Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:46, шпаргалка
Общая характеристика понятия.
Двойственная природа понятия. Слово и контекст.
Содержание и объем понятия.
Отношения между понятиями.
Обобщение и ограничение понятия.
Реальное и номинальное определения.
Остенсивное “определение”.
Виды определения. Правила определения.
Деление как логическая операция. Правила деления.
Общая характеристика суждения. Суждения простые и сложные.
Деление это такая логическая операция,
в которой общее и
10 Общая характеристика суждения. Суждения простые и сложные.
Суждение - это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях. Суждение состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора. Субъект суждения - это понятие о предмете мысли, т.е. то. о чем говорится в данном суждении. Предикат суждения выражает значение о признаке предмета мысли, т.е. то, что говорится о субъекте суждения. Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате. Квантор указывает, относится ли суждение ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект. Однако квантор может в суждении отсутствовать. Каждое суждение состоит из трех элементов -субъекта, предиката и связки (двух терминов и связки). Состав суждения можно выразить общей формулой: "S есть Р" или " S не есть Р". В любом суждении присутствует конкретная мысль. По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо не принадлежность) признака конкретному предмету и явлению. Различия между суждением и понятием: Во - первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь общего и единичного. Во - вторых, суждение отличается от понятия в двух основных аспектах: генетическом и функциональном. В - третьих, подлинный акт мыслей начинается с суждения, т.е. с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру. В - четвертых, суждение отличается от понятия способом закрепления - предложением. В суждениях выражается истинная или ложная мысль. Истинность суждения, как и понятия, определяется его соответствием объективной действительности. Истинные - это такие суждения, в которых связь понятии правильно отражает реальные свойства и отражения предмета мысли. Ложные - это такие суждения, в которых связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли.
11 Классификация суждений по качественной и количественной характеристикам.
Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. В результате получаем четыре вида суждений; общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Общеутвердительное суждение - общее по объему и утвердительное по качеству связки. Его структура: "Все S есть Р ",а символом служит буква " А ". В общеутвердительных суждениях субъект подчинен предикату или оба термина - равнозначные понятия. Общеотрицательное суждение - общее по объему субъекта и отрицательное по качеству связки. Его структура: "Ни одно S не есть Р " . Символом общеотрицательных суждений служит буква "Е". Частноутвердительное суждение - частное по объему субъекта и утвердительное по качеству связки. Его структура: "Некоторые S есть Р". Символом частноутвердительных суждений служит буква "I". В частноутвердительных суждениях субъект и предикат - перекрещивающиеся понятия или предикат подчинен субъекту. Частноотрицательное суждение - частное по объему и отрицательное по качеству связки. Его структура: "Некоторые S не есть Р", а символом служит буква "О". Объемные отношения субъекта и предиката в этих суждениях напоминают аналогичные схемы в частноутвердительных суждениях с той лишь разницей, что в тех суждениях речь идет о совпадающей части объемов терминов, а в частноотрицательных - о несовпадающей части объема субъекта с объемом предиката. Следовательно, в частноотрицательных суждениях речь идет о части объема субъекта, несовместимой с объемом предиката.
12 Распределенность терминов в суждении.
Суждение - мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
В суждении распределенным термин считается тогда, когда он взят в полном объеме. Если термин взят в части объема, он считается нераспределенным. Исследование распределенности терминов суждения - это не формальная логическая операция, а подтверждение правильной связи данных субъекта и предиката в суждении, т.е. ее соответствия объективному отношению самих предметов. Правила распределенности терминов: В общеутвердительных суждениях субъект распределен, а предикат не распределен. Распределенными оба термина будут в случае их равнозначности. В общеотрицательных суждениях оба термина всегда распределены, они полностью исключают друг друга, являются несовместимыми понятиями. В частноутвердительных суждениях оба термина не распределены, если они выражаются перекрещивающимися понятиями. В частноотрицательных суждениях субъект не распределен, а предикат всегда распределен. Таким образом, субъект распределен в общих суждениях и не распределен в частных суждениях; предикат распределен в отрицательных суждениях и нераспределен в утвердительных суждениях. Исключение составляют общеутвердительные и частноутвердительные суждения, у которых предикат распределен.
13 Деление суждений по модальности.
Модальность суждения - это выраженная в суждении явно или неявно дополнительная информация. В логике различают три группы модальных суждений. Первая группа - истинная (алетическая) модальность суждений. Это выраженная в терминах необходимости или возможности информация о логической, зависимости между субъектом и предикатом суждения, либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями. В границах истинной или алетической модальности принято выделять, во-первых, логическую обусловленность, или детерминированность. Во-вторых, выделяют фактическую обусловленность или детерминированность. Вторая группа – несомненная (эпистемическая) модальность суждений. Она представляет собой выраженную в суждении информацию о характере принятия и степени обоснованности знания. Знания в такого рода суждениях могут быть: достоверными, проблематичными, верифицированными, внелогическими. Третья группа - обязательная (деонтическая) модальность суждений. Этот вид модальности является выражением в суждении побуждения людей к конкретному поведению в форме совета, команды, пожелания.
14 Отношения между категорическими суждениями. (“Логический квадрат”).
Суждения не обладают хар-кой «объём суждения». Отношения устанавливаются на основе фундаментальных характеристик – истинных характеристик.
1.Отношение подчинения. В них находится общеотрицательные и частноотрицательные; общеутвердительные и частноутвердительные суждения. Из Истины общего суждения следует И частного. Также и в Ложном суждении. Если общее Л, то частное или И или Л. 2.Отношение противоположности. Общеутвердительного и общеотрицательного суждения. Они не могут быть одновременно И, но могут быть одновременно Л.
3.Отношения подпротивоположности. Частноутвердительное и частноотрицательное. Не может быть одновременно Л, но может быть И одновременно.
4.Отношение противоречия. Общеутвердительное и частноотрицательное. Общеотрицательное и частноутвердительное. Не может быть одновременно Л, или одновременно И. Всегда принимают разные логические значения.
Суть отношений:
15 Операции с суждениями (непосредственные умозаключения).
Непосредственные
16 Основные законы логики.
В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Законы логики воспринимаются как аксиома. Различают следующие виды формально-логических законов. Во - первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления - или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. Во - вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Это - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Закон тождества. Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Таким образом, закон тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись. Закон противоречия. Сущность закона: два несовместимых друг другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно. Закон противоречия действует в определенных границах, он распространяется не на все суждения, а только на несовместимые. Закон противоречия не применим в тех случаях, когда неправомерна сама постановка вопроса и на него не может быть дан ответ. Значение закона противоречия и заключается в том, что он обеспечивает достижение истины. Закон исключенного третьего. Сущность закона: два противоречащих исключенного суждения и тоже время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Одно - необходимо истинно, а другое - ложно; третьего быть не может. Подобно закону противоречия закон исключенного третьего отражает последовательность и противоречивость мышления. Он не допускает противоречий в мыслях и устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на это указывает и закон противоречия), но и одновременно ложными. Если ложно одно из них, то другое необходимо истинно. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины. Объективным основанием закона исключенного третьего является качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Закон достаточного основания. Сущность закона: всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована. Закон достаточного основания является отражением всеобщей взаимосвязи, существующей между предметами и явлениями в окружающем мире. Предметы и явления действительности связаны таким образом, что часто знание наличия одного из них может быть основанием для значения другого. Таким образом, достаточное основание - это любая другая мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли. Закон достаточного основания не допускает необоснованных выводов, он требует убедительного доказательства истинности мыслей человека. При этом, если первые три закона в своем содержании обеспечивают определенность мышления, то четвертый закон логики утверждает, что логически стройная мысль должна не просто декларировать истинность известного положения, но всегда выдвигать достаточное основание.
17 Умозаключение как форма мышления, его виды
Умозаключение – это форма мысли, в результате которой выводится новое знание на основе раннее известного. Раннее известное знание называется посылками, новое заключением. Все рыбы дышат жабрами (1-ая посылка), карась рыба (2-ая посылка), карась дышит жабрами (заключение). Логический переход от посылок к заключению – вывод.
По составу или по структуре все умозаключения делятся на 2-е группы: Непосредственные – это такие умозаключение, заключение в которых выводится из одной посылки. Все львы хищники, нет львов, которые не были бы хищниками. Посредственные – это такие умозаключения, заключение в которых выводится из 2-х и более посылок.
По характеру логического
Дедуктивные (необходимые) – между посылками и заключением которых имеет место отношение логического следования. Отношение логического следования имеет место тогда и только тогда, когда: 1. Посылки связанны по смыслу. 2. Импликация если А, то В, является логическом законом, то есть тождественно-истинной формой.
Тождественно-истинная формула – это формула, принимающая логическое значение истины при всех наборах логических значений входящих в неё переменных.
Для выяснения дедуктивного суждения: 1) Символически выразить посылки и заключение. 2) Присоединить посылки к друг другу логическим союзом конъюнкция и получить то, что обозначается как совокупность посылок, то есть основание импликации. 3) присоединить посылки и заключение логическим союзом импликация. 4) Построить таблицу истинности для полученного выражения и проверить является ли оно логическим законом. Если нет, тогда будет вероятностным.
Не дедуктивные (вероятностные) – это такие умозаключения, между посылками и заключениями которых не имеет место отношение логического следования.
18 Простой категорический силлогизм
Широко распространенным видом опосредствованных умозаключений является простой категорический силлогизм, заключение в котором получается из двух категорических суждений. Простой категорический силлогизм состоит из трех категорических суждений, два из которых являются посылками, а третье — заключением.
В отличие от терминов суждения — субъекта (S) и предиката (P) — понятия, входящие в состав силлогизма, называют терминами силлогизма. Различают меньший, больший и средний термины.
Меньшим термином силлогизма называется понятие, которое в заключении является субъектом. Большим термином силлогизма называется понятие, которое в заключении является предикатом. Меньший и больший термины называются крайними и обозначаются соответственно латинскими буквами S (меньший термин) и Р (больший термин).