Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:06, доклад
Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Успешность адаптации во
многом зависит от наличия
у детей адекватной
самооценки. Мы постоянно сравниваем себя
с другими людьми и на основе этого сравнения
вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях
и способностях, чертах своего характера
и человеческих качествах. Так постепенно
складывается наша самооценка. Процесс
этот начинается в раннем возрасте: именно
в семье ребенок впервые узнает, любят
ли его, принимают ли таким, каков он есть,
сопутствует ли ему успех или неудача.
В дошкольном возрасте у ребенка складывается
ощущение благополучия или неблагополучия.
Безусловно, адекватная самооценка
облегчает процесс адаптации к школе,
тогда как завышенная или заниженная,
напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка
адекватная самооценка, взрослые должны
помнить, что начинающий школьник пока
не может справиться со всеми задачами
самостоятельно. Чтобы помочь ребенку
преодолеть кризис
семи лет, помочь адаптироваться к школьным
условиям, необходимо понимание и чуткое
отношение учителя, внимательность, большая
любовь и терпение родителей, а при необходимости
- консультации профессиональных психологов.
Выше мы уже писали о том, что сроки адаптации
первоклассников могут быть различными.
Обычно устойчивая приспособляемость
к школе достигается в первом учебном
полугодии. Однако нередки случаи, когда
этот процесс не завершается на протяжении
всего первого года. Сохраняется низкая
работоспособность, отмечается плохая
успеваемость. Такие дети быстро утомляются.
К концу учебного года у них нередко выявляются
ухудшения в состоянии здоровья, которые
чаще всего проявляются нарушениями со
стороны нервной и сердечно-сосудистой
систем.
Одним из факторов, препятствующих нормальной
адаптации ребенка, как мы уже знаем, является
недостаточный уровень школьной зрелости.
Частично отставание в развитии ребенка
может быть связано и с состоянием его
здоровья. Первоклассники, имеющие те
или иные отклонения в состоянии здоровья,
перенесшие тяжелые инфекционные заболевания,
получившие травматические повреждения
на протяжении последнего перед учебой
года, труднее приспосабливаются к требованиям
школы. Они чаще пропускают занятия, жалуясь
на повышенную утомляемость, головные
боли, плохой сон. Нередко у них отмечаются
повышенная раздражительность и плаксивость,
а к концу года ухудшается здоровье. С
выводами, однако, спешить не стоит: постепенно
в процессе обучения отстающие функции
совершенствуются, и ребенок догоняет
в развитии своих сверстников. Но на это
уходят месяцы, а иногда и весь первый
год обучения. Поэтому задача взрослых
- создать такие условия, в которых описанные
трудности не будут неблагоприятно отражаться
на успеваемости ребенка, вызывая нежелание
учиться.
Конечно, лучше всего - если родители позаботились
об оздоровлении ребенка перед школой,
облегчив ему тем самым адаптацию в первый
год обучения. Ребенок в этом случае быстрее
и с меньшим напряжением справляется с
трудностями начала школьного обучения
и может лучше учиться.
На рубеже XXI века человечество в полной мере ощутило глобальные экологический кризис, который однозначно указывает на антропогеннуютоксификацию нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические веществ: радионуклиды, тяжелые металлы (такие как ртуть, кадмий, свинец, цинк), радиоактивные металлы, полихлорированныебифенилы, полиароматические углеводороды. Их постоянное воздействие вызывает серьёзные нарушения деятельности основных жизненных функций организма. Вероятно, человек перешел допустимые экологические пределы воздействия на все компоненты биосферы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и человечество может исчезнуть с лика земли.
Глобальное загрязнение окружающей среды произошло в основном по двум причинам:
1) Неуклонный рост населения планеты.
2) Резкое
возрастание в ходе научно-
Так, если численность населения в 1900 году составляла 1,7 млрд. человек, то к концу ХХ века достигла 6,2 млрд. человек. Кроме того на фоне общего увеличения численности населения интенсивными темпами продолжался процесс урбанизации. Если в 1950 году доля городского населения составляла 29,2%, то в настоящее время она достигла 47 %.
Урбанизация коснулась и России, где доля городского населения составляет около 73:%.
В крупных городах ситуация с загрязнением окружающей среды стала угрожающей (особенно: от выбросов автотранспорта, радиоактивного заражения из за аварий на АЭС).
С середины XIX века
в результате промышленной, а затем
научно-технической революции
Основой социально-экономического развития современной цивилизации является, главным образом производство энергии, опирающееся, главным образом на ископаемые виды топлива.
С одной стороны нефть и газ превратились в фундамент благополучия многих стран, а с другой в мощный источник глобального загрязнения нашей планеты. Каждый год в мире сжигается более 9млрд.т. условного топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20млн.т. диоксида углерода (СО2) и более 700 млн. т. различных соединений. В настоящее время в автомобилях сжигается около 2 млрд. т. нефтепродуктов.
В России общее количество выбросов загрязняющих веществ от всех видов транспорта составляет около 17 млн. т. в год, причем более 80 % от всех выбросов приходится на автотранспорт.
В основном от автотранспорта в окружающую среду выбрасывается оксид углерода (СО) приблизительно 84 %. Оксид углерода препятствует абсорбированию кровью кислорода, что ослабляет мыслительные способности человека, замедляет рефлексы, может быть причиной потери сознания и смерти.
Значительное количество
тяжелых металлов попадает в воздух
и почву не только из выбросов автомобилей,
но и при истирании тормозных
колодок и при износе автопокрышек.
Особая опасность от этих выбросов
заключается в том, что в них
содержится сажа, способствующая глубокому
проникновению тяжелых металлов
в организм человека. Кроме автотранспорта,
источниками поступления в
Все тяжелые металлы можно подразделить на три класса опасности:
I класс – мышьяк, кадмий ртуть, бериллий, селен, свинец, цинк, а так же все радиоактивные металлы;
II класс – кобальт, хром, медь, молибден, никель, сурьма;
III класс — ванадий, барий, вольфрам, марганец, стронций.
Тяжелые металлы
весьма опасны, они обладают способностью
накапливаться в живых
Среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха и водных источников питьевой воды. Значительное загрязнение атмосферы различными канцерогенными веществами в крупных городах нашей страны привело к тому, что за последние годы среди городских жителей количество онкологических больных возросло более чем в 1,5 раза. В городах Сибири почти 50 % обострений хронических болезней органов дыхания обусловлено именно загрязнением атмосферного воздуха.
В мире примерно 80 % случаев заболеваний и смертей связано с загрязнением воды. В ХХI веке в некоторых европейских странах такие болезни, как холера, брюшной тиф гепатит А, бактериальная дизентирия, вновь становятся реальной угрозой для здоровья населения.
Примеры некоторых болезней
Болезнь «минамата» — заболевание человека и животных, вызываемое соединениями ртути. Установлено, что некоторые водные микроорганизмы способны переводить ртуть в высокотоксичную метилртуть, которая по пищевым цепям увеличивает свою концентрацию и накапливается в значительных количествах в организмах хищных рыб.
В организм человека ртуть попадает с рыбопродуктами, в которых содержание ртуть может превышать норму. Так, такая рыба может содержать 50 мг/кг ртути; причем при употреблении такой рыбы в пищу, вызывает ртутное отравление, когда в сырой рыбе содержится 10 мг/кг.
Болезнь проявляется в виде нервно-паралитических расстройств, головной боли, паралича, слабости, потери зрения и даже может привести к смерти.
Болезнь «итай-итай» — отравление людей, вызванное употреблением в пищу риса, содержащего соединения кадмия. Это травление может вызвать у людей апатию, повреждение почек, размягчение костей и даже смерть.
В организме человека кадмий в основном накапливается в почках и
печени, причем его повреждающее действие наступает тогда, когда
концентрация этого химического элемента в почках достигнет 200 мкг/г.
Признаки данной болезни фиксируются во многих регионах земного шара, в окружающую среду поступает значительное количество соединений кадмия. Источниками являются: сжигание ископаемого топлива на ТЭС, газовые выбросы промышленных предприятий, производство минеральных удобрений, красителей, катализаторов и т.д. Усвоение — всасывание водно-пищевого кадмия находится на уровне 5 %, а воздушного до 80 %.По этой причине содержание кадмия в организме жителей крупных городов с их загрязнённой атмосферой может быть в десятки раз больше, чем у жителей сельской местности. К характерным «кадмиевым» болезням горожан относятся: гипертония, ишемическая болезнь сердца, почечная недостаточность. Для курящих (табак сильно аккумулирует соли кадмия из почвы) или занятых на производстве с использованием кадмия к раку легких добавляется
эмфизема легких, а для некурящих — бронхиты, фарингиты и
другие заболевания органов дыхания.
Болезнь «юшо» — отравление людей полихлорированными
бифенилами (ПХБ). Известна
в Японии на производстве по очистке
рисового масла в продукт попали
бефинилы из холодильных агрегатов.
Потом отравленное масло
Применение некоторых видов ПХБ в сельском хозяйстве и здравоохранении в некоторых странах с целью борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний привело к их накоплению во многих видах сельскохозяйственной продукции, таких как рис, хлопчатник, овощи.
Некоторое количество ПХБ поступает в окружающую среду с выбросами мусоросжигательных заводов, что представляет опасность для здоровья
городских жителей. Поэтому в некоторых странах ограничивают применение
ПХБ.
Болезнь «желтые дети» — болезнь появилась врезультата уничтожения межконтинентальных баллистических ракет, что привело к выбросу в окружающую среду токсичных компонентов ракетного топлива: НДМГ (несимметричный диметилгидразин или гентил) и азотный тетраоксид, оба относятся к первому классу опасности. Эти соединения весьма токсичны попадают в организм человека через кожу, слизистые, верхние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт.
В результате начали рождаться дети с выраженными признаками желтухи. В 2-3 раза выросла заболеваемость новорожденных. Возросло число новорожденных детей в поражением центральной нервной системы. Возросла детская смертность.
Изза выброса этих веществ появились кожные «ожоги» — гнойничковые
заболевания которые могут появиться после купания в местных реках, похода в лес, непосредственного контакта обнажённых участков тела с почвой и др.
«Чернобыльская болезнь» — вызывается воздействием радионуклидов на организм человека, выброшенных в результате взрыва четвёртого реактора Чернобыльской АЭС. Выброс радиоактивных веществ составил 77 кг.[1] Площадь загрязнения составила около 160 тыс. км2, от радиации пострадало около 9 млн. человек.
В состав радиоактивных осадков вошло около 30 радионуклидов таких как: криптон-85, йод-131, цезий-137, плутоний-239. Более опасным из них оказался йод-131, с небольшим периодом полураспада. Этот элемент попадает в организм человека через дыхательные пути, концентрируясь в щитовидной железе.
У местного населения отмечались симптомы «Чернобыльской болезни»: головная боль, сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические опухоли гортани и щитовидной железы. Также в районах пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС повысилась заболеваемость сердечно- сосудистой
системы, участились вспышки различных инфекций, значительно снизились
показатели рождаемости.
Частота мутаций среди детей увеличилась в 2,5 раза, аномалии встречались у каждого пятого новорожденного, примерно треть детей рождались с нарушениями психики.
Источники радиации
Воздействие тяжёлых металлов на организм человека
Загрязнитель |
Воздействие на здоровье человека | ||
Мышьяк |
Рак легких; различные кожные болезни; гематологические эффекты, включая анемию. | ||
Бериллий |
Дерматиты, язвы; воспаление слизистых оболочек. | ||
Кадмий |
Злокачественные новообразования; острые и хронические респираторные заболевания, почечная дисфункция. | ||
Ртуть |
Воздействие на невную систему, включая краткосрочную память; нарушение сенсорных функций и координации, почечная недостаточность. | ||
Свинец |
Нарушение процессов кроветворения; повреждение печении почек; нейрологические эффекты. | ||
Хром |
Рак легких, злокачественные
образования в желудочно- | ||
Никель |
Респираторные заболевания
(астма, нарушение дыхательной системы) | ||
Р А Д И О А К Т И В Н Ы Е М Е Т А Л Л Ы |
Плутоний-239 |
При попадании в
организм плутоний оседает в мягких
тканях, особенно, в печени, а также
на поверхности костных тканей, в
костном мозгу и других не содержащих
кальций. Его концентрация в костном
мозгу приводит к особо опасным
последствиям при происходящем там
генерировании крови. |
Излучения этих металлов крайне опасно.
ПриПрямомвоздействии возникаетЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ |
Радий-226 |
Несмотря на низкую проникающую способность, вызывает лучевую нагрузку на чувствительные органы человека при ингаляции (дыхании) или попадании в внутрь с водой и пищей. | ||
Уран- 238 |
Соединения урана быстро всасываются в кровь и разносятся по органам и тканям. Острая и хроническая урановая интоксикация характеризуется многосторонним действием урана на различные органы и системы организма. В ранние сроки воздействия преобладает химическая токсичность урана, в поздний период оказывает действие радиационный фактор за счет альфа-излучения. В конечном счете, воздействие урана приводит к возникновению злокачественных образований в легких. | ||
Йод-131 |
Воздействие йода-131 на организм человека повреждает щитовидную железу, сосуды, вызывает необратимые радиоимунные нарушения. |