом, совершенствование инструментов развития экологического предпринимательства позволяет его субъектам достичь основной своей цели – получения прибыли путем решения экологических проблем.
Основные функции и принципы экологической политики.
Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже перечислим функции такого управления.
Приводя пример многопланового подхода к проблеме экологии, можно рассмотреть политику сокращения выбросов в США. Главными инструментами этой политики являются налог на использование энергии, налог на первоначальное приобретение оборудования и зданий, стандарты производственных процессов, информация и маркетинг для потребителей.
Ученые экологи сходятся во мнении, что ключ к сокращению выбросов заключается именно в совместном применении административных и рыночных методов. Налогообложение приведет к росту цен на энергию и к сокращению энергопотребления. Регулирование в форме стандартов может быть использовано для вытеснения с рынка наименее эффективного оборудования. Стимулирование и информационные программы могут быть использованы для усиления конкуренции товарами, произведенными при превышении стандартов. Кроме того, информационные программы обеспечат покупателей зданий и энергопотребляющего оборудования информацией, необходимой для принятия решения с учетом ценовых сигналов налогообложения. Финансируемые правительством программы исследования и развития необходимы для поддержки нововведений в промышленности в форме помощи в капиталоемких и рискованных инвестициях.
Этот принцип требует, чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.
В соответствии с
рекомендацией ОЭСР (организация
экономического сотрудничества
и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель
платит” означает, что “загрязнитель
должен нести расходы по
В “Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких показателей, стандартам и нормативам, установленным общественными властями.”
Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно свести к двум основным положениям:
Следует отметить, однако, что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.